Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 402
«Золотая рыбка» г. Нижнего Новгорода
Абросимова Н.В.
Варварское отношение современных людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Одной из важнейших задач современного образования является повышение экологической грамотности воспитанников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, воспитание экологической культуры. Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы. Успешно решить эту задачу помогает использование экологических сказок.
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и другие. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой, Р.Ю. Белоусовой, П.Г. Саморуковой, Л.А. Каменевой, которые рассматривали сказки как средство экологического воспитания.
Цель нашей работы с детьми – развитие и формирование личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.
Ведущую педагогическую идею своей работы определили как стратегию использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников, заключающуюся в побуждении детей к творческому видоизменению сказки экологического содержания путем взаимодействия с объектами живой природы, со сказочными образами живой природы, друг с другом, со взрослыми. И остановилась на основных направлениях организации образовательного процесса:
- накопление эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;
- использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;
- создание представлений о многообразии сказочных объектов;
- формирование у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов;
- включение в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.
Анализ индивидуального экологического развития детей в начале учебного года показал, что дети имеют представления о природе как единой взаимосвязанной системе живых и неживых объектов, осознают зависимость жизнедеятельности от благоприятных природных условий, но затрудняются в определении жизненно необходимых потребностей человека и условий его существования, природоохранительная деятельность носит ситуативный характер.
Свою работу мы начали с пополнения предметно-пространственной развивающей среды группы. Так, в уголке природы появились авторские сказки экологического содержания, иллюстрации для составления рассказов, схемы для составления описательных рассказов. Были добавлены игрушки – герои. При подборе произведений экологической тематики обращали внимание на содержание произведения, которое должно быть конкретным, доступным, нести информацию о природных объектах и способствовать формированию осознанно правильного отношения детей к объектам природы.
Формирование экологической культуры воспитанников с использованием экологической сказки происходило в проектной деятельности, а также на экологических занятиях, экскурсиях, конкурсах, праздниках и развлечениях.
Мы систематически организовывали экологические проекты с детьми и родителями «Живая книга леса», «Строим экологический город – Экоград». На занятиях обсуждали и проигрывали различные ситуации, например, из рассказов «Южный ветерок», «О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Мы – спасатели природы», «Что такое заповедник?». Ставили эксперименты и опыты «Направление ветра», «Как насекомые опыляют растения?», «Посадка лука», «Загрязнение снега», «Как сделать воду чистой?», «Что такое пар?», «Куда делся снег?», «Чем пахнет воздух?». На прогулках проводили наблюдения «Огород в детском саду», «Парк детского сада», «Какие птицы прилетели в гости?», «Появление почек» и игры экологического содержания «Что бывает весной?», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек». Экскурсии проходили в форме игр – путешествий «Морское путешествие», «Путешествие дождевой капельки», «Путешествие южного ветерка». Демонстрировали детям видеофильмы о жизни животных «Мама львица», «Медвежата». Организовывали сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации на материале сказок. Включали сказочный материал в занятия по изобразительной деятельности в качестве художественного слова «Как стучит весна», «Бал для королевы цветов». Включали сказочные образы и элементы сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.
Для того что бы детям легче было сочинить, мы познакомили их с алгоритмом составления сказки. Чтобы ввести детей в различные роли, предоставить им возможность проиграть различные типы поведения в разных ситуациях, мы предлагали “превратиться” в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки. Затем они рассказывали, делились впечатлениями, а после этого рисовали, то, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, и о чем могли бы попросить людей.
Экологические сказки дети создавали и вместе с родителями. Родители с удовольствием принимали участие в выставке «Живая книга», а так же в выставке поделок из природного материала. Мы провели родительские собрания, на которых знакомили с проводимой работой; консультации (групповые и индивидуальные); мастер класс, на котором родители учились сами сочинять сказки, а также привлекли родителей к проведению совместных праздников, развлечений, экологических акций «Как заботиться о комнатных растениях?», Что нужно делать, чтобы не пугать животных?».
Для определения эффективность педагогической деятельности, мы проанализировали индивидуальное экологическое развитие воспитанников в конце учебного года. Результаты анализа показали динамику в формировании у детей представлений о роли человека в природе, повышении знаний о растительном и животном мире.
Таким образом, подводя итоги своей работы по внедрению экологической сказки в процесс формирования экологического сознания старшего дошкольника, можно с уверенностью сказать, что все детское творчество, непрерывно и надолго поселяет в уме и душе маленького ребенка знания таинств природы, гуманного отношения к ней. И пусть наши сказки наивны и немного нескладны, главное наследие в них – это доброта, любовь к природе, осознание себя частичкой красоты и гармонии.
Мы планируем продолжить работу в этом направлении и надеемся, что вовлеченный в такую деятельность ребенок вряд ли потянется сорвать подснежник, разорить гнездо, бросить мусор на полянке.
Список литературы
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Тема исследования: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»...
Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я считаю необходимо формировать основы экологического...
Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Выступление на семинаре-практикуме для работников дошкольных учреждений "Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...
консультация для педагогов "Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
материал предстаылен в форме практикума...
Доклад на тему: «Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ».
Доклад по развитию речи....
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....
Статья "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".
Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний,умений и навыков....