Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 933.42 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Е. Карабанова
(МБДОУ №85 "Малиновка", г. Северодвинск)
Исследовательский проект «Вода и её свойства»
с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Птичка».
Вид проекта: исследовательский.
Сроки реализации: среднесрочный.
Участники проекта: участники образовательных отношений (педагоги, дети, родители).
Актуальность:
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.
Цель проекта:
формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
- Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
- Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
- Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
- Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- выбор темы;
- постановка проблемы;
- определение цели и задач исследовательской работы;
- изучение методической литературы;
- обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
- разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
- занятия;
- наблюдения на прогулках;
- беседы;
- игры-эксперименты;
- чтение художественной литературы;
- работа с родителями.
Заключительный:
- итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;
- оформление фотовыставки «Жизнь юных следопытов»;
- создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;
- создание практического материала для родителей: памятки, консультации.
Формы работы:
- оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
- оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
- проведение занятий;
- дидактические игры, способствующие реализации цели проекта: «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?», «Хорошо-плохо», «Что было бы, если…», «Тонет- не тонет»;
- наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
- чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»;
- беседы: «Что такое вода?», «Где «живёт» вода?», «Что умеет вода?»? « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
- опыты и эксперименты с водой: «Вода прозрачная», «Вода жидкая, может течь», «В воде некоторые
вещества растворяются, а некоторые нет»,
«Шагающая вода» и др.
Структура игры-экспериментирования
- Постановка, формулирование проблемы (постановка задачи)
- Выдвижение предположений (гипотез), отбор способов
проверки выдвинутых деталей;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Литература по теме проекта:
Центр экспериментирования группа «Птичка»
(основной принцип: свободный доступ)
Наши коллекции Природные материалы Мини-лаборатория
Опытно-экспериментальная деятельность
в рамках проекта «Вода и её свойства».
Опыт №1.
Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить косточки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (В стаканчике с водой мы видим косточку, а в стаканчике с молоком – нет).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2.
В воде некоторые вещества растворяются,
а некоторые нет.
Опыт №3.
Шагающая вода.
Поставить 7 стаканов в ряд. В 1,3,5,7 стаканы налить воды, покрасить воду в разные цвета. Свернуть салфетку трубочкой и опустить концы в стаканы. Наблюдаем, как покрашенная вода будет набираться и смешиваться.
Вывод: вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается; под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан и смешивается.
Опыт №4
Лед – твердая вода.
Цель: знакомить со свойствами воды.
Материалы: сосульки различных размеров, миски.
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
Окрашивание воды .
Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт №6
Вода - жидкая, может течь и не имеет формы.
Цель: Доказать, что вода – жидкая, может течь, не имеет формы.
Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы.
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Теперь предложить переливать воду в сосуды различных форм. Что происходит с водой, какую форму она принимает ?
Опыт № 7
У воды нет запаха.
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Материалы: стаканы с водопроводной водой.
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт № 8
У воды нет вкуса.
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Материалы: стаканы с водой, стаканы с соком.
Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Результат реализации проекта.
Дети имеют представление о воде, её свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация"
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Овощи-фрукты. Классификация" с применением ИКТ. Отличный материал для открытого занятия....
Конспект совместной познавательной деятельности по теме «Свойства бумаги» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Цель: формирование представлений о бумаге, её видах и свойствах.Задачи:расширить и уточнить представления детей о материале – бумага, её видах и свойствах;уточнить знания детей об использовании ...
Сценарий встречи с родителями по проекту «Моя страна» с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Вот, где я живу»
Сценарий встречи с родителями по проекту «Моя страна»...
Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.
Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим по методик...
Исследовательский проект : "Вода и её свойства для детей старшей группы"
Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей старшей группы.Воспитатель: МДОАУ ДС «Тополек» Шульженко Н. В «Вода – это бесценный дар прир...
Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы. Воспитатель группы Э.А.Карнаухова
Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей младшей группы.Воспитатель группы Э.А.Карнаухова«Вода – это бесценный дар природы, который нужно береж...
Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей старшей группы.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на вопрос какого ц...