Конспект открытия мини- музея «Хлеб» в средней группе №7 «Солнышко»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Смирнова Светлана Александровна

Через  русске традиции у детей воспитывается интерес и уважение к хлебу, труду людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytiya_muzeya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 98 «Ивушка»

г. Волжский Волгоградской области

( МДОУ д\с № 98 )

Конспект

открытия мини- музея «Хлеб»

в средней группе №7 «Солнышко»

                                                     

                                                 

                                                          Составила:

                                                                                 Воспитатель: Смирнова С.А

Задачи:

  • Воспитывать у детей правильное отношение и чувство личной сопричастности к бережному отношению к хлебу как важному продукту.
  • Совершенствовать познавательную активность и интеллектуальные способности детей.
  • Воспитывать интерес и уважение к хлебу, труду людей.
  •  Закреплять представления детей о труде хлеборобов по выращиванию хлеба (пшеницы). Расширять и уточнять знания детей об уборке урожая, механизм работы.
  • Воспитывать уважение к труду хлеборобов.

Вос-ль в р.н.костюме заходит с детьми:

Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады вас видеть в нашей группе. Правду сказать, мы очень готовились к вашему приходу. Ведь в нашей группе открывается мини-музей хлеба. Сегодня приглашаем вас посетить музей хлеба, чтобы познакомиться с историей выращивания хлеба на Руси..

По традиции нам нужно разрезать ленточку и это право предоставляется почетным гостям.

Вос-ль в русском костюме:    

На Руси всегда гостей встречали хлебом, солью, отличались гостеприимством

 У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова! »

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе!

- Отведайте наш хлебушек

Ребята, посмотрите, рядом у входа в музей, лежит клубок, У наших предков был такой обычай. На новоселье хозяин дома «втягивал» всех домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Хозяйка разматывает клубок, дети держатся за веревочку, хозяйка наматывает клубок, дети идут за ней)

Звучит р.н. мелодия

-Вот, я и завела вас в музей, а в музее встречает вас экскурсовод, и она вам все расскажет.

Вос-ль экскурсовод: Вот вы в музее хлеба, посмотрите внимательно на предметы, которые находятся в музее. Нужно соблюдать правила: ничего не трогать руками и смотреть глазками. Я буду вам рассказывать, а вы будете моими помощниками. Нам предстоит с вами проследить путь колоска, выращенного в поле, полюбоваться необычайными хлебобулочными изделиями. И мы рады познакомить вас с его экспонатами

Наши предки были очень гостеприимными людьми, дверь в доме была открыта для гостей, а на столе была какая-нибудь еда. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе:

«Черная гора, а всем мила»

Отгадать легко и быстро

Лёгкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (хлеб)

Вос-ль  экскурсовод представляет «Русскую избу»

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.

-А для чего нужна печка? В русской избе была одна комната и почти половину ее занимала русская печь. В ней готовилась еда, пекли хлеб и пироги, варили кашу. На ней тепло и уютно было спать. Чтобы испечь калачи, надо встать пораньше, замесить тесто да растопить печь. В народе говорилось: «без печки изба не изба».

- Долгий, тяжёлый, трудный путь от зерна до каравая. Об этом даже русский народ сложил пословицы. Давайте их вспомним.

Хозяюшка Хочешь есть калачи

Дети Не сиди на печи.

Хозяюшка Щи да каша –

Дети Пища наша.

Хозяюшка Хлеб –

Дети Всему голова.

Хозяюшка Худ обед - когда хлеба нет.

Без хлеба нет обеда

-Как сейчас хлеб попадает к нам на стол?

Откуда хлеб пришел – из магазина

А как в магазин попал? – из пекарни

Что делают в пекарне? –  хлеб пекут

Из чего – из муки

Из чего мука – из зерна

Откуда зерно – из колоса пшеницы

Откуда пшеница – выросла в поле

А как это было раньше? Давным-давно, когда жили наши прабабушки и прадедушки, когда ваши бабушки и дедушки были детьми?

Дети рассказывают по картинам

Крестьянская семья сама выращивала хлеб. А кто такие крестьяне? Каждая семья имела надел земли, на котором выращивала хлеб для всей семьи на целый год.(Показать картину крестьянки)

Много труда нужно было приложить крестьянину, чтобы кусок хлеба попал на стол. А что нужно было сделать в первую очередь (давайте посмотрим на картинки)

Ранней весной вспахивали поля на лошадях, быках. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг,  А сейчас это делает трактор. А для чего вспахивали поле?

Затем сеют зерно. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в сторону.

А как вы думаете, что еще необходимо для будущего урожая (дождь, солнце).

-Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы (показ в музее жнецов) В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (показ в музее «Снопы»), а сейчас это делает комбайн.

Обработка зерна - самая трудная работа. Она заключалась в выбивании зерен из колосьев в снопах. Это называлось «Обмолот зерна»

Но колосья нужно ещё обмолотить, для этого брали цепу– ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зёрна из них высыпались. А сейчас это делает комбайн, сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб

Вос-ль: Колосья везут на мельницу, где их молотят. Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (показ в музее «Мельница», а сейчас на мукомольном заводе, затем развозят в магазины).

Вос-ль экскурсовод:   В нашем музее представлен «Двор Мельница»

Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (показ в музее «Мельница», а сейчас на мукомольном заводе. (картинка «Мукомольный завод»), затем развозят в магазины

 Чтобы нам, что - то испечь, что нам нужно сделать с мукой?

Д: Надо замесить тесто.

А белый хлеб из какой муки пекут (из пшеничной)

Темный (из ржаной)

Представление «Мир злаков»

В мини - музее дети, могут подробно рассмотреть колоски ржи и пшеницы, ячмень, сравнить их между собой. А так же представлены баночки с зерном, мукой и крупами

Показано, что можно приготовить из пшеницы и ржи (Рассматривание  хлебобулочных изделий)

Какие вы знаете хлебобулочные изделия?

И представлены в музее хлебобулочные изделия из соленого теста.

Ну, а какое чаепитие без самовара. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с пирогами и блинами.

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая песня.

Ребята, вот какой путь мы просмотрели, как выращивают хлеб от начала до конца. А сейчас мы немного  отдохнем и вспомним весь путь колоска

игра «Каравай»

Как на праздник наш веселый

Испекли мы каравай 
Вот такой вышины, 
Вот такой ширины. 
Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай.
Испекли мы каравай 
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай, 
Веселее подпевай

А теперь угадайте мою загадку:

 Какую куклу делают везде, куда ни приди.

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях? ….тряпичные куклы или обереги

 Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Дети:

Кукла – Крупеничка или Зерновушка: на Руси делали из ткани и крупы и ставили в избе на видное место. Крестьяне верили, что если в избе стоит Зерновушка,то урожай злаков будет богатый. Зерновушка была главной куклой в семье и принесет достаток и блаополучие.

Кукла-Стригушка:  стригушки делались в честь богатого урожая. Она изготавливалась из соломы, сена, травы. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб.

Стригушку ставили в красном углу избы до следующего урожая. С этими куклами еще играли. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка, делала куклу, чтобы он мог играть .

Кукла Масленица: К весне делали много разных кукол, чтобы порадовать детей. Обрядовая кукла»Масленица» принесет в дом удачу и богатство. Она охраняет дом – злых людей не пускает, а добрых встречает.

 Тряпичные куклы, в старину, играли огромную роль:

  • они были участницами многих праздников и обрядов;
  • были оберегами;
  • являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода;

Театральный раздел

Вот мы подошли к самому интересному, вы же любите сказки?

После трудной работы вечером собирались в избе, усаживались на лавки, на печи и слушали сказки. Бабушки своим внукам рассказывали сказки, а чтобы интересней было слушать, из соленого теста придумывали разные фигурки. И в нашем музее есть сказка

 из соленого теста. Вы догадались, как называется сказка?  (Колобок)


Все, что узнали в нашем музее, у нас есть библиотека, где рассказывается все о хлебе. Каждый может подойти и посмотреть

- Молодцы, ребята, хлеб главный на нашем столе, его надо беречь, много людей потрудилось, чтобы мы могли каждый день есть его.

 Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу:

        -его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

        - хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

   Хлеб – главное богатство нашей страны, в него вложено много труда и его нужно беречь.

Выставка хлебобулочных изделий родителей

Ну, вот, наша экскурсия закончилась. Теперь вы знаете, какой долгий путь  прошел хлеб, чтоб попасть в магазин. Знаете историю хлеба. Хлеб-главное богатство нашей страны и его надо беречь.

Ребенок рассказывает стихотворение

Отличные, пшеничные                                      

Я.Аким.

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора

И другие, все, кто может,

Пусть приходит с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

Вос-ль в русском костюме: по русской традиции гостей встречают и провожают пирогами

Дети угощают гостей пирожками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "К солнышку в гости"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе "К солнышку в гости"...

Конспект "Открытие мини-музея книги в группе"

Цель:  - Закрепление знаний детей о истории происхождении книги,- пробудить интерес к творческой деятельности человека,- формировать «образ музея», как собрания предметов культурно-исторического ...

Конспект открытого мероприятия по физкультуре в средней группе "На каждой станции сойду" в средней группе ДОУ

Методическое описание и рекомендации. Конспект физкультурного занятия в средней группе (4-5 лет) детского сада. Предложенная схема построения занятия позволяет легко вносить коррективы под имеющиеся н...

Конспект НОД (в рамках музейной педагогики) по ознакомлению с экспозициями мини-музея: «Зоопарк» в средней группе общеразвивающей направленности.

Конспект НОД (в рамках музейной педагогики) по ознакомлению с экспозициями мини-музея: «Зоопарк» в средней группе  общеразвивающей  направленности.Цель: формирование бережного и ...

Конспект НОД (в рамках музейной педагогики) по ознакомлению с экспозициями мини-музея: «Зоопарк» в средней группе

Конспект НОД (в рамках музейной педагогики) по ознакомлению с экспозициями мини-музея: «Зоопарк» в средней группе...

Паспорт мини- музея "Волшебный песок" (средняя группа)

Паспорт мини- музея "Волшебный песок" (средняя группа)...

Паспорт мини-музея "Волшебный песок" средняя группа

Представлены мероприятия  совместной деятельности взрослых и детей в мини-музее "Волшебный песок"...