Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Не птицы, а летают"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дорофеева Любовь Евгеньевна

Непосредственно- образовательная деятельность в форме занятия-викторины с элементами игры и эксперементальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ne_ptitsy_a_letayut.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Не птицы, а летают»

Цель: Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Закрепить с детьми свойства воздуха, как человек использует воздух, роль воздуха в жизни человека, животных. Проблема загрязнения воздуха, значение чистого воздуха для здоровья человека. Развитие конструктивных навыков при работе с бумагой.

Формирование потребности в сотрудничестве, обучение навыку устанавливать контакт друг с другом.

Вызывать эмоциональный отклик на продуктивную деятельность-самолёт из бумаги.

Оборудование и материалы: Ящик ощущений и перо, музыкальный центр, колесо со стрелкой, конверты с заданиями, бумага, фен, ноутбук.

Иллюстрации: Белка – летяга, летучая мышь, летучая лягушка (веслоногая), летучий дракон,  летучая рыба.

Ход занятия

Дети входят в группу, ритуал приветствия:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

затем здороваются с гостями.

Воспитатель обращается к детям.

Ребята, сегодня у нас финал игры «Умники и Умницы». Но это почётное звание вы должны заработать. А именно доказать, что вы такими являетесь. Для этого вам нужно внимательно слушать задание, выполнять его. Ответы должны быть чёткими и правильными. Это игра командная, вы будете отвечать на вопросы  и дополнять ответы  друг друга. За каждое правильно выполненное задание ваша команда будет получать фишку. Если в течение всей игры вы соберёте 5 фишек, то ваша команда будет по праву называться «Умники и умницы». Итак, вы готовы? Тогда начнём.

В нашем волшебном ящике лежит какой-то предмет. Давайте угадаем что это? (вызвать ребенка, что бы он не глядя, на ощупь узнал, что это)

- Какой предмет? Расскажи о нём, но пока не доставай (лёгкий, мягкий, пушистый, теплый)

- Как ты думаешь что это? (В «Ящике ощущений» лежит перо птицы, ребёнок опускает руки в ящик и, не глядя в него рассказать всем, что в нём лежит)

Дети могут задавать наводящие вопросы: Что это? На что похоже? Какой предмет по величине? По ощущениям? Кому принадлежит?

После того, как дети угадали, перо можно достать из ящика.

Воспитатель: « Правильно! Рассмотрите пёрышко»

Дети: «Оно мягкое, легкое, пушистое. У пера есть твёрдая часть по центру и мягкая вокруг. Внутри твёрдая часть наполнена воздухом, поэтому перо такое легкое.

Воспитатель : «Что такое перья? (одежда птиц)

- А почему перья легкие? Что было-бы, если они были бы тяжелы? (птицы не смогли бы летать)

- Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, а есть перья, которые согревают птиц. Перья бывают разной длины, формы, цвета»

Затем воспитатель спрашивает: «Что птицы умеют делать? (выслушать ответ детей, затем подводит итог) Птицы умеют летать».

После воспитатель предлагает детям занять места за столом (на столе расположен круг со стрелкой, разделённый на сектора; в  каждом секторе письмо с заданием) .

1 задание «Кто умеет летать?» 

Дети перечисляют тех, кто умеет летать.

Воспитатель: «Да, крылья есть не только у птиц», затем предлагает детям слайды: насекомые, белка-летяга, лягушка, летучая рыба. Во время рассматривания слайдов проблемные вопросы, обсуждение о крыльях бабочки и немного информации о других летающих животных.

У бабочки 4 крыла-2 передних и 2 задних. Она ими машет одновременно. Могла бы птица летать с такими крыльями? А бабочка с крыльями птиц? Почему? Пытаются летать даже те животные, у которых нет настоящих крыльев. Все знают, какой у белки замечательный пушистый хвост. Для чего?  Может для красоты? Представим, что белка с зайцем поменялись своими хвостами. Смогла бы она так ловко прыгать с дерева на дерево? Почему? Крыльев у белки нет, но распушённый хвост помогает ей держаться в воздухе. Во время прыжка белка как будто немного летит. Это- Белка-летяга

В тропических лесах можно обнаружить летающую лягушку. Она храбро прыгает с дерева на дерево. Помогают ей при этом широкие перепонки на лапах.

В океане можно встретить «летающих» рыб. Спасаясь от врагов, они выпрыгивают из воды и как будто летят. Помогают им в этом широкие плавники, напоминающие крылья.

Затем воспитатель спрашивает «Всех летающих животных мы вспомнили?»

Показывает летучую мышь.

Воспитатель: «Все думают, что летучие мыши страшные и неприятные животные. А на самом деле это обыкновенные животные, просто они днём спят, а ночью охотятся. Крылья у них прикреплены к передним лапам, и мыши заворачиваются в них как в плащ. Сейчас  Эвелина нам расскажет легенду о летучих мышах»

Эвелина: «Говорят, в один из дней волшебник  собрал всех птиц, и сказал: «Состарился я, без мягкой постели мне не обойтись. Дайте все по перышку, я сделаю из них постель». Тогда все птицы, что были в небе, вырвали и дали по перышку волшебнику. Только летучая мышь сказала: «Разве можно дать ему лишь одно перышко!» — вырвала и отдала все свои хорошие перья. Волшебник взял ее перья и сказал: «Будь первой среди птиц!» Потом подумал: «Наверное, другие птицы будут смеяться и дразнить ее за то, что она голая, и молвил: Ты будешь летать в воздухе по ночам, когда птицы и люди не смогут тебя увидеть». С тех пор летучая мышь летает только по ночам.

Игра-превращение

(физминутка)

«Мы шмели и пчёлы» (летаем с цветка на цветок, пьём нектар)

«Мы-кузнечики» (прыгаем на четвереньках, как кузнечики в траве. Вдруг опасность, мы расправили крылышки и прыгнули далеко-далеко)

Мы-маленькие комарики, крылышки у нас маленькие, мы ими машем быстро-быстро и пищим.

Мы-бабочки, у нас красивые разноцветные крылья. Мы летаем, машем

Крылышками, устали, присели отдохнуть.

Мы-чайки, охотимся за рыбой.

Мы-орлы, высоко и гордо парящие в небе.

После разминки воспитатель спрашивает «Ребята, а как вы думаете, что помогает летать всем эти животным, насекомым?» (воздух). Затем предлагает провести  опыт с феном «Как воздух держит птиц в полёте»

(вывод: чем сильнее струя воздуха, тем труднее птицам)

2 задание   «Как воздух помогает человеку?»

Дети перечисляют использование воздуха человеком в быту, в промышленности, в природе.

3 задание  «Портрет ветра» 

Воспитатель: «Нужно составить портрет ветра, используя вопросы : Что такое ветер? Какой он бывает? Ветер это хорошо, потому что… Ветер это плохо потому что…»

4 задание  «Какие герои сказок умеют летать?»

Во время беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает легенду об Икаре. «А как в наше время человек покорил воздух? Правильно, изобрёл самолёт. И последнее задание. С помощью чертежа сделать самолёт из бумаги» (воспитатель предлагает  детям для конструирования самолёта бумагу разной плотности, цвета и размера)

5 задание «Самолёт из бумаги»

Подведение итогов. Воспитатель спрашивает у детей: «Что интересного они узнали? И предлагает по карточкам рассказать о свойствах воздуха, о животных и птицах.

конверт «Свойства воздуха»

Заканчивается занятие вручением медалей.

На прогулке проходит  соревнование самолётиков «Чей  самолёт быстрее?» (здесь анализируется качество бумаги, размер самолётиков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы"

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир) «Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир)«Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...