Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима - путешествие в древнерусский Господин Великий Новгород»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Игровое занятие "Поклон от Онфима" погружает участников в мир древнерусского города Великий Новгород; знакомит с историей мальчика Онфима, знаменитого его берестяными грамотами; пробуждает интерес к изучению истории и культуры древней Руси; способствует развитию коммуникативных навыков.
Занятие ориентировано на старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igropedagogikaonfim_ryzhonkova.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила Рыжонкова К., магистерская программа «Развитие креативности ребенка…», 2 курс
Игровое занятие для старшей группы ДОУ «Поклон от Онфима»
Цель:
- заинтересовать историей и культурой древней Руси;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Задачи:
- познакомить с фактами из жизни древнерусского города в игровой форме;
- тренировать внимательность и навыки слушания;
- активировать логическое и ассоциативное мышление;
- стимулировать способность к рассуждению и аргументации;
- создать условия для коллективного взаимодействия детей.
Оборудование:
- кукла Онфим
- экран для демонстрации иллюстраций и музыкальное оборудование для проигрывания звукового сопровождения;
- вывеска «Господин Великий Новгород»;
- метательные снаряды (грецкие орехи), 2 корзинки;
- стилизованная карта и клад – шоколадные медальки;.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас был в Великом Новгороде? Да, он находится недалеко от Санкт-Петербурга. Это один из древнейших городов нашей страны.
Кто знает, сколько лет нашему городу Санкт-Петербургу? Правильно, 314 лет. А Великому Новгороду 1158 лет, представляете!
Несколько веков назад этот город объединил под своей властью весь север Руси, и его с уважением называли «Господин Великий Новгород». Сюда по рекам свозили товары со всей Русской земли. Сюда приплывали по Балтийскому морю европейские купцы. Новгород был центром торговли, рос и быстро богател. А еще город славился развитой грамотностью даже среди простых людей. Да, в старые времена далеко не все умели читать и писать.
Воспитатель: Не так давно в Новгороде был обнаружен удивительный документ – учебная тетрадь мальчика Онфима, жившего в древнем Новгороде несколько веков назад.
На найденных берестяных свитках Онфим упражнялся в грамоте и, судя по чётким буквам, он уже был умелым учеником, хотя возраст его был 6..7 лет. Хотите познакомиться с этим прилежным новгородцем? Сегодня он пришел к нам в гости!
Воспитатель *достает куклу Онфима*
Онфим: Доброе утро! Я к вам пришел с поклоном из Господина Великого Новгорода – себя показать, на людей посмотреть, с вами дружить, премудростям вашим учиться, вас своим научить.
Воспитатель: ой, Онфимушка, а чему же ты нас можешь научить? Ты же, прости, из древней Руси. У нас здесь прогресс, электричество, роботы, в космос летаем! Ученые, знаешь, сколько всего напридумывали хитрого…
Онфим: *смеется* Ну раз вы такие мудрые-премудрые отгадайте загадку:
Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
Онфим: Молодцы-мудрецы, отгадали. А у меня еще есть хитрые загадки, отгадайте быстро, удивите меня, порадуйте:
(если дети долго не могут отгадать, воспитатель показывает картинку-подсказку – см. презентацию)
• Живут два братца через дорожку, а друг друга Нее видят. (Глаза)
• Что легко носить, а трудно сосчитать. (Волосы)
• У двух матерей по пять сыновей. (Руки)
• Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)
• Висит сито — не руками свито. (Паутина)
• Скатерть бела. Весь свет одела. (Снег)
• Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед)
• Не воин, а со шпорами. (Петух)
• Два раза рождается, один раз умирает. (Птица)
• Осенью засыпает, весной просыпается. (Медведь)
• Ни говорит, ни поет, А кто к хозяину идет — Она знать дает. (Собака)
Онфим: умные-разумные, угадали мои загадки. А я и не сомневался, что вы, друзья, молодцы! Беру вас с собой в путешествие! Недалеко-неблизко, за тридевять земель, как наши летописцы-сказочники любят приговаривать!
Господин Великий Новгород – город купеческий, торговый. Угадаете, как диковинные товары из далекой Европы доставлялись на новгородскую ярмарку?
Правильно! По Балтийскому морю да рекам! Вот и нам сейчас надо выбрать себе корабль точь-в-точь как у древнерусских купцов. Справимся?
Детям вместе предлагается выбрать из 4 вариантов кораблей, Онфим помогает, определить, почему не подходят корабли: (см. презентацию)
- Пиратский корабль (мы не пираты, а славные гости).
- Современный военный с пушками (мы не воевать, а дружить).
- Венецианская галера без паруса (устанем грести).
- Корабль британским флагом (мы не иноземные купцы).
- Новгородская ладья с парусом солнышком (наш вариант).
Онфим: Добро пожаловать на борт!
*Играет аудио-дорожка «звуки моря»*
Онфим: Долго плывем, пора бы и размяться?! Давайте вместе, друзья!
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!
*Играет веселая русская народная музыка* «Подплываем» по группе к вывеске «Господин Великий Новгород»
Онфим: Друзья, прибыли! Добро пожаловать на новгородскую ярмарку! Здесь найдутся лучшие товары со всего света! Как вы думаете, какие из этих товаров – заморские? (см.презентацию: шкура зебры, китайский шелк, оливковое масло).
Онфим: На новгородских ярмарках не только торговали, здесь добры молодцы часто мерялись ловкостью и силушкой. Удивите меня своей меткостью? Делимся на две команды. Каждый участник получает по два грецких ореха – метательных снаряда. Задача: попасть этими орехами в корзинку (свою для каждой команды), стоя на определенном расстоянии от мишени. Команда, закинувшая больше орехов, побеждает.
Онфим: Ура! Вы у меня не только смекалистые, но и ловкие! Вот это команда! Как я рад. Уважьте меня, порадуйте. Давайте поиграем в мою любимую игру «Ручеек». Онфим организует ход игры:
Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: "А я *Сашеньку* люблю и с собой его возьму».
Затем Водящий и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:
В ворота ручей бежит
И тихонько так журчит.
Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)
И друг другу поклонись.
(дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)
После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся
выбирает себе пару, произнося слова: "А я Машеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота". (игра продолжается).
В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих назвали.
Онфим: Весело с вами, хорошо, но вам пора домой возвращаться, а за то что вы такие мудрые, ловкие и дружные, я подарю вам карту, по которой вы легко найдете самое настоящее сокровище!
*Достает из кармашка берестяную грамоту с картой* (клад – шоколадные медальки – спрятан на территории детского сада).
Онфим: Спасибо, друзья, за веселую игру. Давайте прощаться:
Хлопаем в ладошки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
(машем ручками, а затем кладём их на головку)
По карте дети с воспитателем быстро отыскивают клад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие в старшей группе «Путешествие по таинственным островам»
Игровое занятие по образовательной области "Познание"....
Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"
ЦЕЛИ:· развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;· активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...
Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»
Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие из Нижнего Новгорода в Москву»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Знакомство детей с Москвой, создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России...
Сценарный план игрового занятия в старшей группе: «Путешествие петушка Железное пёрышко по дорогам сказок»
Актуализация знаний и освоение новых сведений о сказочных персонажах...
Конспект игрового занятия в старшей группе на тему: "Путешествие в сказочную страну с Доктором Айболитом".
Цели: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровьяЗадачи: Формировать у детей навыки здорового образа жизни, дать знания об уходе за глазами, ушами, зубами; развивать быстроту, л...
Конспект игрового занятия в старшей группе «Путешествие в лето» 2022
laquo;Путешествие в лето» 2022...