Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности.
Тема: «Русская матрешка - национальный сувенир» в подготовительной группе.
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.
Задачи:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.
Словарная работа:- обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки: рубаха, фартук, понева(юбка), сарафан и т.д.
- активизировать в речи детей существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Предварительная работа:
- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской(Загородской), Воронежской, Ростовской (Донской);
- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;
- обследование и рассматривание русских расписных деревянных кукол;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров различных росписей;
- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка-матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской, Ростовской (Донской), образец плоскостной игрушки - матрешки; магазин «Русский сувенир»с предметами народно-прикладного искусства;
Раздаточный материал: плоскостной силуэт игрушки - матрешки, розетки с краской-гуашь, салфетки, кисти, стаканы с водой;
Содержание занятия.
I. Организационный момент.
(Дети под музыку народной мелодии входят в группу, становятся полукругом).
Воспитатель: Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Скажите, в какой стране мы с вами живем?
Дети: «Мы живем в России»
Воспитатель: «Правильно, ребята. А какие государственные символы страны вы знаете?»
Дети: « Государственные символы страны-это флаг, герб, гимн России».
Воспитатель: «Правильно, ребята. Это символы нашего государства. Но есть еще символы русского народно-прикладного искусства. Это вещи, игрушки, созданные русскими мастерами. Туристы из разных стран, побывав в России и, уезжая домой, стараются приобрести себе такие сувениры. Ребята, а что такое сувенир?
Дети: «Это подарок на память, вещь как память о посещении страны или города»
Воспитатель: «Правильно, молодцы. В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка Лопатиных слово «сувенир» имеет два значения: 1. Подарок на память. Накупить сувениров для родных. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города. Магазин сувениров.
А сейчас, ребята, мы вместе с вами и гостями посмотрим презентацию об этих красивых вещах, которые изготавливают наши мастера.»
Презентация о разных видах народно-прикладного искусства. (Сайд 1-14)
III. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Да, сувениры бывают разными, но каждый по-своему красив и дорог. В России много сувениров. Сейчас мы с вами на них посмотрим. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в Магазин «Русский сувенир» и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров).
Воспитатель: Какой красивый магазин! Сувениров много здесь, каждому по вкусу есть! Ребята, а какие сувениры здесь продаются?
Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы народно-прикладного искусства, определяют вид росписи и т.д.
IV. Беседа «История возникновения матрешек».
Воспитатель: а вот об этом сувенире я вам хочу загадать загадку:
«Яркий шелковый платочек,
Русский сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
Разрумянилась, немножко,
Наша русская ………
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки). Дети давайте вернемся из магазина и присядем на стульчики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”?
Дети: Это имя произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.
Воспитатель: «Ребята, а из чего же делают матрешек?»
Дети: Матрешек делают из дерева.
Воспитатель: Правильно. Делают матрешек из древесины лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек, начиная с самой маленькой. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Слайд15-16).
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка?
Дети: ответы
Воспитатель: «Прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.
По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (слайд 18). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой. Так появилась красивая нарядна детская игрушка. Имя Матрена, Матреша считалось одним из более распространенных на Руси и означает «Мать», у которой очень много детей.
Давайте откроем матрешку и посмотрим, сколько у нее детей?
V. Исполнение частушек детьми.
Воспитатель: А сейчас, мы послушаем частушки о матрешках, которые любили сочинять на Руси. Дети старшей подарят вам в подарок частушки о матрешках.
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки –
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
2. Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
3. Шли подружки по дорожке
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
5. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
VI. Беседа «Виды и особенности росписи матрешек».
Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Слайд 19). Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
Выходят 5 девочек в сарафанах и косынках. В руках у них в руках плоскостные матрешки.
1-ая девочка: Сергиево-Посадская матрешка.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель: Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.
2-ая девочка: Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Воспитатель: Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0,5 метра. Используют 3 цвета: красный, желтый, синий.
3-ая девочка: Майдановская матрешка.
Я матрешка их Майдана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными, спелыми и красными.
Воспитатель: У этих матрешек нет платка с завязанными концами. Нет сарафана и фартука. Вместо этого- условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. Цвета- малиново-красный, зеленый, черный.
4-ая девочка: Воронежская матрешка
Рубаха. Черная понева,
Яркий ситцевый платок
Эта кукла из Воронежа!
Смело скажет вам знаток.
Воспитатель: В костюме 3 цвета- белый, черный, красный. Белая рубаха с вышивкой. Черная понева(юбка) с красными линиями, линиями образующими клетки- символизирует чернозем и земельные наделы.
5-ая девочка: Ростовская матрешка
Чернобровая казачка
И с пшеничною косой.
Я Ростовская матрешка
С южно-русскою красой.
Хлебом - солью вас встречаю
И в станицу приглашаю.
Воспитатель: Матрешка одета в наряд донских казачек: кофта, юбка. Голову украшает красиво уложенная коса. В руках она держит каравай на полотенце.
Воспитатель: Вот как много разных матрешек в нашей стране. А теперь, матрешки, приглашайте ребят на разминку.
VII. Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
Логоритмика «Мы веселые матрешки» (проводит логопед ) (Слайд20)
Мы - веселые матрешки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту).
Артикуляционная гимнастика «Самовар» (Слайд 21-26)
Воспитатель: В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка. Это когда художниками расписывают матрешку по своему желанию, используя разные росписи или их элементы. (слайд 27-30)
VIII. Изготовление плоскостной матрешки детьми.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
IX. Дидактическая игра «Пазлы по росписи».
Воспитатель: Пока сохнут работы, давайте поиграем с вами
Дети собирают из частей виды росписи, определяют, к какому виду она относится
X. Подведение итогов занятия.
Организация выставки плоскостных кукол – матрешек, расписных детьми.
Воспитатель: Ребята. Какой красивый хоровод получился из матрешек. Вам понравилось расписывать авторских матрешек? (Ответы детей).
Воспитатель: А что такое авторская матрешка?
Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей).
Воспитатель: (Слайд 31)
Прекрасный мир вещей
Накопленный бал веками.
Хранит их каждый дом
А может быть –музей.
Умейте рисовать и создавать руками
Все то, что может радовать друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...
Приобщение детей к национально-культурным традициям с помощью коллажей и мнемотаблиц
В моей презентации предоставлена информация о создании коллажей и мнемотаблиц....
«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...
ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством
Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...