ООД по ознакомлению детей с народно - прикладным искусством в старшей логопедической группе "Бабушкин сундук"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Медовник Ирина Евгеньевна

Использование  фольклора для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ООД по ознакомлению с окружающим51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

               

                       

                 

             

                        «БАБУШКИН СУНДУК»

          Конспект занятия по ознакомлению детей с

                 народно -  прикладным искусством в

                 старшей логопедической группе

                     

                 

                   

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

       

 

Тип:  Интегрированное занятие.

Вид  : Ознакомление с окружающим, изодеятельность.

Тема: Осенняя сказка.

Возраст: Старшая логопедическая группа.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение и навыки свободным экспериментированием с материалами, необходимыми для изображения  листьев нетрадиционными способами рисования.
  2. Использовать фольклор для повышения творческой активности детей и для обогащения словарного запаса.
  3. Закрепить умение использовать выразительные свойства художественных материалах (акварель, гуашь, пластилин,).
  4. Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержание рисунка в пределах предложенной темы).
  5. Вызвать эмоциональный отклик на произведение художников и поэтов.
  6. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и изображению в пейзаже.

Словарная работа: рябинник, грязник, предзимник, батюшка, слякоть, пороша, зарделись, в пурпуре.

Оборудование и материалы.

Кисти жесткие, гуашь, акварель, листы с изображением кроны деревьев, осенние картины, осенние листья, аудиозапись, письмо, конверт, пластилин, тряпочки.

Предварительная работа.

  1. Экскурсия в осенний лес, парк, сквер.
  2. Рассматривание картин: «Золотая осень» (И. Левитан); «Золотая осень» (В.Поленов); «Октябрь» (Е. Волкова).
  3. Знакомство с народными поговорками и предметами об осени.
  4. Заучивание стихотворений З. Федоровской «Осень», Плещеева «Осень наступила».

Предшествующая работа воспитателя.

– оформление группы;

– изготовление иллюстрационного раздаточного материала;

– составление конспекта интегрированного занятия.

   Методы и приемы.

Словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей, загадки, пословицы и поговорки,  художественное слово).

Игровые (загадки, сюрпризные моменты).

Наглядные (осенние листочки, картины осеннего пейзажа).

Практические (игра «Волшебное превращение», отгадывание загадок, рассказы детей об осени, пальчиковая гимнастика и работа детей по изодеятельности).

 Структура досуга:

  1. Сюрпризный момент. Встреча с золотой осенью.
  2. Дидактическое упражнение «С какого дерева лист?».
  3. Игра «Волшебное превращение» (с листочками).
  4. Сюрпризный момент «Выставка картин».
  5. Беседа об осени с использованием элементов народного фольклора (народных пословиц и поговорок об осени).
  6. Чтение стихотворение «Осень» З.Федоровской.
  7. Рисование кроны деревьев нетрадиционным способом.

Организация детей.

  1. Встреча с золотой осенью.
  2. Игра «Волшебное превращение».
  3. Сюрпризный момент «Выставка картин».
  4. Рисование кроны деревьев за столами.
  5.  Выставка работ.

(Под музыку дети заходят в группу). Воспитатель. Дети посмотрите сколько у нас сегодня много гостей, но к нам сегодня должна прийти еще одна гостья. А вот кто это будет, вы узнаете если отгадаете загадку:

                                  Дни стали короче,

                                 Длиннее стали ночи.

                                Кто скажет, кто знает

                                 Когда это бывает?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Правильно в гости к нам придет золотая осень. (раздается стук в дверь, под музыку входит золотая осень).

Золотая осень. Здравствуйте ребята! Я рада что вы смогли отгадать мою загадку. Недалеко от вашего детского сада есть парк, который совсем недавно был одет в свой самый красивый наряд: березы и клены выделялись лимонной желтизной, а листья осинок были похожи на спелые яблоки. Дубы-богатыри были одеты в медную кованную броню. Все деревья и кустарники были наряжены по осеннему-ярко. Только сосны и ели оставались темно-зелеными. Но потом все изменилось. Все листья облетели и  очень скоро все деревья заснут спокойным сном.

И вот у меня к вам просьба. Если вы нарисуете золотую осень тогда деревьям всю зиму будут сниться красивые, сказочные сны.

Помогите, пожалуйста деревьям.

Воспитатель. Ребята вы хотите помочь?

Дети. Да.

Золотая осень. Я знала что вы согласитесь и поможете мне. Я пришла не с пустыми руками. Вот вам в подарок осенние листочки. Но что же, ребята, я надеюсь на вас. А теперь мне пора уходить, до свидания.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим подарки золотой осени (берет конверт и вынимает из него по одному листочку). Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Это с какого дерева  лист?

Дети. С березы.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Березовый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Вот тебе подарок Галя (отдает листочек девочке).

А это с какого дерева лист?

Дети. С клена.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Оранжевого.

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Леня (отдает листок мальчику)

А это с какого дерева лист?

Дети. С Рябины.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Рябиновый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Темно-красного..

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Диана (отдает листок девочке.)

А это с какого дерева лист?

Дети. С дуба.

Воспитатель. Как он называется?

Дети. Дубовый.

Воспитатель. Какого он стал цвета?

Дети. Коричневого.

Воспитатель. Вот тебе подарок от осени Карина (отдает листок девочке.).

Дети а вы знаете игру с листьями?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте поиграем.

Игра «Волшебное превращение».

Мы -листочки.

Мы –листочки.

Дети стоят свободно руки в верху.

Мы -осенние листочки.

Мы -осенние листочки.

Мы на веточке сидели.

Покачиваются.

Ветер дунул полетели.

Разбегаются.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Бегают, кружатся.

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок.

Приседают на корточки

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

Воспитатель. И на выставку картин прилетели.

Дети. Как вы думаете кто их написал?

Дети. Художник.

Воспитатель. Какое время года изображено на картинах?

Дети. Осень.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Осенью идут холодные дожди, а иногда и снег.

          Осенью птицы улетают на юг.

          Осенью вянет и жухнет трава.

          Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

          Осенью люди одеваются тепло потому, что холодно.

          Осенью на полях, огородах и садах собирают люди урожай.

Воспитатель. А какие месяца осени вы знаете?

Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Воспитатель. А вот знаете дети в старину, в народе Сентябрь называли рябинником, птичьей стаей. Как вы думаете, почему?

Дети. В Сентябре много ягод рябины. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Воспитатель. А какие вы знаете народные приметы и поговорки о Сентябре?

Дети. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

Батюшка сентябрь не любит баловать.

Журавли летят высоко, не спеша «и разговаривают» - будет стоять хорошая погода.

Паутина стелется по растениям, тепло.

Воспитатель. Октябрь в народе называли – грязник и листопад. Как вы думаете дети почему?

Дети. В Октябре идут холодные дожди, листья желтеют и опадают с деревьев.

Воспитатель. А какие вы знаемее народные приметы и поговорки об Октябре?

Дети. Октябрь грязник, ни колеса, ни полоза не любит.

Плачет Октябрь холодными слезами.

Если много орехов, а грибов мало, зима будет снежная и суровая.

Воспитатель. Дети, а Ноябрь в народе называли – предзимник, ворота зимы. Как вы думаете, почему?

Дети. В ноябре бывают морозы, идет снег.

Воспитатель. Назовите народные приметы и поговорки о Ноябре.

Дети. Ноябрь ворота зимы. В ноябре зима с осенью борется.

В Ноябре расцвет с сумерками среди дня встречаются.

В Ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Ноябрь месяц  слякоть и пороша.

Воспитатель. Молодцы дети. Красота осеннего пейзажа вдохновляла не только художников и музыкантов, но и поэтов и писателей.

Глядя на эти картины так и хочется послушать стихотворение. Леня я знаю стихотворение об осени.

З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем, только дуб зеленый

Утешает осень: «не жалейте лето!»

Посмотрите – роща золотом одета

Воспитатель. Спасибо Леня. Какие замечательные строчки!.

Дети, а вы не забыли что обещали осени нарисовать на память осенний лес.

Дети. Нет.

Воспитатель. Чем можно нарисовать осенний лес.

Дети. Красками, карандашами, гуашью, пальчиками, бумагой сжатой, кисточкой, мелками, пластилином.

Воспитатель. Вот сейчас я вам предлагаю вернуться в наш детский сад (играет музыка, дети подходят к столам).

Вот наша группа. Предлагаю вам дети самостоятельно выбрать материал для работы (дети готовят свои места для работы).

Воспитатель. Дети вы готовы.

Дети. Да.

Воспитатель. С начало поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал (дети делают кистями плавные движения вперед к груди).

Ветер листики считал (поочередно загибают пальцы на руке).

Вот дубовый.

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной.

Вот с березы – золотой.

Вот последний лист с осинки.

Ветер бросил на тропинку (встряхивают кистями рук).

А сейчас, приступаем к работе. (играем музыка, дети рисуют акварелью, пластилином и нетрадиционными способами изображают листья на деревьях).

Воспитатель. У вас получились очень интересные работы.

Встаньте покажите гостям. А вам они нравятся.

Дети. Да.

Воспитатель.

Ваш осенний лес

Словно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Ребята как же мы передадим рисунки золотой осени?

Дети. Мы отправим рисунки по почте в большом конверте, и тогда деревья увидят красивые и сказочные сны.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Список использованной литературы

1.  Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 1981 г.

2.  Степанова В.А., Королева И.А. Программа «Детство». «Листок на ладони» С.-П. 2004г.

3. Щербакова И.В. . Дошкольная педагогика / План углубленной работы по изобразительной деятельности в старшей и  подготовительной  к школе группах. №5. 2007 г.

4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». – М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....