Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с водой»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чуприна Наталья Эдуардовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с водой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с водой»

Автор-составитель :Чуприна Н.Э.

воспитатель МАДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад №216»

20.01.2018

Применяемая технология: технология исследовательского обучения

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе

экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные:

 - закрепить знания о круговороте воды в природе;

 - познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;

2. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей;

3. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Материалы и оборудование: презентация «Круговорот воды в природе», картинки с ответами на загадки, проектор, пластиковые стаканчики, трубочки, баночки с гуашью, бутылочки с водой, сосуды разной формы, фартуки (все по количеству детей), 2 яйца, банки, соль, ложка.

Ход деятельности

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (В центре круга глобус накрыт большой салфеткой). Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей. Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей) Ученые занимаются наукой. Наука – это познание, исследование. Ученые проводят различные опыты. Где работают ученые?

Ответы детей: в научной лаборатории, институте.

Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Ответы детей: быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину, работа должна увлекать.

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

- А что такое глобус?

Ответы детей: Глобус - это модель Земли.

Воспитатель: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? Что означает каждый цвет?

Ответы детей: синим - моря и реки, желтым - пустыни, зеленым - леса, коричневым – горы.

Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что чаще всего изображено голубым, синим цветом?

Ответы детей: значит, что воды больше.

Воспитатель: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут ответить загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это -… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и былинкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег) 

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

 Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки?

Ответы детей: это все вода

Воспитатель: Откуда в реках и озерах появляется вода? Чтобы это узнать, давайте посмотрим на экран («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация).

Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнце греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует– облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. И всё начинается сначала. И это называется « Круговорот воды в природе»

II. Практическая часть

И сейчас мы с вами как настоящие исследователи будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места и одеть фартуки.

Опыт № 1.

Воспитатель: Давайте начнем исследовать, изучать. Как вы думаете, есть ли цвет у воды? А давайте проверим. Пододвиньте к себе тарелочку под цифрой 1. Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Для этого необходимо взять бутылочки с водой и наполнить пластиковый стаканчик на половину водой, затем опускаем на дно стаканчика ракушку. Видим ли мы ракушку? Это значит вода какая?

Ответы детей: прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Правильно прозрачная. Мы возьмем кисточку и макнем ее в краску, затем опустим ее в стакан с водой и размешаем. Что происходит с водой? Видим ли мы сейчас камушек?

Ответы детей: нет вода не прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт № 2.

Воспитатель: Пододвигайте к себе тарелочку под номером 2. Ребята ,посмотрите, сосуды каких интересных форм у меня для вас есть. Наполняем

данные формочки водой из бутылочки, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает?

Ответы детей: форму сосуда приняла вода.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того сосуда, в которую её налили.

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №3.

Воспитатель: Посмотрите, что у вас стоит на тарелочке номер 3, пододвиньте ее к себе, аккуратно, посмотрите, что в стаканчиках?

Ответы детей: вода.

Воспитатель: Правильно в одном стаканчике вода. Возьмите трубочку и попробуйте ее. Какая вода на вкус??

Ответы детей: вода безвкусная, пресная.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем и узнаем что во втором стаканчике? Возьмите трубочку и попробуйте. Что в стаканчике? Какой он на

вкус? (ответы детей). Правильно во втором стаканчике сок, на вкус он сладкий.

Вывод: вода безвкусная, т.е. не имеет вкуса.

III. Динамическая пауза

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а где в природе встречается пресная вода, а где соленая?

Ответы детей: пресная вода в реках, озерах, прудах, соленая в морях и океанах.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что пресная вода содержится в реках и озерах. А соленой водой наполнены моря и океаны А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на

поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли.

Опыт № 4.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам опыт. Вот в этой банке пресная вода (т.е. с вода из-под крана). Возьму в руки яйцо и опущу в банку с водой. Что же вы видите?

Ответы детей: яйцо утонуло.

Воспитатель: Действительно, яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого я добавляю в банку соль и хорошо перемешиваю. Опускаю туда яйцо. Что с ним произошло?

Ответы детей: яйцо не тонет.

Воспитатель: Яйцо не тонет, это потому, что солёная вода удерживает предметы на поверхности, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Посмотрим небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому что мы разбавили солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз

IV. Итог (рефлексия)

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами беседовали, рассуждали?

Ответы детей: о воде.

Воспитатель: Что нового мы сегодня с вами узнали о воде?

Ответы детей: вода не имеет вкуса, собственной формы, запаха и цвета.

Воспитатель: Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным? Первый опыт, второй опыт, третий или четвертый?

Ответы детей: (рассказывают о впечатлениях).

Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимняя сказка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Зимняя сказка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мамочка – цветочек мой»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Мамочка – цветочек мой»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, о формах и видах воды (океаны, моря, реки, озера, родники, осадки). Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема "Что мы знаем о воде"

КОНСПЕКТ ООДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ»...