Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.

Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

        Для выявления знаний о мире природы:

1.Игра: «Назови, что это?»

Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).

Игровая задача: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.

Оценка результатов:

•        2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их групп, определяет отличительные особенности данной группы.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определённой группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.

•        0 баллов - низкий уровень – ребёнок затрудняется в определении принадлежности растений к определённой группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

2. Игра: «Кого встретил Стёпка»

Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь.

Игровая задача: дом, в котором живёт щенок Стёпка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрёл в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.

Вопросы детям        

Каких животных встретил в лесу щенок?        

Почему их называют дикими?        

Какие животные живут со Стёпкой?        

Почему их называют домашними?        

Оценка результатов:

•        2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно определяет и называет домашних и диких животных; конкретно и плотно отвечает на вопросы.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок показывает карточку с изображением животного, называет его; но допускает неточности в определении признаков группы.

•        0 баллов - низкий уровень – по предложению взрослого ребёнок показывает карточки, но называет лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков групп (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).

        Для определения уровня сформированности умений и навыков детей по уходу за объектами природы были предложены следующие игры:

  1. «Определи, к какому растению подходит эта модель»

Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.

Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.

Задача: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, провести уход.

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения; точно и последовательно выполняет трудовые операции; проявляет устойчивый интерес к деятельности.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок при помощи взрослого устанавливает зависимость способа ухода за комнатным растением от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; интерес к деятельности неустойчив.

•        0 баллов – низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растением от внешнего вида и строения; не проявляет желания в трудовой деятельности по уходу за растениями.

  1. «Помоги медвежонку»

Цель: выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой).

        Материал: инвентарь, корм, аквариум с рыбкой, клетка с птичкой.

Ход: предложить детям осуществить уход за объектами уголка природы (рыбками, птицами)

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу полностью, самостоятельно и точно выполняет трудовые операции; проявляет положительные эмоции в процессе трудовой деятельности.

•        1 балл - средний уровень - ребёнок принимает задачу, частично неточно выполняет трудовые операции, прибегает к помощи взрослого; интерес к деятельности не устойчив.

•        0 баллов - низкий уровень – не проявляет желания учавствовать в трудовой деятельности.

  1. Собери семена «для птичьей столовой»

Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.

Материал: коробочки, пакетики для семян, бирки, ножницы.

Задача: собрать семена для кормления птиц на участке зимой.

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её решение самостоятельно, выбирает способы действия; проявляет заинтересованность в деятельности;

•        1 балл - средний уровень – ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её выполнение с помощью взрослого; интерес к деятельности неустойчив;

•        0 баллов – низкий уровень – ребёнок не принимает задачу взрослого.

Для выявления характера отношения детей к миру природы были предложены следующие игровые ситуации:

Ситуация 1

        Для рассмотрения этой ситуации предлагался дидактический материал:

карточки: - котёнок (сытый, довольный, толстый);

        - котёнок (худой, взъерошенный, грустный);

                   - силуэт ребёнка без лица (дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котёнком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котёнка, но только одного. Какого из них бы ты выбрал? Почему?

Ситуация 2

Материал: картинки – лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребёнок с пустой корзинкой.

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть картинку выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.

 «Однажды Петя отправился в лес. Он шёл по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это - мухомор...»

Вопрос: Как ты думаешь, что произошло дальше?

Ситуация 3

 Материал: картинка – красивый цветущий луг с бабочками, карточки

1)        ребёнок с лупой;

2)        ребёнок с сачком;

3)        ребёнок с коробкой;

4)        ребёнок с кисточкой и красками

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчик предлагает карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуаций, аргументирует свои решения и выводы.

Средний уровень – ребёнок заинтересован заданием, но интерес не устойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.

Низкий уровень – ребёнок либо индифферентен, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.

Приложение 5

Консультация для родителей на тему:

«Формирование экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста»

        Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

        Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

        Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

        «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.Камшилов.

        Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

        Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

        В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

        воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

        формирование знаний о природе;

        развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.

Работа ведется по двум направлениям:

•        формирование начал экологической культуры у детей;

•        развитие начал экологической культуры у взрослых.

        В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

– самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

– постановка опытов и экспериментов;

– стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

– наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

– наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

– совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

– чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

        Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем?

Удивиться, узнать, полюбить?

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Тимофей Карпухин

Приложение 6

Анкета для родителей по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»

1. Что такое экология?.……………………………………………………………..

2. Есть ли у Вас дома комнатные растения и домашние животные, какие? ……………………………………………………………………………………….

3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?..........................................................

4. Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи о природе?

………………………………………………………………………………

5. Часто ли Вы бываете в лесу с ребёнком? Любит ли Ваш ребёнок бывать в лесу?...........................................................................................................................

6. Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям? ………………………………………………………………………….

7. Как Вы думаете, получает Ваш ребёнок знания о природе в детском саду?...........................................................................................................................

Благодарим за участие в анкетировании

Приложение 7

Консультация для педагогов на тему:

"Экологическое пространство

в дошкольном образовательном учреждении"

        В современном мире проблемы экологической среды экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

        Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

        Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом.

        Центры активности – это игровая развивающая среда, где материалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребёнка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно делать, и какие им для этого нужны материалы.

        Для наиболее реализации образовательной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию дошкольников предлагают следующие центры активности:

        Центр науки, природы и естествознания Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования.

        Активные исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

-  наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.); o ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как быстрее растопить лед?);

- сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);

- классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);

- регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).

        Кроме того, дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.).

        Центр песка и воды.

        Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком (зерном) и водой. Кроме приятных ощущений, эти игры способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

- Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость количества от формы, порядковый счет и др.

-  Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ.

- Физическое развитие: использование координации глаз - рука, освоение тонкой моторики.

- Социальное развитие: умение договариваться, делиться, совместно планировать и играть.

- Эмоциональное развитие: коррекция эмоций, снятие напряжения, приятные тактильные ощущения.

        У каждой группы детского сада есть либо свой уголок природы, либо центр активности – назвать можно как угодно, но подбор и размещение объектов важно производить в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13):

        растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны;

        не допускается иметь в центре активности ядовитые и колючие растения;

        подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей;

        обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями;

        на цветах желательно иметь таблички с названием;

        п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения;

        п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

        Всех обитателей центра активности или уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

        Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

- В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. Из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений.

- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.

- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.

 - В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания.  Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом).

        Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.

        Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

        Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

        Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум».

        В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

- натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

- альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

- рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

 Материал для труда.

- оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

- Дидактические игры природного содержания.

        Наполнение центра активности необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Он необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

        Таким образом, центр активности «Центр науки, природы и естествознания» в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Сухомлинский В. А. писал: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Приложение 8

Экологический тренинг для педагогов.

G:\P2100039.JPG

        Экологический тренинг для педагогов состоит из 5 частей. Каждый этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.

1. Разминка.

Вопросы раздаются каждому участнику.

•        Что означает термин «экология»?

•        Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, округе, родном городе?

•        В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

•        Влияние экологии на здоровье детей?

•        В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

•        Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

•        В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

•        Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

•        Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?

•        Назвать пословицы, поговорки о природе?

•        Вспомнить народные приметы?

•        Прочитать наизусть стихи о природе?

•        Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

2. Решение педагогических ситуаций.

        «На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?»

        «Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

        «Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей, детей, или остановитесь и поговорите с матерями, с детьми?»

3. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

•        Зачем белке длинный и пушистый хвост?

•        Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

•        Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

•        Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

•        Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

•        Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

•        Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

•        Почему опадают листья?

•        Дым столбом, какую погоду предвещает?

•        Лягушки расквакались к чему?

4. Проверка домашних заданий.

        Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли, медведь остаться медведем?» /Дошкольное воспитание. 1986 г. N7/, ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?

5. Банк идей.

Предлагаем всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Какие методы и приёмы Вы применяете в своей работе для повышения экологической культуры воспитанников?»

Итоги тренинга.

Спасибо за просмотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....

формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...