Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Путешествие по Масленичной неделе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста по реализации ОО "Познавательное развитие" с интеграцией с ОО "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_maslenichnoy_nedele.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербург
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста
«Путешествие по Масленичной неделе»
Технологии: здоровьесберегающие, игровая, проектная, личностно-ориентированная
Воспитатель: Величко Виктория Викторовна
2017
- Психолого-педагогические задачи:
- Способствовать возникновению чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
- Создавать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
- Приобщать детей к культуре и истории русского народа.
- Закрепить знания детей о празднике Масленица, о традиционной еде, песнях и играх.
- Развивать общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации: умение прощать и просить прощение.
-Воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимным, щедрым, радушным.
- Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
- Обогащать словарный запас.
- Совершенствовать навыки связной устной речи.
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами, поговорками, потешками, закличками, учить осмысливать их значение.
- Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешки, заклички.
- Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.
- Закреплять навыки самообслуживания.
- Продолжать развивать умения действовать по сигналу педагога, скорость и быстроту реакции.
- Интеграция ОО.
-Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
-Социально-коммуникативное развитие.
-Художественно-эстетическое развитие.
-Физическое развитие.
- Предварительная работа.
- Словарная работа по теме: «Хлебобулочные и кондитерские изделия».
- Знакомство с традициями празднования Масленицы.
-Заучивание масленичных потешек и закличек.
-Изготовление из соленого теста масленичных угощений.
-Изготовление куклы Масленицы.
- Оборудование и материалы.
- Картинки с изображением фрагментов празднования Масленицы.
-Кукла «Масленица».
-Музыкальное сопровождение (русские народные масленичные песни).
- Карточки с буквами.
- Кисти, краски, поделки из теста.
- Ход НОД.
-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
-Ребята, как ваше настроение сегодня?
-Давайте попробуем сделать его ещё лучше, становитесь в круг, беритесь за руки и повторяйте за мной:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
(подняли сцепленные руки вверх).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Масленице. (Звучит масленичная песня). Кто мне ответит на вопрос, что такое Масленица?
Ответы детей: Праздник русского народа.
Воспитатель: Чем сопровождается всегда масленица?
Ответы детей: Сопровождается Масленица весёлыми песнями, плясками и играми.
Воспитатель: Ребята, а что празднуют на Масленицу? Чему так веселятся люди от мала до велика?
Ответы детей: Масленица – это проводы зимы, встреча весны. Люди прощались с зимними холодами и приветствовали красавицу-весну.
Воспитатель: Сколько длится этот праздник? Сколько дней в неделе? Перечислите их?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! По русской традиции праздник длится 7 дней – с понедельника по воскресенье, и каждый день имеет своё название и свои обычаи. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Масленичной неделе и сделаем с вами семь остановок. Итак, за мной, в путь!
Воспитатель: Первая остановка «Встреча». Так называется первый день Масленицы. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. (Рассматривание иллюстрации №1). Что вы видите на ней?
Ответы детей: Чучело Масленицы.
Воспитатель: Из чего делали чучело Масленицы?
Ответы детей: Из соломы, надевали на него старую женскую одежду.
Ребята, давайте с вами вспомним, какими словами зазывали Масленицу?
Ответы детей:
Приезжай к нам в гости Масленица,
На широкий двор – на горах покататься,
В блинах поваляться, сердцем потешаться!)
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Воспитатель: Чучело Масленицы ставили на снежной горе, с которой начинались катания на санях. У нас с вами тоже есть такая кукла, вы её изготовили своими руками.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше, нас ждёт следующая станция «Заигрыш». (Рассматривание иллюстрации №2). Посмотрите на картинку. Как вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей: В этот день начинались игры и потехи, катания с гор, состязания.
Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже поиграем в народную русскую игру «Лапти». Для этого всем нужно разуться и поделиться на две команды. Ребята, что такое лапти?
Ответы детей: Плетеная обувь, в которой ходили крестьяне в Древней Руси.
Воспитатель: Послушайте внимательно правила игры: две команды выстраиваются в две линии. Обувь сваливается в кучу и перемешивается. По моему сигналу от каждой команды к куче бежит участник, быстро обувается и возвращается назад, затем бежит следующий. Выигрывает та команда, в которой дети умеют быстро обуваться. Все застёжки честно застегиваем, а то победа не засчитается.
Игра.
Воспитатель: Молодцы! Теперь отправляемся в третий день Масленицы, а называется он «Лакомка». (Рассматривание иллюстрации №3). Чем лакомились люди в этот праздник?
Ответы детей: Блинами.
Воспитатель: Правильно! В народе говорили: «Без блинов – не масленица». Почему именно блинами угощались, как вы думаете?
Ответы детей: Блин – символ солнца, которое возрождается весной. Воспитатель: Посмотрите, сколько еды и угощений готовили и съедали в этот праздник. Существует такая поговорка: «Масленица - объедуха, деньгами прибируха». Как вы понимаете эту поговорку? Что за необычные слова «объедуха» и «прибируха»?
Ответы детей: Много ели и много денег тратили, чтобы весело и интересно отметить праздник.
Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже будем печь блинчики. Игра называется «Блинчики». Становимся парами лицом друг к другу. Один держит руки ладонями вверх, второй, поглаживая его руки, говорит:
Блинчики, блинчики
Жарятся, жарятся…
Подгорели!
На слове «подгорели» хлопает товарища по ладошкам. Задача первого игрока – вовремя убрать ладошки. Затем играющие меняются местами. (по 2 раза).
Воспитатель: Мы отправляемся на четвертую станцию Масленицы, которая называется «Разгул» или «Широкий четверг». (Рассматривание иллюстрации №4). Что изображено на картинке?
Ответы детей: Соревнования, состязания.
Воспитатель: В этот день происходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были строгие правила:
- нельзя бить упавшего, отсюда появилась пословица «Лежачего не бьют»;
- нельзя вдвоём нападать на одного - пословица «Двое дерутся – третий не лезь»);
- нельзя бить по затылку.
За нарушение этих правил грозило наказание. Итак, давайте повторим, какие же пословицы возникли из правил кулачных боёв?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нас с вами ждёт пятая и шестая остановка. Какие же это дни недели? (Рассматривание иллюстраций №5 и 6). Это были гостевые дни. Родственники ходили друг к другу в гости. А для гостей готовилось угощение. Какое?
Ответы детей: блины, бублики, медовые пряники, крендели, плетёнки).
Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на две команды и соберем из букв слова, которые вы назвали. Разложите карточки и внимательно посмотрите на буквы. (пряник, бублик).
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, последняя станция Масленичной недели называется «Прощёное воскресение». (Рассматривание иллюстрации №7). Что делали в этот день.
Ответы детей : В этот день устраивали проводы Масленицы, жгли масленичный костёр, на котором сжигали соломенное чучело.
Воспитатель: А также пели прощальные песни, просили прощения друг у друга. Ребята, в каких случаях нужно просить прощения? Как это нужно делать? Как нужно поступать, если у тебя просят прощения? Почему нельзя обижать других? (Ответы детей)
Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но праздник продолжается.
Мы с вами тоже готовились к масленичной неделе и приготовили много разной вкусной выпечки: лепили из солёного теста. Сейчас вам предлагаю пройти на свои места и закончить свою работу. Я приготовила для вас кисти и краски, с помощью которых вы сделаете ваши изделия красочные и аппетитные. Вы можете пофантазировать и придумать другие варианты пряников, пирожков, крендельков и бубликов. Когда они подсохнут, мы поместим их в наш уголок для игр. И вы сможете устраивать интересные чаепития.
Дети садятся на свои места, звучит музыка – прощальная песня.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, я вами очень довольна. Все иллюстрации и книгу о праздниках русского народа я оставлю для вас в книжном уголке, где вы сможете их рассмотреть повнимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по освоению образовательной области "Коммуникация" по теме "Домашние птицы"
В конспекте описывается работа по развитию речи детей с нарушением слуха по теме "Домашние птицы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Олимпийские игры» (интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»)
В конспекте представлена беседа об Олимпиаде. загадки о зимних видах спорта, физминутки, план составления рассказа по схемам....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)
Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек» Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы. Тема недели: « Я – человек». «На лесной полянке»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с здоровьесберегающими технологиями....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»
Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....