Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasa_nenaglyadnaya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.
Воспитатель: Пузаркина И. Д.
Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией
М. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова в подготовительной группе.
Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.
- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.
- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.
- Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки.
Методы и приёмы:
Игровой – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»
Практические – выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе.
Наглядный – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.
Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.
Форма организации – групповой, фронтальный.
Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент.
Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».
2 часть.
- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно – прикладного искусства.
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Илья знает стишок, послушайте:
«Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини».
- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.
- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.
- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)
Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)
- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!
- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чу4до, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:
«Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).
Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
1. 2. 3. 4. 5.
Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)
- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.
- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрёшек:
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их матрёшками зовут».
- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?
Загадка: «Весёлая, белая, глина»
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.
- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?
- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.
- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».
Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня, водоноска, барашек и козлик, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).
Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!
- (Дети рассказывают о своей работе)
- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.
- Ставьте ушки на макушки,
Пропоём мы вам частушки.
Наши руки крендельком
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары баловни –
Кавалеры наши.
- Мы игрушки расписные
Хохотушки всякие,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
- С лентами, да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами
Проплываем павами.
- Мы игрушки знатные
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
3 часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)
Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?
- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.
- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".
Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством
Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...
Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....
Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо"...
Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятии по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Гжель»
Цель: ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Гжель».Программные задачи:Образовательные - ознакомление детей с искусством гжельской ...