Занятие на тему "Древнерусский головной убор"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

На этом занятии по изготовлению кокошников раскрывается сотрудничество педагога изо и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_pro_kokoshniki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                        Древнерусский женский головной убор

Задачи:

1.Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.

2.Систематизировать представления детей о национальных женских головных уборах (праздничных, повседневных), особенности их украшений.

3.Активизировать в речи детей слова: названия праздничных и повседневных головных уборов (гребенчатые, сорокообразные), материалов из которых они изготавливались( парча, бархат,  шелк),материалов которыми украшались (золотые, серебряные нити, бисер, камешки , пайетки )

4.Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.

5.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

Предварительная работа:

Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

Речевая деятельность: рассказ сказки «Хаврошечка», разучивание пословиц, поговорок , отгадывание загадок  о головных уборах

Изобразительная деятельность:

Музыкальная деятельность: разучивание игры «Шапочка»

Игровая деятельность: народные игры

Дидактические игры: «Изба», «Одень куклу в русский народный костюм»

Материал к занятию

  1. Медиапроектор, экран , ноутбук , магнитофон , флешка с записью игры «Шапочка»
  2. Слайды с изображением старинных женских головных уборов
  3. Заготовки кокошников
  4. Бусинки, стразы, пайетки, пластилин
  5. Шапочка

Ход занятия

1часть: Организационная

Игра «Шапочка»

Во время игры в группу заходит Лариса Алексеевна

Л.А. – В какую интересную игру вы играете. А как она называется? «Шапочка»

Л. А. – «Шапочка»? Покажите мне, пожалуйста, шапочку (рассматривает)

-Ребята, а вы знаете, Лариса Германовна попросила меня сделать к празднику для девочек кокошники. А я не знаю, как они выглядят. Вы можете мне рассказать? (ответы детей)

И.И.- Л.А. , ребята , я могу вам помочь их увидеть. У меня есть слайд шоу с изображением старинных головных уборов, которые могу показать (дети садятся на стульчики)

2 часть. Просмотр слайдов старинных головных уборов

В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который называется кокошник . Женщина, которая была без головного убора, называли простоволосой. Девушки, которые не вышли замуж, до старости ходили с косой и не меняли головной убор. Девочки могли закрывать верх головы только в особых случаях. Платки и косынки были очень разнообразны и изготавливались из холста, шелка с разными узорами. Носили их и в деревне и в городе, повседневно и на праздники. Носили платки по-разному.

Кокошники – головные уборы, в которых твердая основа и нарядный верх соединены в одно целое. Название происходит от древнего перевода «кокош» . Это означает курицу-наседку и петуха. Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха, т.е. гребенчатые. Сорокообразные  – с высокой лопастью над лбом, сзади позатыльник.

- Посмотрите и скажите, как женщины украшали кокошник? (ответы детей).

- Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол, золотой нитью, драгоценными камнями, с бархатной задней частью, расшитой золотом. Налобник – закрывающий лоб. Обшивали дорогой тканью – парча или бархат. По бокам могли быть пущены рясины (спадающие на плечи жемчужные нити). Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, вышитые золотыми и серебряными нитками или легкое покрывало, украшенное вышивкой или кружевом.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью золотой…

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

Л.А.- Какую красоту вы мне показали. Но я думаю мне одной не успеть сделать восемь кокошников. Не могли бы вы мне помочь? (ответ)

- Давайте откроем мастерскую по изготовлению кокошников. У меня есть заготовки кокошников, бусинки, пайетки, камешки цветные.

3часть. Изготовление кокошников.

Л.А.-У меня есть два образца кокошников, заготовки, бусины, пайетки, камешки. Как вы  думайте, на что они крепятся (на пластилин).Что скатывали из пластилина , перед тем как прикрепить к картону(жгутики).А на что крепятся бусины (на пластилиновые шарики).Пластилин у меня тоже есть, можем приступить к работе.

И.И.- В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои кокошники.

4часть. Итог.

И.И.- Как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивые и нарядные кокошники(трудолюбивые, работящие)

- Давайте вспомним с вами пословицы о труде, которые передаются из поколения в поколение русским народом.

Ответы детей.

- Терпение и труд все перетрут.

- Какова пряха, такова и рубаха.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Как вы  понимаете пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

(выслушать ответы детей)

Л.А.- Ребята, что мы с вами делали? (кокошники)

Л.А.- Чем их украшали? (бусинами, пайетками, камешками)

Л.А.- Кому мы делали кокошники? (девочкам для выступления на празднике)

Л.А.- Что нового, интересного для себя узнали? С кем могли бы поделиться информацией? (бывают разные виды кокошников: гребенчатые, сорокообразные; с другими ребятами, с родителями….)

Л.А.- Ребята, спасибо вам за помощь. Спасибо И.И. за интересную информацию о кокошниках. Без вашей помощи, мне бы одной не справиться. Теперь девочки смогут выступать на празднике в красивых кокошниках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого тематического занятия «Одежда, обувь, головные уборы»

Итоговое занятие по позновательно-речевому занятию за I квартал в старшей группе....

Презентация к занятию ФЦКМ "Обувь, головные уборы"

Презентация к занятию ФЦКМ "Обувь, головные уборы"...

Конспект занятия по рисованию «Головной убор». (средняя группа)

Цель: расширение и закрепление представлений о головном уборе....

Занятие по краеведению "Головные уборы Брянщины"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний детей о родном Брянском крае, его исторической культуре, ознакомления детей с историей головных уборов Брянщины; р...

Технологическая карта занятия по теме " Головные уборы".

С помощью данной технологической карты можно познакомить дошкольников с нарушением интеллекта старшего возраста с головными уборами....