Дополнительное образование (кружок) по изобразительной деятельности УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Ивашутина Екатерина Андреевна

Концепция кружка для детей 5-9 лет «Удивительный мир животных»

Программа кружка «удивительный мир животных» предназначена для использования в системе дополнительного образования (кружок) для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Кружок посещают дети, проявляющие большой интерес к изобразительному искусству, различного уровня способностей и одаренности.

Общее количество часов – 18. Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 академический час – 45 минут), в течении 6 месяцев.

Область - живопись, рисунок, скульптура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_kruzhok_ivashutina_e._a.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района

г. Санкт-Петербурга

Дополнительное образование (кружок) по изобразительной деятельности

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ

Автор работы: воспитатель Ивашутина Е. А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2021


Концепция кружка для детей 5-9 лет «Удивительный мир животных»

Программа кружка «удивительный мир животных» предназначена для использования в системе дополнительного образования (кружок) для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Кружок посещают дети, проявляющие большой интерес к изобразительному искусству, различного уровня способностей и одаренности.

Общее количество часов – 18. Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 академический час – 45 минут), в течении 6 месяцев.

Область - живопись, рисунок, скульптура.

Виды художественной деятельности - графика, живопись, аппликация.

Курс кружка носит интегрированный характер. В данной программе предусматриваются интегрированные занятия – взаимосвязь уроков «Изобразительного искусства» и урока «Окружающий мир». При подготовке к таким занятиям необходимо учитывать особенности климатических условий, среду обитания животных, их внешний вид, кожный покров, окрас. Таким образом предполагается освоение и получение знаний не только об изобразительном искусстве, но и о климатических условиях, состоянии, особенности природы.

Пример интеграции по теме 3.4 «Рисование животных саванны» педагог показывает на карте природную зону саванны и рассказывает о ее климате и растительности с помощью документального фильма и фотографий. Также педагог рассказывает о животных, которые там обитают, их внешнем виде и окрасе, чем они питаются, как добывают пищу.

Актуальность: Удивительный животный мир окружает нас везде. На земле, в воде, в воздухе мы видим разнообразных, зверей, птиц, насекомых, рыб. Каждое животное неповторимо и чувствует себя свободно в своей родной стихии. каждый приспособился к определенным климатическим условиям и может жить там, где человек долгое время находиться не может. Дети, как и многие взрослые интересуются животным миром, изучает его, наблюдают за ним. Многие испытываю чувство любви, умиления, жалости и даже страха перед животным миром, но мало кто остается к нему равнодушным. Данный кружок позволит детям ближе познакомиться с анималистическим жанром и художниками анималистами, узнать строение животных, научиться передавать всю их красоту, грациозность, выразительность поз, движений животных, используя разные техники и материалы, а также научит детей передавать человеческие качества и чувства через изображение животных на рисунке. Занятия будут способствовать формированию у детей бережного отношения к животному миру.

Новизна: Предлагаемые на занятиях методы работы – диалог, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, просмотр документальных фильмов о животных, зрительный ряд позволят детям представить выразительный образ животного. Через театрализованную, игровую деятельность (имитация движений животного, звукоподражание животным) дети смогут передать свои эмоции и чувства, характер, настроение животных.

Цель: Создание детьми выразительного художественного образа животного (птиц, зверей, рыб.).

Задачи:

- учить передавать эмоции и чувства ребенка через рисунок;

- формировать у детей интерес к изобразительному искусству;

- учить детей работать с различными художественными материалами (акварель, гуашь, мелки, тушь, пастель, сангина, глина или пластилин);

- учить детей различным художественным техникам (смешанные техники, лепка из пластилина или глины, коллаж, пуантилизм);

- развитие воображения, фантазии

- развитие художественной и познавательной активности ребенка.

Методы в работе

- Диалог. Метод диалога используется на каждом занятии. Учитель ведет беседу с учащимися: задает вопросы по теме занятия, объясняет трудные, вызывающие сомнения у детей моменты.

- Наблюдение. Метод наблюдения используется на каждом занятии. Дети коллективно рассматривают иллюстрации, слайды животных, наблюдают за особенностями строения животных, окрасом, поведением. Также на каждом занятии педагог использует схемы анатомического строения животных и примеры детских работ изображения животных.

- Коллективная работа. Коллективная работа используется на занятии №5, теме 1.4 «морские обитатели», на занятии №8, тема 2.2 «птицы мира», занятие 16 тема 3.4 «рисование животных саванны» На этих занятиях дети индивидуально создают образ животных, в конце занятия соединяют их в коллективную общую работу

- Репродуктивный метод. Это способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний, изучение материала на основе образца или правила. Например, схема анатомического строения рыб. Корпус рыб примерно одинаковой формы, у большинства рыб одинаковое расположение плавников. На примере одной рыбы можно изобразить другую, изменив только форму плавников и окрас.

- Оформление работами учеников интерьера класса. Этот метод используется на занятиях №5, теме 1.4 «морские обитатели», на занятии №8, тема 2.2 «птицы мира». В конце занятия создается коллективная работа, которая служит украшением помещения.

- Единство восприятия и созидания. Ученик сопереживает, восхищается красотой, формами животных, выражает свое настроение, создает образ животного, рассматривая иллюстрации, слушая стихи, прозу и выполняя практическую работу.

- Свобода в системе ограничений. Этот метод используется практически на всех занятиях. Предполагает свободу выбора детей окраса некоторых животных, строения, формы (рыб, птиц зверей), но ограничивает в формате и используемых техниках. На занятии 1.1. изображение рыб любого окраса и формы, но ограничение в формате и технике; на занятии 6, тема 2.1 вылепить одну из трех предложенных видов птиц, выбрать окрас птицы, используемый материал глина, роспись в технике гуашь, на занятии 14, теме 4.2 детям предложен выбор понравившейся породы собак, ее формы, окраса, структуры кожного покрова, техника пластилин.

Формы проведения занятий

Индивидуальная  в практической части работы ребенок самостоятельно выполняет творческое задание.

Индивидуально – коллективная - первую часть практической работы дети делают индивидуально, а во второй части индивидуальные работы, собираются в одну большую коллективную

Для организации кружка необходимо следующее оборудование:

- персональный компьютер для педагога;

- проектор

- электронные презентации;

- схемы анатомического строения животных;

- костюмы животных для театрализованной деятельности;

- наглядные пособия;

- примеры детских работ.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- иметь первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

- формировать основы художественной культуры в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимать красоту как ценность, формировать потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства художников анималистов;

- владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре).

Метапредметные:

- владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

- Формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию, формировать мотивацию к учению и познанию;

- Формировать уважительное отношение к иному мнению;

- Принимать и осваивать социальную роль ученика, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

- Развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;

- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов;

- Иметь мотивацию к творческому труду, работать на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

По окончанию работы в кружке дети должны знать/понимать:

- знать средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно, цвет, форма, объем);

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков, например, красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры), различать их образную специфику;

- давать оценку своей и чужой деятельности;

- выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, сангина, пастель, глина, пластилин, бумага для коллажа.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- работать в следующих видах искусства: графике, живописи, скульптуре;

- пользоваться различными художественными материалами: акварель, гуашь, мелки, тушь, пастель, сангина, бумага, глина, пластилин; 

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм, структура кожного покрова животного);

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы, структуры кожного покрова животного;

- изображать животных, их строение, пропорции, характерные особенности, окрас;

- проявлять фантазию, воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности.

В результате учащиеся должны владеть различными художественными техниками:

- акварель, гуашь

- коллаж

- работа с глиной и пластилином (скульптура);

- работа с восковыми мелками и акварелью;

- тушь, акварель;

- сангина, пастель.

Последовательность:

Все занятия в кружке разделены на 3 блока. В каждом блоке дети последовательно изучают строение, внешний вид животных с помощью наглядных пособий в виде схем, просматривают документальные фильмы, фотографии, иллюстрации картин известных художников-анималистов. Учащиеся внимательно слушают педагога, принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы.

Закономерность и принципы построения последовательности тем.

Основной идеей построения тематического планирования является деление его на 3 блока: звери, птицы, рыбы.

В каждом блоке детям рассказывается методика изображения животных, их особенности строения, внешнего вида, окраса, освоение которых происходит через показ изображений, документальных фильмов, схем, таблиц, а также через разнообразие художественных материалов и техник с использованием различных средств художественной выразительности: линия, штрих, пятно, цвет, форма.

Методические рекомендации для проведения кружковых занятий.

Основная форма работы с детьми при проведении кружковых занятий – индивидуальная. Занятия 1.4; 2.3; 3.4 рекомендуется проводить, используя коллективно-индивидуальную форму деятельности.

К каждому занятию подбирается выразительный зрительный ряд – фотографии художников – анималистов, фотографии с изображением животных, документальные фильмы, где животное можно увидеть в движении в естественной среде обитания. Во время просмотра зрительного ряда педагог будет рассказывать о животных, их строении, окрасе, внешних особенностях. Также на некоторых занятиях педагог будет читать отрывки их известных произведений С. Маршака, В. Лифшиц, В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Тематическое планирование

Блок 1. Рыбы

№ п/п

Тема

Час

Техники, материалы

Задание для детей

1

Тема 1.1.

Красивые рыбки (закладка для книги). Вводное занятие. Знакомство с анималистическим жанром и художниками анималистами. Просмотр фильма и иллюстраций подводных жителей, ярких красок подводного мира.

1

Техника рисования

гуашью. кисточки белка №2 и №6, полоска бумаги 6Х10

На полоске бумаги нарисовать 2–3 рыбки, передавая ее форму, строение, правильно расположить рисунок на полоске бумаги. С помощью красок передать яркий окрас рыб, фон. Сделать закладку для книги.

2

Тема 1.2.

Аквариум с рыбками

1

Коллаж. Цветная бумага, ножницы, картон белый формата А4, клей.

создать аквариум с рыбками и подводной растительностью.

3-4

Тема 1.3.

Подводное царство

2

Пуантилизм. Гуашь, кисточка белка №3 или ватные палочки, бумага для пастели формата А3, простой карандаш

Нарисовать на бумаге для пастели голубого или синего цвета обитателей подводного мира в технике пуантилизм Морские звезды, медузы, акулы и др., растительность подводного мира.

5

Тема 1.4.

Морские обитатели.

 1

Лепка. Пластилин, стек, доска для лепки

Вылепить из цветного пластилина любого обитателя подводного мира. Создать коллективную работу.

Блок 2. Птицы.

6

Тема 2.1.

Живописные птицы 1

1

Лепка. Глина, стек, доска для лепки

Вылепить из глины птиц с ярким оперением (петух, павлин, попугай)

7

Тема 2.1

Живописные птицы 2

1

Техника рисования гуашью, кисточка белка №2

Роспись птицы. С помощью красок изобразить яркость оперения птицы, ее окрас.

8

Тема 2.2.

Птицы мира

1

Техника рисования гуашью, кисточка белка № 3 бумага формата А4, простой карандаш, ножницы.

Передать в рисунке особенности формы, строения голубя, цветовой окрас. Вырезать с помощью ножниц силуэт птицы, украсить помещение.

9

Тема 2.3.

Рисование совы

1

Смешанная техника. Восковые мелки, акварель, кисточка белка №10, бумага формата А3

Передать восковыми мелками особенности формы, строение совы, ее пушистое оперение, с помощью акварельных красок создать фон.

10

Тема 2.4.

Птенец в гнезде

1

Смешанная техника. Тушь, акварель, кисточка белка №6, акварельная бумага формата А4

Нарисовать птенца в гнезде. С помощью туши показать пушистое оперение птенца, сплетение веток гнезда.

11

Тема 2.5.

Снегири на ветках

 1

Графическая техника. Сангина, сухая пастель, бумага для пастели голубого цвета формата А3.

Изобразить зимний пейзаж: деревья (рябину), снег и снегирей на ветках деревьев с помощью сангины и сухой пастели.

12

Тема 2.6.

Сказочная Жар-птица

 1

Рельефная композиция из пластилина. Цветной пластилин, стек, картон формата А4

На бумаге вылепить объемный силуэт Жар-птицы из сказки П. П. Ершова.

Блок Звери

13

Тема 3.1.Вводное занятие.

Удивительные животные Знакомство с выразительным образом животных.

1

Кляксография. Тушь, трубочка, перо (гелевая черная ручка), бумага формата А5

С помощью туши изобразить пятно (кляксу). Трубочкой раздуть пятно в разные стороны. Придумать образ животного и дорисовать его.

14

Тема 3.2. Наши меньшие друзья

1

Лепка. Пластилин, стек, доска для лепки

Вылепить из пластилина собаку любой (по выбору детей) породы. С помощью цветного пластилина показать окрас животного,

15

Тема 3.3. Рисование кошки, котенка

1

Нетрадиционная техника Акварель, жесткая кисть (тычок), бумага формата А 4, простой карандаш.

Изобразить кота и котенка (семью) на бумаге в разных позах. С помощью тычка изобразить шерсть животного, окрас.

16

Тема 3.4. Рисование животных саванны

1

Смешанная техника. Гуашь, кисточки, бумага формата А 5, простой карандаш, ножницы.

Выбрать животное саванны (жираф, носорог, бегемот, слон, лев и др.). Изобразить на бумаге с помощью красок животных. Вырезать ножницами рисунок, приклеить на ватман с изображением растительности саванны.

17

 Тема 3.5. Рисование лошади

 1

Фломастеры, простой карандаш, бумага формата А4

Создать на бумаге образ животного (лошади). С помощью цветных фломастеров изобразить окрас животного.

18

Тема 3.6. Фантастическое

животное

1

Коллаж. Цветная бумага, ножницы, картон белый формата А4, клей.

Создать образ фантастического животного.

Содержание

Занятие №1

Тема 1.1. Красивые рыбки (закладка для книги), 1 час

Дидактические единицы: цвет морской воды, яркость красок рыб, строение рыб, образ.

Практическая работа: Передача яркого образа рыбок с помощью красок, их формы, строения, цвета морской воды.

Самостоятельная работа: Просмотр детьми фотографий рыб с разнообразной формой, окрасом, фактурой; схема анатомического строения рыб.

Материалы и техника: Гуашь, кисточки белка №2 и №6, полоска бумаги 6Х10;

Занятие 2

Тема 1.2. Аквариум с рыбками; 1 час.

Дидактические единицы: фактура, многообразие фактур в природе, многообразие красок подводного мира, анатомическое строение рыб, образ.

Практическая работа: Создать аквариум с рыбками и подводной растительностью, выполнение упражнений по созданию различной фактуры из бумаги.

Самостоятельная работа: просмотр детьми фотографий рыб с разнообразной формой, окрасом, фактурой.

Материалы и техника: Цветная бумага, ножницы, картон белый формата А4, клей; коллаж.

Занятие 3-4

Тема 1.3 Подводное царство; 2 часа.

Дидактические единицы: смешение цветов, окрас, подводная растительность, оттенки цветов, живопись, границы рисунка, многообразие жителей подводного мира, анатомическое строение.

Практическая работа: создание яркого образа подводного мира с помощью техники пуантилизм.

Самостоятельная работа: Просмотр детьми фотографий рыб с разнообразной формой, окрасом, фактурой; просмотр произведений художников Лассен К., Сусловой О.; документальный фильм о жизни мира под водой, схема анатомического строения рыб; детские работы, выполненные в данной технике.

Материалы и техники: Гуашь, кисточка белка №3 или ватные палочки, бумага для пастели формата А3, простой карандаш.

Занятие 5

Тема 1.4 Морские обитатели; 1 час.

Дидактические единицы: образ, форма, окрас, фактура, приемы лепки из пластилина, анатомическое строение морских обитателей.

Практическая работа: вылепить из цветного пластилина подводного животного. Создать коллективную работу обитателей подводного мира, знать приемы лепки из пластилина.

Самостоятельная работа: Просмотр детьми фотографий рыб с разнообразной формой, окрасом, фактурой, растительностью, детские работы, выполненные в данной технике.

Материалы и техники: Пластилин, стек, доска для лепки.

Занятие 6

Тема 2.1 Живописные птицы (лепка). 1 час

Дидактические единицы: образ, форма, внешние отличия, анатомическое строение птиц, приемы лепки из глины.

Практическая работа: Вылепить из глины образ птицы, соблюдая правильное анатомическое строение и внешние отличительные признаки.

Самостоятельная работа: Просмотр детьми фотографий с изображением петуха, павлина, попугая, их формы, окраса, фотографии скульптур птиц, детские работы.

Материалы и техники: Глина, стек, доска для лепки.

Занятие 7

Тема 2.1 Живописные птицы (живопись). 1 час

Дидактические единицы: образ птицы, разнообразие и яркость цвета, смешение красок.

Практическая работа: Создать образ птицы. С помощью красок изобразить неповторимый, свойственный данной птице окрас.

Самостоятельная работа: просмотр детьми фотографий с изображением петуха, павлина, попугая, их формы, окраса; фотографии скульптур птиц, выполненных в цвете; детские работы.

Материалы и техники: Гуашь, кисточка белка №2

Занятие 8

Тема 2.2 Птицы мира. 1 час

Дидактические единицы: образ птицы, анатомическое строение птицы, окрас оперения, форма.

Практическая работа: Создать образ птицы. Передать в рисунке особенности формы, строения голубя, цветовой окрас. Вырезать с помощью ножниц силуэт птицы, украсить помещение.

Самостоятельная работа: просмотр фотографий с изображением голубей различных пород и окраса; произведения искусства художников анималистов Эдгара Ханта «Фермерский двор», Аргибольт Торберн, Хасана Мирзаева, Токарь Н.; схема анатомического строения птицы; примеры детских работ.

Материалы и техники: гуашь, кисточка белка № 3 бумага формата А4, простой карандаш, ножницы

Занятие № 9

Тема: 2.3 Рисование совы. 1час

Дидактические единицы: образ птицы, анатомическое строение птицы, характер, фактура оперения, цветовой окрас, фон.

Практическая работа: Передать с помощью восковых мелков образ птицы, особенности формы, строение совы, ее пушистое оперение, с помощью акварельных красок создать фон.

Самостоятельная работа: Наблюдение фотографий изображения совы. Виды сов: белая, ушастая, кроличий сыч, сыч-эльф, филин, сипуха обыкновенная, болотная сова, бородатая неясыть. Отличие внешнего вида, окраса, фактуры. Произведения искусства Роберта Байтмана; схема анатомического строения птицы; примеры детских работ.

Материалы и техники: Акварельная бумага, формата А3, восковые мелки, акварель, кисточка белка №10

Занятие № 10

Тема 2.4 Птенец в гнезде. 1 час

Дидактические единицы: образ птицы, анатомическое строение птицы, фактура, техника накладывания штрихов, фон

Практическая работа: Передать образ птенца в гнезде. С помощью техники тушь показать пушистое оперение птенца, сплетение веток гнезда. Акварельными красками изобразить фон рисунка.

Самостоятельная работа: Просмотр иллюстраций птенцов в гнезде, наглядного пособия (гнездо из веток, соломы), схема анатомического строения птенца, произведения художников анималистов Карла Брендерса, Бруно Лильефорса, Роберта Бейтмана, Эго Гуиотто «Сороки», Ярославцева А. И. «Гнездо кукушки», Варламова Г. «Гнездо аиста».

Материалы и техники: Тушь, акварель, кисточка белка №6, акварельная бумага формата А4

Занятие № 11

Тема 2.5 Снегири на ветках 1 час

Дидактические единицы: образ птицы, анатомическое строение птицы, особенность окраса птиц, пейзаж, цветовая гамма зимнего времени года.

Практическая работа: Изобразить зимний пейзаж: деревья (рябину), снег и образ птиц снегирей на ветках деревьев с помощью сангины и сухой пастели.

Самостоятельная работа: Просмотр иллюстраций деревьев и птиц снегирей на ветках. Пособие анатомического строения птиц снегирей; произведения художников анималистов: Медведева И. В. «Снегири», «Два снегиря»; Арчибальд Торберн «Снегири на ветке», Лоскутов Е. «Снегири».

Материалы и техники: Сангина, сухая пастель, бумага для пастели голубого цвета формата А3.

Занятие № 12

Тема: Сказочная жар птица 1 час

Дидактические единицы: образ сказочной птицы, анатомия строения птицы, окрас оперения, фактура.

Практическая работа: Изобразить с помощью цветного пластилина очертание и окрас Жар-птицы из сказки П. П. Ершова.

Самостоятельная работа: Просмотр иллюстраций из книг П. П. Ершова «Конек Горбунок», показ педагога поэтапного изображения птицы.

Материалы и техника: Цветной пластилин, стек, картон формата А4.

Занятие № 13

Тема 3.1.Вводное занятие. Удивительные животные. Знакомство с выразительным образом животных.

Дидактические единицы: Образ, характер, повадки, поведение зверей, пятно

Практическая работа: Создание образа животного с помощь пятна. Трубочкой раздуть пятно в разные стороны. Придумать образ животного и дорисовать его.

Самостоятельная работа: Наблюдение картинок силуэтов животных; просмотр детьми фотографий различных животных таких как жираф, бегемот, кот, крокодил, волк, заяц и др., детские рисунки, выполненные в этой технике.

Материалы и техники: Тушь, трубочка, перо (гелевая черная ручка), бумага формата А5

Занятие № 14

Тема 3.2 Наши меньшие друзья.

Дидактические единицы: образ, строение, внешние отличия, структура, окрас

Практическая работа. Вылепить из пластилина образ животного (собаки), соблюдая особенности строения животного, характерные признаки для выбранной детьми породы. Изобразить окрас и структуру кожного покрова собаки.

Самостоятельная работа: просмотр фотографий различных пород собак, произведения художников анималистов: Евгения Чарушина, Роннера Книпа «собачонка», «собака и заяц», Сверчкова Н. Е. «Собака», «Мопс», «Любимый пинчер», Маковеева И. « Охотники», скульптуры собак разных пород, схема анатомического строения животного, фотографии домашних собак.

Материалы и техники: Пластилин, стек, доска для лепки

Занятие № 15

Тема 3.3 Рисование кошки, котенка. 1 час

Дидактические единицы: образ, строение, фактура кожного покрова, окрас.

Практическая работа: Создать образ кота и котенка (семью) и изобразить их на бумаге в разных позах. С помощью тычка изобразить шерсть животного, окрас.

Самостоятельная работа: Просмотр детей фотографий с изображением котов и котят различных пород и окраса; просмотр произведений художников анималистов: Роннера Книпа «Дремлющая кошка», «Добыча», «Игры котят», «котята пьют чай»; фотографии домашних котов, иллюстрации детских работ.

Материалы и техники: акварель, жесткая кисть, акварельная бумага формата А 4, простой карандаш.

Занятие № 16

Тема: 3.4 Рисование животных саванны. 1 час

Дидактические единицы: климатические единицы, растительность, адаптация животных к климатическим условиям, образ животного, строение животного, структура кожного покрова, окрас, силуэт.

Практическая работа: Выбрать животное саванны (жираф, носорог, бегемот, слон, лев и др.). создать образ животного на бумаге с помощью красок. Вырезать ножницами силуэт, приклеить на ватман с изображением растительности саванны.

Самостоятельная работа: Просмотр фотографий с животными, обитающими в саванне, растительностью саванны, просмотр документального фильма о жизни животных в саванне, схемы анатомического строения животных.

Материалы и техники: Гуашь, кисточки, бумага формата А 5, простой карандаш, ножницы.

Занятие № 17

Тема 3.5 Рисование лошади. 1 час

Дидактические единицы: образ, анатомическое строение, окрас, структура кожного покрова.

Практическая деятельность: Создать образ животного (лошади) на бумаге. С помощью цветных фломастеров изобразить окрас животного. Структуру кожного покрова.

Самостоятельная работа: Просмотр фотографий с изображением лошадей различных пород и окраса, просмотр произведений художников Сверчкова Н. В. «Лошадь в конюшне», «Лошадиное лакомство», «Всадник», «Охотник»

Материалы и техники: Фломастеры, простой карандаш, бумага формата А4

Занятие 18

Тема: 3.6 Фантастическое животное. 1 час

Дидактические единицы: образ, окрас, фактура

Практическая деятельность: с помощью техники коллаж создать образ фантастического животного.

Материалы и техники: цветная бумага, ножницы, картон белый формата А4, клей.

Формы контроля

- Итоговая работа в конце каждого занятия. Выставка работ в конце занятия, анализ работ.

- Проведение выставок коллективных работ.

- Выставки самых удачных работ после каждого блока.

Критерии оценки итоговой работы.

- Создание детьми выразительного художественного образа животного (птиц, зверей, рыб.).

- Правильное анатомическое строение животных.

- Правильное решение композиции (организация плоскости листа, согласованность компонентов изображения, выраженность общей идеи и содержания)

- Владение техникой: правильное использование художественных материалов и средств художественной выразительности при выполнении задания.

- Общее впечатление от работы. оригинальность, живописное решение, соответствие оформления работы.

Принципы построения программы:

- интегративность обучения, учет метапредметных связей;

- наглядность, доступность;

- доступность, посильная трудность;

- переход от обучения к самообразованию;

- творческая активность и сознательность;

- связь обучения с жизнью;

- систематичность и последовательность;

- единство обучения, развития и воспитания;

- прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей;

- коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся;

- гуманизация и гуманитаризация обучения;

- положительный эмоциональный фон;

Список литературы:

  1. Копцева Т.А. Природа и художник. Пособие для учителя. М.: - Интерпракс, 1994, - 144 с.
  2. Косминская В. Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» - М., «Просвещение», 1997
  3. Островская О.В. уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1 – 4 кл.: пособие для учителя/ О. В. Островская. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по разделу: «Изобразительная деятельность» кружка «Пальчиковая живопись» для детей 5– 6 лет

Программа составлена на основе парциальной программы «Изобразительная деятельность в детском саду»( Автор И. А.Лыкова)Данная программа используется в работе с детьми старшей группы.Программа сос...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» (для детей 4-5лет)

Способность к творчеству-отличительна черта человека,благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....

КОНСПЕКТ ООД с использованием конструирования из гороха нута «Удивительные приключения Точки» дополнительное образование: кружок «Гороховый логикУМ» подготовительная группа

Как организовать дополнительную образовательную деятельность в детском саду так, чтобы не перегрузить детей, чтобы она имела развивающий и познавательный характер исключая формальный подход, чтобы был...

Программа дополнительного образования детей в изобразительной деятельности «Умелые ручки», для детей 3-7 лет.

В программу по изобразительной деятельности «Умелые ручки» вошли занятия по рисованию и знакомству с изобразительным искусством. Главной задачей в среднем дошкольном воз...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...