Программа "Ярославия, древнерусская сторона"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программа «Ярославия, древнерусская старина» предусматривает воспитание патриотических чувств у дошкольников. В программе определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, определены требования к уровню подготовки воспитанников, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц продолжительностью: старшая группа - 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут.
Программа предназначена для воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yaroslaviya.odt | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
1. | Наименование Программы | «Ярославия, древнерусская старина» |
2 | Срок реализации программы | Программа рассчитана на два учебных года для детей старшего дошкольного возраста |
3 | Основание для разработки Программы | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). |
4 | Разделы программы | История города, Они прославили наш город, Природа родного края, Труд людей, Архитектура города Ярославль |
5 | Основные разработчики Программы | Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна |
6 | Краткая аннотация | Программа «Ярославия, древнерусская старина» предусматривает воспитание патриотических чувств у дошкольников. В программе определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, определены требования к уровню подготовки воспитанников, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц продолжительностью: старшая группа - 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут. Программа предназначена для воспитателей детских садов. |
Название: «Ярославия, древнерусская сторона»
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 учебных года для детей старшего дошкольного возраста.
Основание для реализации: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Разделы программы:
- история города,
- они прославили наш город,
- природа родного края,
- труд людей,
- архитектура города Ярославль
Аннотация программы:
Фундаментом патриотического воспитания дошкольников по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей «малой родине». Ведь это чувство ребенок связывает с тем местом, где он родился, где живёт. «Малая родина» ребёнка – это также памятные места города, его достопримечательности, музеи, природа и т.д. Расширить круг знаний о родном городе, предоставить детям доступные исторические сведения – это задача взрослых.
Программа «Ярославия, древнерусская старина» предусматривает воспитание патриотических чувств у дошкольников. В программе определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, определены требования к уровню подготовки воспитанников, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Программа предназначена для воспитателей детских садов.
Пояснительная записка.
“Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том,
что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились…”.
Бернард Шоу
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своего края. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.
Данная программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание патриотических чувств одна из главных задач дошкольного учреждения. Программа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: любви и гордости за свой город.
Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она реализуется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (издание 3-е, 2015г.) через разделы «Ознакомление с социальным миром» и «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие». Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, возможность развития всесторонних способностей ребёнка.
Программа строится на принципах:
- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Занятия проводятся 1-2 раза в месяц продолжительностью: старшая группа - 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут. Программа составлена с учётом реализации образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной познавательной , проектной, игровой, художественной деятельности.
Цель:
Через приобщение к далёкому прошлому и настоящему родного края способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения родного города, показать, что история города неразрывно связана с историей страны.
- Расширять и уточнять знания о родном городе.
- Уточнить знания детей о названиях улиц, показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города, страны.
- Дать знания о том как, чтит народ людей, прославивших свою страну, город, познакомить детей с подвигами героев –ярославцев.
- Воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному краю, природе, уважение к людям труда.
Содержание программы.
Содержание программы для детей старшей группы включает четыре блока:
- История города:
-история названия улиц;
-герб города.
- Они прославили наш город:
-герои ВОВ;
- Природа родного края:
-растительный мир;
-животный мир;
-Красная книга.
- Труд людей:
-труд людей в старину;
-труд людей в наши дни;
Блоки | Цель |
История города | 1.Познакомить детей с историей возникновения родного города, показать, что история города неразрывно связана с историей страны. 2.Знакомить детей с достопримечательностями города, с памятниками архитектуры. 3.Воспитывать любовь и уважение к родному городу. |
Они прославили наш город
| 1.Дать знания о том, как воины-солдаты защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. 2.Наши знаменитые земляки 3.Познакомить с улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей. 3.Воспитывать уважение к ветеранам. |
Природа родного края | 1.Познакомить с природными особенностями края. 2Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе. 3.Познакомить детей с «Красной книгой Ярославской области» - воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. |
Труд людей | 1.Познакомить детей с профессиями нашего города, дать понятие о значение их труда для общества. 2. Воспитывать уважение к людям труда, желание самим принимать в нём посильное участие. |
Перспективный план
Месяц | Тема | Задачи | Предварительная работа | Интеграция ОО |
Октябрь | Рождение города В царстве растений | 1.Познакомить детей с историей возникновения города, древними постройками, с именем его основателя. 2.Закрепить знания детей: название города, улиц, основных достопримечательностях 3. Воспитывать интерес к истории родного города. 1.Продолжать учить детей распознавать и узнавать деревья, кустарники, садово-огородные растения по листьям и плодам 2.Закрепить знания детей о растениях родного края. 3.Воспитывать интерес к растениям, любовь к родной природе. | Рассматривание иллюстраций, чтение сказок об истории города. Дидактическая игра «Что лишнее». | Рисование на тему: «Наш город». Изготовление макета. Рисование «Осенний лес». Музыкальное развлечение «У осени в гостях». |
Ноябрь | Животный мир Ярославский край на глобусе и карте | 1.Познакомить детей с животным миром родного края. 2.Расширять представления о классификации животного мира: звери, птицы, рыбы, земноводные. 3.Воспитывать любовь к природе. 1.Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара, с географической картой Ярославской области. |
Экскурсия родителей с детьми в музей, отдел природы. Дидактическая игра: «Логические цепочки». Экскурсии по территории детского сада, микрорайону. | Чтение рассказов Бианки. Лепка по теме: «Животные нашего края». Заучивание стихотворения о Ярославле |
Декабрь | Стройки нашего города Птицы зимой | 1.Дать детям представление о том, что наш город растет, хорошеет. 2.Воспитывать уважение к людям труда 1.Закреплять и расширять представления детей о зимующих птицах Ярославской области. 2.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им пережить зиму. | Экскурсия к стройке. Рассматривание иллюстраций о стройке. Совместная работа с родителями: изготовление кормушек. | Рисование «Улицы нашего города». Изготовление макета микрорайона. Рисование «Зимующие птицы». Лепка «Птицы зимой». |
Янва-рь | Лес в жизни человека | 1.Рассказать о роли человека в природно-охранительной работе, о создании заповедников Ярославской области. 2.Закрепить правила поведения в природе. 3.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям. | Беседы «Лес и здоровье», «Кто заботится о лесе». Чтение стихотворения «Лесные правила». |
Лепка «Волшебный лес полон чудес». Чтение стихотворения о природе поэтов родного края |
Фев-раль | «Герб города» «Наши защитники» | 1.Познакомить детей с гербом города, объяснить его символику; 2.Закрепить знания детей о символике нашей Родины: флаг, герб, гимн. 3.Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. 1.Познакомить с героями ВОВ, с их подвигами. 2.Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы войны. Расширять представления детей о службе солдат в мирное время. 3.Воспитывать гордость за героическое прошлое соотечественников. | Оформление стенда «Символы России». Экскурсия родителей и детей в музей боевой славы | Аппликация «Герб» Прослушивание в аудиозаписи гимна России. Разучивание гимна. Спортивное развлечение «Наши папы –смелые солдаты». Изготовление подарков ветеранам, папам, мальчикам. |
Март | Наши добрые дела Что есть в Ярославле для детей | 1.Познакомитьдетей с понятием «юный эколог» - это ребёнок, который любит природу. 2.Закрепить правила поведения в природе. 3.Воспитывать стремление совершать хорошие поступки, желание по - доброму относиться к природе. 1.Показать заботу взрослых о маленьких ярославцах. 2.Воспитывать чувство благодарности за заботу. | Изготовление панно «Наши добрые дела». Труд в уголке природе. Дидактическая игра « Хорошо-плохо. Посещение детьми в сопровождении родителей парков отдыха, театров, музеев. | Чтение произведений о природе. Изготовление скворечников. Оформление альбома «Где мы побывали» Рисование «Мое любимое место в Ярославле |
Ап-рель | Памятники архитекту-ры Красная книга. | 1.Познакомить детей с архитектурой, научить различать по характерным признакам здания жилые и общественные, сравнивать архитектуру прошлого и настоящего родного города. 2.Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. 3.Воспитывать интерес к жизни города. 1.Познакомить с Красной книгой Ярославской области. 2. Расширять представление о животном и растительном мире родного края. 3. Воспитывать экологическое сознание. | Рассматривание альбомов о Ярославле Дидактическая игра лото: «Животные». Труд в уголке природы :посев семян цветов. | Изготовление альбома «Архитектурные памятники» Рисование плакатов: «Берегите природу». |
Май |
Итоговые занятия: 1. «Люблю тебя, мой Ярославль!». 2.«Ими гордится наш город». 3.КВН «Знатоки природы». 4. «Все работы хороши». |
Содержание программы.
Содержание программы для детей подготовительной к школе группы включает пять блоков:
- Ярославский край на карте:
-исторические места города Ярославля
-наш Дзержинский район;
- Они прославили наш город:
-герои ВОВ;
-знаменитые люди нашего города;
- Знакомство дошкольников с символикой России, города:
-государственные символы России;
-символика Ярославля;
- Ознакомление дошкольников с архитектурой города Ярославля:
-золотые купола нашего города;
-современные здания цирка, ТЮЗ, планетарий и др.
- Природа родного края:
-растительный мир;
-животный мир;
-путешествие по Волге;
-интеллектуальная игра «Что, где, когда?»
Блоки | Цель |
Ярославский край на карте | Учить детей с помощью схематического изображения объектов ориентироваться на глобусе и карте, находить свой город. |
Они прославили наш город | Развивать интерес к прошлому и настоящему родного города, воспитывать чувство гордости за своих земляков и стремление быть похожими на них. |
Знакомство дошкольников с символикой России, города | Познакомить детей с гербом, флагом России, своего города. |
Ознакомление дошкольников с архитектурой города Ярославля | Познакомить дошкольников с профессией архитектора, основными архитектурными элементами и стилями. |
Природа родного края | Расширять знания детей о природе родного края, воспитывать любовь, желание беречь и охранять красоту и богатство природы. |
Перспективный план
Месяц | Тема | Задачи | Предварительная работа | Интеграция ОО |
Октябрь | Ярославский край на карте По тропинке в лес пойдем | 1.Сформировать представления детей о географическом расположении города и области. 2.Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства родного края. Расширять знания детей о растениях Ярославского края, воспитывать любовь, желание беречь и охранять красоту и богатство природы. | Рассматривание карты Ярославской области, беседа с использованием открыток о Ярославской области. Беседы на прогулках о деревьях, растущих на территории д/с, рассматривание иллюстраций с изображением леса. | Комплекс утренней гимнастики «Прогулка по Ярославлю» Коллаж «Лесные тропинки» |
Ноябрь | Государственные символы России, Ярославля Мы – Ярославцы. | 1.Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к гербу, флагу, гимну нашей страны. 2.Формировать элементарные представления о символическом значении изображений и цвете на гербе и флаге России. 1.Закреплять знания детей о родном городе, его гербе. 2.Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой. | Рассматривание изображений флагов разных стран, нахождение их на глобусе и карте. Беседа о гербах, совместное и индивидуальное изготовление детьми и родителями семейных гербов. | Рисование «Герб нашей группы». Коллаж «Ярославль – наш общий дом». |
Декабрь | Исторические места: родина русского театра. Архитектура Ярославля | Расширять знания детей об истории возникновения первого русского театра. Подвести к пониманию того, что история родного города неразрывно связана с историей России. 1.Знакомить детей с архитектурными памятниками, учить при рассматривании зданий обращать внимание на архитектурные особенности. 2.Дать первоначальные знания об особенностях стиле. | Рассматривание иллюстраций с изображением площади Волкова, театра, памятника Волкову. Рассматривание фотографий зданий с элементами архитектурных стиле, беседы. Экскурсии родителей с детьми по городу. | Сюжетно-ролевая игра «Театр». Конструирование по схеме ТЮЗ |
Январь | Наши земляки: русский поэт Н.А.Некрасов, русский педагог К.Д.Ушинский. | 1.Познакомить с жизнью и творчеством великих земляков. 2.Развивать интерес к историческому прошлому родного города. | Чтение стихотворений Н.А.Некрасова «Мужичок с ноготок», «Дед Мазай и зайцы», сказок К.Д.Ушинского «Умей обождать», «Петух да собака» и др. | Игра «Умники и умницы» по произведениям великих земляков. |
Февраль | Животный мир Ярославского края. Защитники Отечества | 1.Развивать у детей интерес к изучению природы родного края. Способствовать углублению знаний о животном мире. 2.Воспитывать у детей культуру поведения в природе, воспитывать бережное отношение к животным. 1.Дать представление о русских богатырях как о защитниках Родины 2.Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Дидактические игры по ознакомлению с природой, лото, домино, пазлы. Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря», чтение стихотворения И.С.Никитина «Русь». | Рисование «Животные нашей природной зоны». Разучивание подвижной игры «Богатырская сила». |
Март | Путешествие по Волге Ярославия – частица Родины | Уточнить, закрепить и расширить знания детей о растительном и животном мире реки Волги, его многообразии. 1.Закрепить знания детей о государственной символике страны и Ярославля. 2.Воспитывать любовь к Родине, к родному городу, желание лучше узнать его историю. | Экскурсия к реке, наблюдение за ледоходом, экспериментальная деятельность. Оформление альбома «Мой любимыйгород», оформление семейных гербов и герба группы. | Рисование «Путешествие по Волге». Проведение развивающих игр «Составь герб», «Собери флаг» и др. |
Апрель | Женщина века – В.Н.Терешкова Идет война народная. Улицы героев. | Продолжать знакомить детей с известными людьми родного края, воспитывать чувство гордости за своих земляков и стремление быть похожими на них. 1. Формировать у детей патриотические чувства. 2.Воспитывать любовь, уважение и чувство благодарности ко всем защитникам Родины. 3. Учить детей помнить героическое прошлое русских людей. | Просмотр презентации «Космос», рассматривание фотографий. Экскурсия родителей с детьми в Музей боевой славы, к памятнику маршала Ф.И.Толбухина. | Коллаж «Космические просторы» Выставка детских рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто». Защита проектов «Наши герои». |
Май | День Победы |
Требование к уровню подготовки воспитанников.
Труд людей
Низкий уровень.
Ребёнок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии их значимости для общества. Не может самостоятельно раскрыть взаимосвязь профессий, сгруппировать их. Не знает, где работают его родители. Отношение к трудовым действиям - неустойчивое.
Средний уровень.
Ребёнок знает название профессий, раскрывает значимость разных видов труда, но не может самостоятельно определить профессии, преобладающие в нашем городе. Знает, где работают родители, не может объяснить значимость их труда для общества. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий уровень.
Ребёнок знает и раскрывает значимость профессий. Знает профессии, преобладающие в городе. Объясняет значимость профессий родителей для общества, проводит взаимосвязь между профессиями. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь.
Природа родного края.
Низкий уровень
Ребёнок знает и называет животных и растения, вычленяет их особенности.
С помощью педагога называет растения и животных нашего края. Проявление гуманного отношения к природе ситуативно, познавательное отношение неустойчиво.
Средний уровень
Ребёнок знает и называет животных и растения, вычленяет их особенности, классифицирует их. Называет растения и животных нашего края.
Проявление гуманного отношения к природе также остаётся ситуативным. Познавательное отношение устойчиво.
Высокий уровень
Ребёнок знает и называет животных и растения, вычленяет их особенности, классифицирует их. Называет растения и животных нашего края, самостоятельно отбирает и классифицирует их. Проявляет заботу к окружающей природе. Познавательное отношение устойчиво
История города.
Низкий уровень
Знают название города, детского сада. Самостоятельно не могут рассказать историю возникновения города, д/с. Не знают домашний адрес, улицу на которой расположен д/с. Не могут назвать памятников архитектуры, достопримечательностей города. Познавательный интерес неустойчив.
Средний уровень
Ребёнок знает название города, детского сада, домашний адрес. С помощью воспитателя рассказывает историю возникновение детского сада, города, называет памятники архитектуры, достопримечательности. Познавательный интерес устойчив.
Высокий уровень
Ребёнок знает название города, детского сада, домашний адрес. Проявляет интерес и может самостоятельно рассказать историю возникновения города, детского сада, зданий. Называют памятники архитектуры, достопримечательности. Познавательный интерес устойчив.
Они прославили наш город
Низкий уровень
С помощью воспитателя называет улицы, памятники, связанные с именами знаменитых людей.
Средний уровень
Ребёнок знает о том, как воины-солдаты защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. С помощь воспитателя называет поэтов и писателей нашего края. Знаком с улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей.
Высокий уровень
Называет улицы, памятники, связанные с именами знаменитых людей, поэтов и писателей нашего края. Самостоятельно может рассказать о том, как воины-солдаты защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.. Проявляет уважение к людям, прославившим наш город.
Литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика-Синтез, М. 2015
- Обнорская Н.Н. Сказки, которые живут в Ярославле. Цитата Плюс 2014
- Смарагдова М.П. Рассказы о Ярославле, Ярослав Мудрый 2012
- Федорчук А.В. История твоего города. Ярославль. Академия развития, Ярославль 2006
- Шматуха В.А. Люблю тебя, мой Ярославль! Академия развития, Ярославль 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.
о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...
Занятие на тему "Древнерусский головной убор"
На этом занятии по изготовлению кокошников раскрывается сотрудничество педагога изо и воспитателя....
Конспект занятия по лепке Древнерусский женский головной убор
1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (пра...
НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»
НОД «Рябина – важное дерево в жизни древнерусских людей»...
Конспект мастер - класса для мам по изготовлению древнерусских оберегов для детей.
Конспект мастер - класса для мам по изготовлению вышитых оберегов для детей....
Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима - путешествие в древнерусский Господин Великий Новгород»
Игровое занятие "Поклон от Онфима" погружает участников в мир древнерусского города Великий Новгород; знакомит с историей мальчика Онфима, знаменитого его берестяными грамотами; пробуждает и...
Конспект НОД в старшей группе по лепке «Древнерусская ладья»
Цель: Научить детей конструировать древнерусскую ладью из пластилина....