ООД по ознакомлению детей с народно - прикладным искусством в старшей логопедической группе "Бабушкин сундук"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Использование фольклора для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД по ознакомлению с окружающим | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района РТ
«БАБУШКИН СУНДУК»
Конспект занятия по ознакомлению детей с
народно - прикладным искусством в
старшей логопедической группе
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
Тип: Интегрированное занятие.
Вид : Ознакомление с окружающим, изодеятельность.
Тема: Осенняя сказка.
Возраст: Старшая логопедическая группа.
Программное содержание:
- Совершенствовать умение и навыки свободным экспериментированием с материалами, необходимыми для изображения листьев нетрадиционными способами рисования.
- Использовать фольклор для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса.
- Закрепить умение использовать выразительные свойства художественных материалах (акварель, гуашь, пластилин,).
- Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержание рисунка в пределах предложенной темы).
- Вызвать эмоциональный отклик на произведение художников и поэтов.
- Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и изображению в пейзаже.
Словарная работа: рябинник, грязник, предзимник, батюшка, слякоть, пороша, зарделись, в пурпуре.
Оборудование и материалы.
Кисти жесткие, гуашь, акварель, листы с изображением кроны деревьев, осенние картины, осенние листья, аудиозапись, письмо, конверт, пластилин, тряпочки.
Предварительная работа.
- Экскурсия в осенний лес, парк, сквер.
- Рассматривание картин: «Золотая осень» (И. Левитан); «Золотая осень» (В.Поленов); «Октябрь» (Е. Волкова).
- Знакомство с народными поговорками и предметами об осени.
- Заучивание стихотворений З. Федоровской «Осень», Плещеева «Осень наступила».
Предшествующая работа воспитателя.
– оформление группы;
– изготовление иллюстрационного раздаточного материала;
– составление конспекта интегрированного занятия.
Методы и приемы.
Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей, загадки, пословицы и поговорки, художественное слово).
Игровые (загадки, сюрпризные моменты).
Наглядные (осенние листочки, картины осеннего пейзажа).
Практические (игра «Волшебное превращение», отгадывание загадок, рассказы детей об осени, пальчиковая гимнастика и работа детей по изодеятельности).
Структура досуга:
- Сюрпризный момент. Встреча с золотой осенью.
- Дидактическое упражнение «С какого дерева лист?».
- Игра «Волшебное превращение» (с листочками).
- Сюрпризный момент «Выставка картин».
- Беседа об осени с использованием элементов народного фольклора (народных пословиц и поговорок об осени).
- Чтение стихотворение «Осень» З.Федоровской.
- Рисование кроны деревьев нетрадиционным способом.
Организация детей.
- Встреча с золотой осенью.
- Игра «Волшебное превращение».
- Сюрпризный момент «Выставка картин».
- Рисование кроны деревьев за столами.
- Выставка работ.
(Под музыку дети заходят в группу). Воспитатель. Дети посмотрите сколько у нас сегодня много гостей, но к нам сегодня должна прийти еще одна гостья. А вот кто это будет, вы узнаете если отгадаете загадку:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Правильно в гости к нам придет золотая осень. (раздается стук в дверь, под музыку входит золотая осень).
Золотая осень. Здравствуйте ребята! Я рада что вы смогли отгадать мою загадку. Недалеко от вашего детского сада есть парк, который совсем недавно был одет в свой самый красивый наряд: березы и клены выделялись лимонной желтизной, а листья осинок были похожи на спелые яблоки. Дубы-богатыри были одеты в медную кованную броню. Все деревья и кустарники были наряжены по осеннему-ярко. Только сосны и ели оставались темно-зелеными. Но потом все изменилось. Все листья облетели и очень скоро все деревья заснут спокойным сном.
И вот у меня к вам просьба. Если вы нарисуете золотую осень тогда деревьям всю зиму будут сниться красивые, сказочные сны.
Помогите, пожалуйста деревьям.
Воспитатель. Ребята вы хотите помочь?
Дети. Да.
Золотая осень. Я знала что вы согласитесь и поможете мне. Я пришла не с пустыми руками. Вот вам в подарок осенние листочки. Но что же, ребята, я надеюсь на вас. А теперь мне пора уходить, до свидания.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим подарки золотой осени (берет конверт и вынимает из него по одному листочку). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Это с какого дерева лист?
Дети. С березы.
Воспитатель. Как он называется?
Дети. Березовый.
Воспитатель. Какого он стал цвета?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Вот тебе подарок Галя (отдает листочек девочке).
А это с какого дерева лист?
Дети. С клена.
Воспитатель. Какого он стал цвета?
Дети. Оранжевого.
Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Леня (отдает листок мальчику)
А это с какого дерева лист?
Дети. С Рябины.
Воспитатель. Как он называется?
Дети. Рябиновый.
Воспитатель. Какого он стал цвета?
Дети. Темно-красного..
Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Диана (отдает листок девочке.)
А это с какого дерева лист?
Дети. С дуба.
Воспитатель. Как он называется?
Дети. Дубовый.
Воспитатель. Какого он стал цвета?
Дети. Коричневого.
Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Карина (отдает листок девочке.).
Дети а вы знаете игру с листьями?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поиграем.
Игра «Волшебное превращение».
Мы -листочки.
Мы –листочки.
Дети стоят свободно руки в верху.
Мы -осенние листочки.
Мы -осенние листочки.
Мы на веточке сидели.
Покачиваются.
Ветер дунул полетели.
Разбегаются.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Бегают, кружатся.
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.
Приседают на корточки
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
Воспитатель. И на выставку картин прилетели.
Дети. Как вы думаете кто их написал?
Дети. Художник.
Воспитатель. Какое время года изображено на картинах?
Дети. Осень.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Осенью идут холодные дожди, а иногда и снег.
Осенью птицы улетают на юг.
Осенью вянет и жухнет трава.
Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
Осенью люди одеваются тепло потому, что холодно.
Осенью на полях, огородах и садах собирают люди урожай.
Воспитатель. А какие месяца осени вы знаете?
Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель. А вот знаете дети в старину, в народе Сентябрь называли рябинником, птичьей стаей. Как вы думаете, почему?
Дети. В Сентябре много ягод рябины. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Воспитатель. А какие вы знаете народные приметы и поговорки о Сентябре?
Дети. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Батюшка сентябрь не любит баловать.
Журавли летят высоко, не спеша «и разговаривают» - будет стоять хорошая погода.
Паутина стелется по растениям, тепло.
Воспитатель. Октябрь в народе называли – грязник и листопад. Как вы думаете дети почему?
Дети. В Октябре идут холодные дожди, листья желтеют и опадают с деревьев.
Воспитатель. А какие вы знаемее народные приметы и поговорки об Октябре?
Дети. Октябрь грязник, ни колеса, ни полоза не любит.
Плачет Октябрь холодными слезами.
Если много орехов, а грибов мало, зима будет снежная и суровая.
Воспитатель. Дети, а Ноябрь в народе называли – предзимник, ворота зимы. Как вы думаете, почему?
Дети. В ноябре бывают морозы, идет снег.
Воспитатель. Назовите народные приметы и поговорки о Ноябре.
Дети. Ноябрь ворота зимы. В ноябре зима с осенью борется.
В Ноябре расцвет с сумерками среди дня встречаются.
В Ноябре снега надует – хлеба прибудет.
Ноябрь месяц слякоть и пороша.
Воспитатель. Молодцы дети. Красота осеннего пейзажа вдохновляла не только художников и музыкантов, но и поэтов и писателей.
Глядя на эти картины так и хочется послушать стихотворение. Леня я знаю стихотворение об осени.
З. Федоровской «Осень».
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем, только дуб зеленый
Утешает осень: «не жалейте лето!»
Посмотрите – роща золотом одета
Воспитатель. Спасибо Леня. Какие замечательные строчки!.
Дети, а вы не забыли что обещали осени нарисовать на память осенний лес.
Дети. Нет.
Воспитатель. Чем можно нарисовать осенний лес.
Дети. Красками, карандашами, гуашью, пальчиками, бумагой сжатой, кисточкой, мелками, пластилином.
Воспитатель. Вот сейчас я вам предлагаю вернуться в наш детский сад (играет музыка, дети подходят к столам).
Вот наша группа. Предлагаю вам дети самостоятельно выбрать материал для работы (дети готовят свои места для работы).
Воспитатель. Дети вы готовы.
Дети. Да.
Воспитатель. С начало поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал (дети делают кистями плавные движения вперед к груди).
Ветер листики считал (поочередно загибают пальцы на руке).
Вот дубовый.
Вот кленовый.
Вот рябиновый резной.
Вот с березы – золотой.
Вот последний лист с осинки.
Ветер бросил на тропинку (встряхивают кистями рук).
А сейчас, приступаем к работе. (играем музыка, дети рисуют акварелью, пластилином и нетрадиционными способами изображают листья на деревьях).
Воспитатель. У вас получились очень интересные работы.
Встаньте покажите гостям. А вам они нравятся.
Дети. Да.
Воспитатель.
Ваш осенний лес
Словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Ребята как же мы передадим рисунки золотой осени?
Дети. Мы отправим рисунки по почте в большом конверте, и тогда деревья увидят красивые и сказочные сны.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Список использованной литературы
1. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 1981 г.
2. Степанова В.А., Королева И.А. Программа «Детство». «Листок на ладони» С.-П. 2004г.
3. Щербакова И.В. . Дошкольная педагогика / План углубленной работы по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах. №5. 2007 г.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». – М., 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...
«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...
ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....
Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....
Ознакомление дошкольников с народно-прикладным искусством в старшей группе
Консультация для воспитателей из опыта работы...