МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития интереса детей к НОД по окружающему миру, я использую такую форму - составление экологических сказок, которые, на мой взгляд, формируют не только экологическую культуру, но и развивают творческие способности. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zotova_e.a_master-klass.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Зотова Елена Александровна воспитатель
Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка.
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологических сказок.
Задачи:
-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
-способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно-эмоционального отношения к экологической сказке.
Целевая аудитория: педагоги.
Место проведения: детский сад
Количество участников: 15 человек.
Ход мастер- класса:
Вступление.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Одним из доминирующих направлений нашего детского сада является - формирование основ экологической культуры.
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.
Для привлечения внимания и развития интереса детей к НОД по окружающему миру, я использую такую форму - составление экологических сказок, которые, на мой взгляд, формируют не только экологическую культуру, но и развивают творческие способности.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
В чем особенность экологических сказок? Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, само действие, конечный результат. А так же элементы, из которых строятся экологические сказки, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль? Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Каков результат? Через экологические сказки, у детей формируется осознанное отношение к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Детьми старшего дошкольного возраста были составлены экологические сказки: о комнатных растениях: о различных явлениях природы: сказки о животных и насекомых, а также сказки о взаимодействии человека и природы.
Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок я разделила на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам разбиться на две группы и составить сказку «Путешествие капельки».
Ведущий: Жила была капелька. Как-то раз решила она отправиться в путешествие на Землю. День был очень пасмурный, но капельке это ничуть не мешало совершить увлекательное путешествие. И, тут, началось ………. (Педагоги работают в командах 3-4 минуты. Один участник презентует составленную сказку)
Продуктом данной работы является цикл экологических сказок.
Заключительная часть.
Составление экологических сказок необходимо. Данная форма является эффективной и способствует формированию экологической культуры дошкольников.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги! Сегодня вы увидели мастер-класс по составлению и использованию экологических сказок в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
- Прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:
- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся солнышко.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное солнышко.
- Спасибо Вам за активное участие в мастер - классе. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами.
Желаю Вам успехов в работе над экологией.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Литература
1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова – Пособие для детских садов, Ростов – на –Дону Феникс, 2014.
2. Фадеева Г.А. Экологические сказки /Г.А.Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду/В.М.Корнилова - Воспитатель. Москва, 2008.
4. Смирнова В.В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова.- Санкт- Петербург, 2001.
5. Рыжова Н.А. Экологические рассказы, сказки и праздники/ Н.А.Рыжова. – Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"
Техника "Миллефиори" как способ развития творческих способностей старших дошкольников....
Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....
Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...
«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».
Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...