Комплексная НОД «Ознакомление детей с жизнью ежа»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Материал занятия поможет воспитателям второй младшей группцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_konspekta_nod_rahmanovoy_o.s._po_attestatsii_na_sootvetstvie.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад « Ласточка»
Комплексная НОД
«Ознакомление детей с жизнью ежа»
Воспитатель второй младшей группы:
Рахманова Ольга Сергеевна
с. Новоярки 2015 год
Конспект занятия
Аттестуемый педагог (ФИО) Рахманова Ольга Сергеевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, социально –коммуникативное, физическое развитие
Возрастная группа вторая младшая
Тема занятия «Ознакомление детей с жизнью ежа»
Цель: формировать у детей первичные представления через разные виды деятельности о мире животных русского леса (о еже), учить бережному отношению к животным
Задачи приоритетных образовательных областей:
«Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира.
«Художественно – эстетическое развитие» - развитие у детей интереса к эстетической стороне данной темы, ознакомление с разными видами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), развитие потребности в самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»- обогащение активного словаря (Ёжик колючий, недотрога), развитие связной грамматически правильной речи.
«Физическое развитие» -приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, сохранение и укрепление здоровья.
«Социально –коммуникативное развитие» -приобретение опыта взаимодействия со взрослым, со сверстниками, формирование эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать речь детей новыми словами и словосочетаниями (познавательное, речевое развитие).
- дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность и творчество в выборе при выполненииработы;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим (коммуникация).
- воспитывать аккуратность при выполнении работы
- воспитывать у детей дружелюбие, чувство цвета¸ умение рассказывать о своей работе и работе своих товарищей.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей, координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук (художественное творчество).
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство симметрии и ритма;
Предварительная работа:
Чтение коротких рассказов, сказок, беседы о жизни диких животных, рассматривание картинок и иллюстраций,
разучивание игр, физкультминуток.
Изготовление игрушек по шаблонам.
Активизация словаря: закрепить слова «колючий», «иголки», «недотрога»
Материал к занятию:
Лист бумаги с изображением ежа без колючек на каждого ребёнка, картина «Ежи» с изображением ежихи с ежатами, гуашь чёрного цвета, салфетки, миска с молоком, макеты деревьев с осенними листьями, муляжи из картона – травка, пенёк, грибы; мультимедийный проектор(слайды с изображением осеннего леса, диких животных), магнитофон.
Организационный момент, начало занятия включающие:
| |||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |||
Дети входят в группу и включаются в занятие добровольно. (обращают внимание на стену, на весёлое солнышко, желают хорошего настроения) Все дети усаживаются на стульчики – для поездки (параллельно идёт закрепление красного, синего цвета, формы круга) Дети встают свободно, не мешая друг другу. Дети действуют по предложенному плану, Выполняют движенияв соответствии со словами Дети все охотно включились в беседу, внимательно выслушивают товарищей, дополняют ответы. Дети заинтересованы, называют увиденное на слайдах. Дети проявляют интерес, внимательно слушают, отвечают на вопросы. Дети повторяют новые слова, Дети повторяют: Дети двигаются мелкими шажками, находят возле деревьев грибы, берут по два грибка Дети высказывают предположения, Повторяем вместе с детьми Дети эмоционально реагируют на происходящее. Дети приобретают опыт двигательных действий, эмоциональной отзывчивости. Эмоционально откликаются на хорошие поступки; у всех детей хорошее настроение, желание выполнять задания. | Мотивирую детей на освоение темы, используя различные виды деятельности Данное занятие начну с приветствия: « Ребята, посмотрите, какое ласковое, весёлое солнышко нас встречает. Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения на занятии. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними. Ребята, я тоже рада вас видеть» Начинаю с детьми ситуативный разговор с сюрпризным моментом – приглашение в осенний лес. Сейчас за окном осень. Мы с вами совершим поездку в осенний лес. Для этого я вас приглашаю вас всех в автобус. На сиденья с красными кружочками садятся девочки, а с синими кружочками садятся мальчики. Шофёром пусть будет Алёша. - Садись Алёша в кабину автобуса и вези нас в лес.Поехали! (сопровождаю музыкой П.Мориа) Вот наша остановка. Мы приехали. Выходим из автобуса. - Скажем дружно волшебные слова. (используя логоритмическое упражнение, решаю задачи образовательных областей «речевое и физическое развитие») Раз, два, три, четыре, пять! ( хлопаем в ладоши) В осенний лес пойдём гулять,( ходьба на месте) Влево, вправо наклонись (наклон влево- вправо) Вокруг себя обернись ( покружиться), На полянке окажись. Предлагаю посмотреть внимательно по сторонам, пройти по полянке. Дети мы с вами приехали в лес. Мы здесь с вами в гостях у лесных жителей, как мы себя будем вести? - будем осторожны , аккуратны, чтобы ни на кого не наступить, ничего не сломать, никого не испугать. Правильно? - Да! правильно! А что растёт в лесу? (деревья, ягоды, цветы…) - А какие деревья?(Высокие и низкие.) - Что ещё растёт в лесу? ( травка, грибы .) - Ребята как красиво в лесу. Обращаю внимание на слайды Какие нарядные деревья. Какого цвета листочки? (желтые, зелёные, красные) - Ребята кто у нас живет в лесу?( дикие животные, птицы) - Правильно в лесу живут дикие животные(называем) Использую Слово: - Послушайте загадку: (загадываю загадку) Колючий недотрога живёт в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки ни одной. - О ком эта загадка? Вы догадались? Да! - (О еже.) - Где живёт ёж? ( В лесу под ёлкой.) Почему он недотрога? (активизация словаря) - предположения детей: - он колючий - будет больно тому, кто его тронет Давайте повторим новые слова – колючий недотрога. Сюрпризный момент «в лесу» – по ёлочкой находим игрушку- Ёжика. Использую также художественное слово: «Скачет ежик меж дубками Своими мелкими шажками. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. А под елочкой прошел, Два грибка себе нашел.» Уточняю – Под кустами ёж какой? – колючий -Нагребает листья в кучу? Повторим: -Нагребает листья в кучу! (использую приём повторения -ответа на вопрос) как, ребята, скачет Ежик? - мелкими шажками. Давайте и мы, как ёжик, поищем грибы: (Семенящий бег мелким шагом, дети должны взять с ковра два грибка) Продолжаю ситуативную беседу - Это дикое или домашнее животное? ( Дикое.) - Чем отличается ёж от других животных? ( Он колючий.) - А зачем ему нужны иголки? (Примерные ответы детей – защищаться, сворачиваться в клубок и катиться…) Использую художественное слово для развития связной речи детей, активизации словаря « Что ж ты ёж такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи» (предлагаю повторить) - От каких врагов защищают ежа иголки?(От лисы и волка.) Устанавливаю Ежика на пенёк, чтобы он был виден всем детям. Физкультминутка. Для установления эмоционального контакта, доброжелательных отношений друг к другу, создания ситуации сплочённости детей и педагога провожу физкультминутку, использую игровые двигательные действия и слово (решаю задачи социально – коммуникативного и физического развития) Жил в лесу колючий ёжик (дети ритмично сжимают и разжимают кулачки) Был клубочком и без ножек,( выполняют движения – скатывания) Не умел он хлопать – Хлоп- хлоп-хлоп,(хлопают в ладоши) Не умел он топать- Топ –Топ-Топ,( выполняют топотушки) Не умел он прыгать- Прыг-прыг-прыг( прыгают на двух ногах) Только носом двигать – Пых –Пых –Пых А ребятки в лес пришли, (маршируют) Ёжика в лесу нашли,( развели руки, удивились) Научили хлопать- Хлоп –хлоп –хлоп, (хлопают в ладоши) Научили топать – Топ–топ-топ,( выполняют топотушки) Научили прыгать – Прыг –прыг –прыг (прыгают на двух ногах) Научили бегать… Вот какие мы хорошие друзья. Ёжику помогли и сами дружим друг с другом. | На стене прикреплено изображение солнышка. Звучит «волшебная» музыка (30 сек.). Макеты деревьев с осенними листьями, маленькая ёлочка, травка,пенёк,грибы (которые были ранее укрыты занавесом). Напоминаю о правилах поведения в лесу и безопасности. Включаю мультимедийный проектор- Слайды с изображениями осеннего леса. Слайды с изображениями диких животных, птиц(дятел, заяц, волк, лиса, медведь, ёж). Обращаю внимание детей на уголок «леса» Стихотворение заранее подобрано по теме. Свободно располагаемся с детьми по группе полукругом. Слова физкультминутки уже известны детям (предварительная работа). | |||
2. Основная часть занятия. Данный этап предполагает:
| |||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |||
Дети усаживаются на ковёр для рассматривания картины. Действуют по предложенному плану, внимательно рассматривают картину, называют увиденное Дети заканчивают предложения вслед за воспитателем, одновременно рассматривая картину. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость, рады пригласить Ежика в гости Дети охотно откликаются, хотят помочь. Дети с готовностью откликаются помочь Дети охотно делают гимнастику для пальчиков, по возможности произносят текст, и приступают к работе (в индивидуальном режиме) Дети самостоятельно рисуют пальчиком полоски - колючки. | Предлагаю устроиться поудобнее на ковре и внимательно рассмотреть картину «Ежи» (Наблюдение и рассматривание картины) Кого мы видим на картине ?Кто изображён?( ежиха с ежатами) - Какая мама? (Большая) -Какие детеныши? (маленькие) -Чем покрыта спинка ежа? (иголками) -Чем питаются ежи? (мышами, улитками, червями и. т.д) Предлагаю детям вместе со мной составить рассказ по картине . Я буду начинать предложение а вы заканчивать. - На лесную полянку вышли… (ежи) -Это мама…(ежиха), она… ( большая). -А это… ( ежата), они…( маленькие). - На спине у ежей… (колючки- иголки) - Ежи пришли на поляну… (поохотиться) -Они нашли… (улитку и жука). Молодцы. Посмотрите, как доволен наш Ёжик. Поддерживаю дальнейший интерес у детей к занятию (обращаю внимание детей на игрушку -Ёжика(Наклоняюсь к Ёжику - он что – прошептал на ушко). Говорю: Ёжику очень хочется побывать немного у вас в гостях - пригласим его? -да! Но нам пора возвращаться в детский сад. У нас ещё есть важные дела (мотивирую к дальнейшей деятельности) Скажем снова дружно волшебные слова. Раз, два. Три, четыре. Пять! ( хлопаем в ладоши) В лес ходили мы гулять. ( ходьба на месте) Влево, вправо наклонись (наклон влево - вправо) Вокруг себя обернись ( покружиться) В детском саде окажись! Вот мы и дома! Ребята, ёжик сказал ещё , что в лесу ему одному скучно. Он пришёл к нам в гости, чтобы мы сделали ему друзей - ёжиков. Поможем? Но сначала мы сделаем с вами гимнастику для пальчиков. « Ёжик топал по тропинке и грибочки нёс на спинке (сжимаем и разжимаем кулачки) Ёжик топал не спеша, тихо листьями шурша (ладошками шуршим) Чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать (Загибают по очереди пальцы, сначала на левой, потом на правой руке). Создаю проблемную ситуацию -Ребята , посмотрите сколько ежиков пришло к нам. Но у них чего -то не хватает. Как вы думаете? (у ёжиков нет колючек). - Конечно. Эти ёжики пришли к нам за помощью. За ними гонится лиса. Без иголок ежи беззащитны. Она их может съесть. Как мы можем помочь ежам? ( Надо нарисовать им колючки) Давайте пройдём за столы, сядем и приступим к работе. - Но у нас нет кисточек Давайте нарисуем им колючки пальчиками.(нетрадиционное рисование) Осуществляю объяснение и показ Смотрите, как я аккуратно опускаю пальчик в краску и рисую прямую колючую иголку на спинке у ежа. Попробуйте и вы. Пока дети выполняют работу –для большего эмоционального восприятия включаю негромкую музыку. Предлагаю рассмотреть всех ёжиков – выставить их на мольберты. | На доске прикреплена картина «Ежи», поворачиваю доску с картиной к детям. Сели на свои сиденья в автобус, вновь звучит «волшебная» музыка (30 сек.). Заранее разучивали эту пальчиковую гимнастику, теперь закрепляем. На столах заранее приготовлены листы бумаги с изображением ежей без иголок, краска чёрного цвета, салфетки. Звучит спокойная музыка. | |||
| |||||
Деятельность детей Дети обсуждают выполненную работу Дети угощают ежа, при этом говорят, чем угощают. Дети прощаются, говорят -до свидания. Дети танцуют. Приобретение опыта двигательной деятельности под музыку, повторяют движения за воспитателем, а также произвольно | Деятельность педагога - Ну вот мы справились с работой. Теперь все ежи колючие и им не страшна лиса. - Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо потрудились. Наше занятие подошло к концу. Методы поощрения на занятии помогают включить детей в работу, у них появляется интерес и стимул к выполнению задания. Рефлексия Воспитатель предлагает угостить нашего знакомого Ёжика. Вспомним, что любит ёжик? - Ребята вам понравилось общаться с ежиком? ( - Да, понравилось). - Ёжику пора возвращаться домой, в свой осенний лес. Нужно с ним прощаться. ( -До свидания, ёжик). - Ребята, я приглашаю вас послушать песенку «Маленький ёжик» и потанцевать. Для создания эмоционального настроя детей, я включаюсь в деятельность как партнёр. Игра –импровизация(звучит детская песенка «Маленький ёжик» Итог занятия. - Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?( ёжик) - Какой ёжик? ( маленький комочек) - Где живёт ёжик? ( в лесу) - Кого боится ёжик? ( лису) - Что мы сегодня рисовали? (колючки для ежа) - Какие вы у меня молодцы. Всё-то вы умеете и рисовать , и танцевать, а самое главное – какие вы у меня добрые, никогда никого не оставите в беде. Ёжику очень понравилось, как вы сегодня ему помогали, и он оставил вам угощение. (В лукошке на тарелочке нарезаны дольки яблока на всех детей). Дети угощаются яблочком, благодарят. Занятие окончено | Примечание На столе лежат муляжи грибочков, листочки (из картона) миска с молочком, ягодки. Звучит детская песенка. |
Подготовила Рахманова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ – детский сад «Ласточка» Каменский район Алтайский край
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с презентацией "Семья солнца"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром...
Комплексное занятие Ознакомление с общественной жизнью, аппликация «Сюжетно – ролевая игра: Ателье»
Уточнить представления детей о профессии людей, изготавливающих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы. Отражать в игре новые впечатления о жизни и труде людей, закрепить представление о модел...
Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны
Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв...
План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с трудом взрослых и художественное творчество в подготовительной к школе группе «Ознакомлению детей с профессией художника-ювелира».
Цель: формирование позитивного отношения к профессии художника-ювелира, создание условий для реализации творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности....
конспект рассказа по ознакомлению детей с жизнью наших предков во время войны
В материале содержаятся исторические факты из раздела Кубановедения по теме "Использование природных ресурсов во время ВОВ"...
Презентация занятия по ознакомлению детей с жизнью, бытом коми народа
Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа комиЗадачи:- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи; с творчеством народа коми; - Дать детям сведения о ...
Программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского северного народа «Истоки»
Формирование начального представления о самобытности культуры русского Севера, являющейся частью национальной культуры. Основа реализации программы - музейно-педагогическая...