Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая Родина — Ессентуки»
проект (средняя группа)
Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2021-22.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
___________ А.П. Баскина
« » _______________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с «Москва»
______________________
Акопян АС.
Педагогический познавательно - исследовательский проект
по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Тема:
«Моя малая Родина — Ессентуки»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Амбросимова Н.В.
Ессентуки, 2021
Вид проекта:
Долгосрочный, групповой.
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта:
Сентябрь 2021- май 2022 учебный год.
Актуальность
Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Наиболее эффективным методом патриотического воспитания дошкольников является проектный метод.
Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Ессентуки» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. А это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
Метод проектирования деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего города, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории, дошкольники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина»
Значимость проекта:
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном городе, традициях и истории возникновения.
• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности ,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения
• предметно развивающей среды группы и знаний детей.
• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.
Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма дошкольников.
• Привлечь детей и взрослых к составлению альбома «Мой город-Ессентуки», сделать их активными участниками проекта.
• Результатом их деятельности в рамках проекта должен стать альбом (рисунки домов, фотографии или рисунки зданий где работают родители).
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома и матери—хранительнице очага.
Цель проекта
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Для детей:
- Обогатить знания о достопримечательностях родного города
• Воспитывать гордость за свой город
• Формирование любви к родному городу.
• Развитие познавательного интереса дошкольников к истории и культуре своего этноса.
• Пополнение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
• Обогатить игровой опыт дошкольников средствами национальных подвижных игр.
• Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
• Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего города, особенностях ландшафта, застройки города «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего города.
Создание условий для реализации поставленных задач:
- создание проблемной ситуации
- создание условий для инициативности
- создание условий для самостоятельной, исследовательской
деятельности под руководством воспитателя
- систематизация полученных знаний
- презентация полученных знаний.
Для родителей:
- привлечь родителей к проблеме по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
- стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах;
- установление дружеских связей с другими родителями;
- возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
-пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Дети могут знать и называть место проживания: город, некоторые предприятия родного города и их значимость;
- Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
- Умение сотрудничать со сверстниками;
- Умение активно слушать, самостоятельно высказываться;
- Умение самостоятельно, планировать свою работу и доводить дело до конца;
- Совершенствовать навыки построения предложений описательного характера;
- Развитие у детей инициативности, самостоятельности, сообразительности.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.
- Распространение педагогического опыта среди коллег.
Родители:
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
-Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.
- Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.
Формы работы:
- Организованная образовательная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Беседы- рассуждения.
- Самостоятельная творческая деятельность.
- Составление описательных рассказов.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор материала для реализации проекта.
2 этап
- Проведение по разработанной технологии
- Работа с родителями по заданной теме
- Организация дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
3 этап
- Организация выставки детского рисунка.
- Подготовка презентации по проекту.
- Дети совместно с воспитателем изготавливают лэпбук «Достопримечательности города Ессентуки».
Предварительная работа:
- Подбор наглядного материала и познавательной литературы
- Составление рекомендаций для родителей по формированию нравственно-патриотического воспитания.
- Подбор книг история нашего города.
1 этап
Подготовительный
Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
2 этап.
Основной
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории города, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.
1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей.
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей.
5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего города.
6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «Ессентуки-город, в котором хочется жить!», «День матери», «День победы», «Папин праздник».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов .
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Пальчиковые игры: Сколько жителей у нас.
Составление творческих рассказов.
Чтение стихов и рассказов жителей нашего города.
Составление описательных рассказов о достопримечательностях города
Художественное-эстетическое развитие.
Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Рисование по теме «Мой дом», «Моя семья», « Улицы моего города».
Коллективная работа « Наш детский сад».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление аппликации «Город будущего».
Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Разучивание песни «О дружбе», «Ессентуки».
Прослушивание авторских песен о нашем городе, детском саде.
Передача образов людей разных профессий.
Игра – драматизация « Все мы жители города»
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина..
Беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома.
Познавательное развитие.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Беседа с детьми, кто где был в родном городе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии. Беседа «Мой родной город-Ессентуки». Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.
Физическое развитие.
Цель: развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации)
Физкультурное развлечение «Зимние забавы», утренник, посвященный празднику 23 февраля.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.
Дидактические и настольные игры «Найди флаг», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду»,
«Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково».
Сюжетно-ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин», «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей».
3 этап
Результативный
Продукты проекта
Для детей:
- изготовление лэпбука «Достопримечательности города Ессентуки».
- выставка книг, иллюстраций, фото города.
- выставка рисунков.
Для педагогов:
- разработка проекта «Моя малая родина-Ессентуки»
- подбор компьютерных презентаций.
-изготовление картотеки дидактических, подвижных игр
- подбор материала для родителей по проекту.
Для родителей:
- папки-раскладушки по проекту
- выставка творческих работ детей
- консультации
Мониторинг достижений детей по проекту осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности
- Интеллектуальная компетентность:
- способен обобщать освоенные знания и представленные сведения из личного опыта
- способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений
2. Эстетическая компетентность:
- умеет замечать необычное
- способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях
окружающего мира
3.Речевая компетентность:
- способен составлять рассказы описательного характера, используя
модель-схему.
Мониторинг
Средства мониторинга: игры, беседы, поисковые ситуации, вариативно-игровые задания.
План график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки реализации | Результат | Ответственные |
1.Подготовительный этап Диагностика детей |
| 2.09-15.09. | высокий-37% средний-36% низкий-27% | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Информированность родителей о предстоящей деятельности | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Подбор познавательной и художественной литературы. | сентябрь | Родители информи-рованы Предложе-ния родителей о содействии в проведе-нии предстоя-щих мероприя-тий | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Разработка познавательных занятий | Составления перспективного плана по проекту. Составление конспектов НОД | сентябрь-октябрь | Познава-тельный интерес | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Изготовление пособий для реализации проекта | Подбор иллюстраций, изготовление карточек, схем, подбор фотографий достопримечательностей города. | октябрь | Познава-тельный интерес | Воспитатель Амбросимова Н.В. и родители |
2.Основной этап Проведение НОД, бесед по реализации проекта | Проведение НОД, Бесед, чтение стихотворений о родном городе, рассматривание иллюстраций, фото. | Ноябрь-апрель | Знания детей; Познавательный интерес; Рассказы детей | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Организация дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по реализации проекта | Изготовление атрибутов к играм | Октябрь-апрель | Знания детей Познавательный интерес | Воспитатель Амбросимова Н.В. и родители |
3.Итоговый этап Диагностика детей | • Называет улицу и номер дома. | 2.05-15.05 | Уровни знаний | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Анализ результатов детей | Презентация лэпбука, составленного совместно с детьми | май | Знания детей Чувство радости от творческой деятельности. Любование получен-ным результа-том | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Информированность родителей | Оформление папки-передвижки «Что мы знаем о родном городе» | май | Родители информированы | Воспитатель Амбросимова Н.В. |
Результаты проекта
На практике убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен.
Дети могут знать и называть место проживания: город, некоторые предприятия родного города и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Повышение уровня патриотизма дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки)
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о городе, исторических местах города.
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех.
«Мой дом – моя крепость»
«Самый красивый дом»
«Дом моей мечты»
«Счастливый дом»
«Сказочный дом»
«Дом на самой красивой улице».
Учебный план
Образовательная область | Название темы | Задачи | Срок реализации |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Зеркала» «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей», Физкультурное развлечение «Зимние забавы», утренник, посвященный празднику 23 февраля. | -закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений -снятие излишней двигательной активности. -закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор | Сентябрь-май |
Социально-коммуникативное развитие | Составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина.. | - научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. | Сентябрь-май |
Познавательное развитие | Беседа с детьми, кто где был в родном городе, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии. Беседа «Мой родной город-Ессентуки». Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе. | - развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей . | Сентябрь-май |
Речевое развитие | Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине. | - Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность. | Сентябрь-май |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего города». Разучивание песни «О дружбе». «Ессентуки». | -формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации и лепке -Формирование художественно-творческой активности личности | Сентябрь-май |
Список используемой литературы
1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ФГОС ДО.
2. . Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Юнити
3. Н.В.Микляева , Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
4.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
5.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
6.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
7.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
8.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
9. Интернет ресурсы.
10.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»
Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспи...
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир космоса» для детей среднего дошкольного возраста
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект«Удивительный мир космоса»для детей среднего дошкольного возраста...
Фотоотчет по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-исследовательский проект «Зеленая аптека»
Продолжать формировать у детей представления о лекарственных растениях...
Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: "Новогодняя сказка".
Цели: · Знакомство детей с народными традициями, связанными со встречей Нового года. · Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству. · Обобщать ...
Конспект Квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста . Тема "Родной край : Энгельс -моя малая Родина"
Цель квест-игры: развивать у дошкольников чуство патриотизма и любви к своей Родине. Обобщить знания детей о символике России и родного края. Прививать интерес к достопримечательностям родного го...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т.к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно....
Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Историческое прошлое Ставропольского края»
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, к краю развитие толерантности детей дошкольного возраста....