Исследовательский проект по нравственно-трудовому воспитанию детей «Как мы сеяли горох»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskii-proekt-po-nravstvenno-trudovomu-v.docx175.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности  воспитанников «Как мы сеяли горох»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Цель:

1.Сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

2.Удовлетворять потребность детей быть самостоятельными

3. Продолжать закладывать основы трудолюбия,  развивать трудовую деятельность

4. Воспитывать ценностное  отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

Задачи:

1.Развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

2.Формировать первичные представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре и т. д.);

3.Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

4.Создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;

5.Стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;

6.Формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

7. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

На первом этапе была сформулирована проблема предлагаемого исследования: «Можно ли вырастить горох, не посадив горошину?»«Как и с помощью чего мы сможем добиться предполагаемого результата?». Были проведены беседы по теме«Что я знаю о растениях?», сбор художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме (рассказы, стихотворения, загадки, сказки, пословицы о бобовых и овощных культурах); разучивание песни «Посадили мы горох».

Рассказы детей о том, как они помогают родителям на огороде, саду.

            Используемая худ. литература на данном этапе:

            1. Энциклопедия для малышей в сказках. Все, что ваш ребенок

             должен узнать до школы Е.Ульева ;

            2.Пора спать Д.Н Мамин-Себеряк;

            3.Неизвестный цветок А.Платонов;

            4. Стихотворения  и загадки про горох;

            5. Пословицы про горох (Не смейся, горох: не лучше бобов — намокнешь и    

           сам лопнешь, как об стену горох и др)

На втором этапе организуется непосредственно индивидуальная деятельность детей, планируется и  определяется ход работы: с чего начать, как правильно определить последовательность (ход) работы. На данном этапе проводятся беседы«Знакомство с семенами растений», где их можно приобрести, как правильно хранить, составляются описательные рассказы об овощах, зерновых и бобовых культурах,  проводятся дидактические игры«Что нужно для посадки овощей, зерновых и бобовых культур«От семени до плода»«Как сажать и ухаживать за овощем, зерновыми и бобовыми культурами, игры на развитие речи«Составь логическую цепочку» и т. п.

На третьем этапе предлагается детям самостоятельно провести исследовательскую деятельность, в случае необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Следует заметить, что воспитатель в процессе данного этапа не участвует, он просто консультирует, ненавязчиво контролирует. Дети самостоятельно:

отбирают горошины,

замачивают их, контролируя , когда горошины будут прорастать

лучшие пророщенные горошины сажают в землю,

поливают,

отмечают время посадки, учитывают наличие или отсутствие солнечного света, рассматривают иллюстрации с изображением культурных растений.

Последний этап исследовательской работы предполагает обобщение полученного результата, демонстрация умения детей осуществлять работу, находить решение поставленной задаче-проблеме, делать самостоятельные выводы, умение поэтапно рассказать родителям о проделанной работе и повторить при желании дома. (Приложение)

Результативность исследовательского опыта.

Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты  работы, свидетельствующие о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Экспериментальная деятельность:

  1. Высадка не замоченного гороха (Итог: не пророс)
  2. Высадка и выращивание пророщенного гороха без полива (Итог: не пророс)
  3. Высадка и выращивание пророщенного гороха с поливом и проговариванием добрых ласковых слов и с разрыхливанием земли.(Итог: вырос)

Приложение:

Отбор сухих горошин 14.05.18

Замачивание горошин 14.05.18

Прорастание горошин 16.05.18

Подготовка к посадке гороха 16.05.18

Посадка гороха 17.05.18

Всходы гороха 21.05.18.

Рост гороха 21.05. – 4.06.

Высадка гороха в сад/огород/горшок дома с 5.06.18

C:\Users\Алексей\Desktop\14974-Garden-Pea-growing-series-white-background.jpg

Результат исследовательской деятельности

Экспериментальный уголок

В течение трех недель детьми средней группы проводилась экспериментальная деятельность по выращиванию гороха. Еженедельно в журнале дошкольники фиксировали результат роста гороха.

Результат: 1. выращенный горох был использован детьми в пищу.

2. Дошкольники рассказали родителям этапы выращивания гороха.

3. Развиваются мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей

4. Развивается интерес к предметам и явлениям окружающего мира

5. Интерес к трудовому воспитанию способствовал формированию трудолюбия, уважения, взаимопомощи, самостоятельности и   других важных нравственных и социальных качеств

Используемые динамические паузы по теме:

Физминутка:

Мы маленькие зерна (присесть),

Сидим пока в земле (коснуться руками пола).

Вот солнце пригревает (встаем)-

И мы растем в тепле (тянемся на носочках).

Боимся непогоды мы (наклоны):

Грозы, дождя и вьюг (рывки руками).

Из этих зернышек растут (прыжки)

Цветы (поднимаем руки), морковь (опускаем руки) и лук (идем на место).

Пальчиковая гимнастика «Огород»

В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.)

Их зароем (Слегка царапаем ладошку.)

И польем. (Трясем кистью над ладошкой.)

Вырастет капуста. (Складываем руки в замок.) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)

Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)

Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.)

И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.)

А еще картошка. (Показали кулачки.)

Будет славный урожай, (Большой палец

Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь.)

Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют круговые движения глазами

Будем овощи искать. Посмотреть вверх – вниз.

Что растет на нашей грядке? Посмотреть влево, вправо.

Огурцы, горошек сладкий. Быстро поморгать

Там редиска, там салат –Наша грядка просто клад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....

Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина — Ессентуки»

Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь ...

Познавательно - исследовательский проект ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИМУ ВОСПИТАНИЮ для детей младшего дошкольного возраста

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием п...

Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»

Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....

Социальный проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников "Терпенье и труд все перетрут!"

quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".В.А.Сухомлинский...