План САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Цель: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи: - формирование у детей системы знаний.
- формирование у детей трудовых навыков и умений.
- формирования у детей любви в природе.
Актуальность Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности. Перспективный план самообразования Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | Первый год | Курсы повышения квалификации . Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | Второй год
| Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
| Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | Третий год
| Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ. Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей) Участие в конкурсах с детьми. Публикации в социальной сети работников образования методических материалов, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | Четвертый год | Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. Привлечение родителей к организации проектов в группе
| Итогово-контрольный Внедренческий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | Пятый год | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. Обобщение результатов на заседании. педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
|
Реализация данной темы рассчитана на пять лет (2014 – 2019 учебный год)
2014-2015 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь 2014 г. | 2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь 2014г. | 3. | Посетить занятия воспитателей, занимающихся данной проблемой | Октябрь 2014г. | 4. | Участие в педагогических конкурсах, экспериментальной деятельности, для воспитателей . | Ноябрь 2014г. | 5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | 6. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | Декабрь 2014г. | 7. | Оформить альбом «Насекомые». Создать картотеку дидактических игр | Январь 2015г. | 8. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года | 9. | Сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка. «Об отношении взрослых к вопросам детей» | Февраль 2015г. | 10. | Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы. | Март 2015г. | 11. | Наблюдения и опыты в природе. | Апрель 2015г. | 12. | Провести районную олимпиаду для дошкольников на тему «Природа вокруг нас» | Май 2015г. | 13. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2015-2016 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2015г | 2. | Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. | Октябрь 2015г. | 3. | Знакомиться с новыми формами, методами и примами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой . | В течении года | 4. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | Ноябрь 2015г | 5. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | Декабрь 2015г. | 6. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня математического развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май | 7. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Декабрь 2015г | 8. | Познавательно- исследовательский проект «Волшебная водичка» | Январь 2016г | 9. | Подготовка методического материала для родителей и воспитателей | Февраль 2016г | 10. | Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года | 11. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | Март 2016г | 12. | «Прогулка с детьми в лес» Папка-передвижка | Апрель 2016г | 13. | Провести итоговое развлечение для родителей по экологии | Май 2016г. |
2016-2017 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | 2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | 3. | Составление конспектов занятий, развлечений. | Сентябрь-октябрь | 4. | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года | 5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года | 6. | Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми. | Октябрь 2016г | 7. | Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» | Ноябрь | 8. | Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей эколгии» | Декабрь 2016г | 9. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей по эколгии» | Январь 2017г | 10. | Опыты с комнатными растениями. | Февраль | 11. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года | 12. | Консультация для коллег | Март | 13. | Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | В течение года | 14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2017-2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2017г | 2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года | 3. | Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы». | Октябрь 2017г | 4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года | 5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | Ноябрь 2017г | 6.
| Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. | В течение года | 7.
| Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Декабрь 2017г | 8. | Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и пакета материала в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации) комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты)
| Январь 2018г | 9. | Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | Февраль 2018г | 10. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | Март 2018г | 11. | Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы». | Апрель 2018г | 12. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года | 13. | Пополнить картотеку дидактических игр | Май |
2018-2019 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь 2018г | 2. | Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду» | Октябрь 2018г | 3. | Консультация «Учим стихи – развиваем память». | Ноябрь 2018г | 4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года | 5. | Пройти курсы повышения квалификации. | Декабрь 2018г | 6. | Составление конспектов занятий, развлечений. | Январь 2019г | 7. | Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. | В течение года | 8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года | 9. | «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-передвижка | Февраль 2019г | 10. | Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» | Март 2019г | 11. | Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» | Апрель 2019г
| 12. | Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. | Май 2019г |
| |