Проект "В мире профессий"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бердник Светлана Анатольевна

В дошкольном возрасте особое значеие для развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудов предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_professiy_proekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В мире профессий»

Цель проекта:

Развитие интереса к различным профессиям, чувства сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями

Задачи проекта:

-расширять и обобщать представление детей о профессиях (в т. ч. своих родителей), орудиях и предметах труда, трудовых действиях;

-формировать представления о качествах, которыми необходимо владеть человеку той или иной профессии;

-воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- встреча с интересными людьми;

-обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

Проблема:  в ходе беседы с детьми выяснилось: некоторые воспитанники затруднялись и путались в названиях профессий,  что они не достаточно знакомы с профессиями своих родителей.

Некоторые из детей не смогли назвать место работы, название профессии, трудовые действия своих мам и пап («Мама продаёт какие-то карточки», «Папа носит тяжелые предметы», «Папа часто уезжает, не знаю кем работает», «Мама ночует в больнице»).

 Не имели понятия, с какой целью выполняется та или иная работа, и какая же от нее польза другим людям.

Недооценивали некоторые профессии, имели пренебрежительное отношение к труду. Эта проблема заинтересовала детей, все выразили желание, чтобы им рассказали о том, какие бывают у людей профессии.

 Поэтому возникла идея создания данного проекта.  

Актуальность проекта: В дошкольном возрасте особое значение для развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает детям дальнейшее вхождение в социум, приобщение его к ценностям. Углубленное изучение профессий людей, в т. ч. своих родителей, будет способствовать развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию связной речи. 

Ожидаемые результаты:

  • Дети знают и называют профессии своих родителей;
  • Дети знают и называют большое количество профессий, названий орудий и предметов труда, умеют подробно описывать разные профессии.
  • У детей сформировано уважительное отношение к профессиональному труду взрослых; они реально представляют, чем занимаются взрослые (родители) вне дома.
  • Родители проявляют интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений ребёнка, активно участвуют в жизни группы.

Тип проекта:

  • по доминирующему типу деятельности: познавательный, речевой, информационно - игровой
  • по количеству участников: групповой;
  • по времени проведения: краткосрочный, 1 месяц

Объект исследования: профессии людей

Предмет исследования: профессионально-трудовая деятельность взрослых, средства и предметы труда людей разных профессий, в том числе родителей.

Место проведения: МАДОУ «Золушка»

Участники проекта: воспитатели, логопед, дети и родители

Сроки реализации: март

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: на данном этапе определены цель и задачи проекта, разработаны и изготовлены:

  • план реализации проекта
  • конспекты занятий
  • беседы с детьми
  • картотека настольно-печатных дидактических игр («Кому, что нужно для работы?», разрезные картинки «Профессии», пазлы «Профессии»)
  • картотека картинок – раскрасок по теме «Профессии»
  • картотека стихов о профессиях, пословиц о труде
  • сценарий итогового мероприятия «В мире профессий»

Основной этап:

Занятия: 

  • тематические и сюжетно - тематические занятия («Построим домик для трёх поросят», «Какие разные профессии», «Незнайка выбирает профессию» и др.);
  • просмотр презентации по теме «В мире профессий»;
  • составление рассказов – описаний о профессиях по предложенной схеме;
  • - встреча с интересными людьми разных профессий.

Экскурсии-наблюдения:

  • экскурсии детей к некоторым родителям на работу (библиотеку, магазин, почту)
  • экскурсия по детскому саду (прачечная, пищеблок, кабинет медицинского работника)
  • Виртуальные экскурсии: «Больница», «Стройка».

Беседы о профессиях:

Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники)

  • Беседа «Кто построил новый дом?» (строители)
  • Беседа «Кто, нас воспитывает» (работники ДОУ)
  • Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»
  • Беседа «О том, как появились профессии на Руси».
  • Беседа «Какие профессии будут в будущем».

Чтение художественной литературы:

Маяковский «Кем быть? »,

М. Познанская «Пойдем на работу»,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»,

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»,

К.И. Чуковский «Айболит»,

С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

Б. Заходер «Строители».

Загадки о профессиях.

Заучивание стихов и пословиц о профессиях и орудиях труда.

Театрализованная деятельность:

Миниатюры: «Мы в профессии играем: «01», «02», «03», « Всегда на страже» (пожарный, полицейский, доктор).

Разучивание сценок: «В библиотеке», «В магазине», «Зуб заболел».

Пантомима («Кто я по профессии?»).

Организация игр:

Дидактические, словесные игры: «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю»,  «Назови профессию», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет». «Угадай, кем я хочу быть?», «Назови женскую профессию».

Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Профессия моего папы (моей мамы)», «Кем быть?»;

Собери картинки: строитель, пожарный, музыкант, рабочий, космонавт, врач;

Пальчиковые («Строители», «Молоток»…),

Подвижные («Профессии», «Пила», «Кем ты работаешь?», «Кем ты стал?»),

Настольно – печатные (лото «Кому что нужно», пазлы «Профессии», разрезные картинки), лото «Веселые профессии ».

Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Моряки» «В поликлинике», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Автобус», «Почта», «Магазин», «Кафе», «На уроке», «Стройка»

Изобразительная деятельность и художественное творчество:

Рисование представителей профессий: «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей.

Лепка: Изготовление кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин).

Конструирование

Постройки: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных»,

 «Гаражи».

Постройки из «Лего»: «Карусель», «Космодром», «Автостоянка»

Работа с родителями

- создание фотогазеты о профессии родителей и подготовка выступления по ней;

- составление небольшого рассказа о профессии по выбору (использование картинок – раскрасок).  

Выставка рисунков: «Кем я буду, когда вырасту»

Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Строитель»;

Мини альбомы: «Трудовая деятельность родителей»

Заключительный этап:  – развлечение «Парад профессий» с презентацией фотогазет «Профессии наших родителей». Мини – книжки «Кем буду».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236 
  2. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.
  3. Буре,  Р.  С.  Дошкольник  и  труд.  Теория  и  методика  трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] /  Р. С. Буре.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
  4. В инженеры я пойду, пусть меня научат //Обучение & карьера. - 2008. - N1. - С. 45-47. 
  5. Знакомство  дошкольников  с  профессиональной  деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
  6. Комарова, Т. С.  Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
  7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
  8. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  9. Шорыгина,  Т.  А.  Профессии,  какие  они?  Издательство ГНОМ  и  Д, 2010. – 93с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Загадки о профессиях

1. Кто учит детишек читать и писать,  

Природу любить, стариков уважать?   (Учитель)

2. Встаём мы очень рано,  Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу.   (Водитель)

3. Наведёт стеклянный глаз,  

Щёлкнет раз - и помним вас.   (Фотограф)

4. Работник этот хоть куда!  

Он сопровождает поезда.   (Проводник, Железнодорожник)

5. С огнём бороться мы должны,  

С водою мы напарники.  

Мы очень людям всем нужны,  

Ответь скорее, кто же мы?   (Пожарники)

6. Кто в дни болезней всех полезней  

И лечит нас от всех болезней?   (Доктор)

Подвижные игры

«Профессии»

Мы  в  профессии  играем, дети  идут  по  кругу,  взявшись  за  руки, останавливаются

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

каждый ребёнок делает шаг вперёд

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх

Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд 

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.

Все профессии важны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

"В мире профессий. Профессии города и деревни"

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....