Программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского северного народа «Истоки»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование начального представления о самобытности культуры русского Севера, являющейся частью национальной культуры.
Основа реализации программы - музейно-педагогическая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoki.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка»
Рассмотрено на педсовете УТВЕРЖДАЮ от «_» _____________ 20__г. Зав. д/с «Ёлочка»
№_____ _____________О.Е. Кулакова
Программа
по ознакомлению детей с жизнью, бытом
и творчеством русского северного народа «Истоки»
Разработчик:
Л. А. Тырлова,
воспитатель высшей
квалификационной категории
п. Североонежск, 2015г.
Пояснительная записка.
Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д.Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Рабочая программа «Истоки» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет.
Структура программы предусматривает поэтапное приобщение детей к истокам народной культуры.
Материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программе даны темы занятий, их программное содержание. Занятия расположены от простого к сложному.
В приложении - разработанные конспекты занятий, презентации для детей.
Цель программы:
Формировать начальные представления о самобытности культуры русского Севера, являющейся частью национальной культуры
Задачи:
*Развивать интерес к историческому прошлому своего края через знакомство с народными ремеслами, традициями и обычаями крестьянского быта.
*Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живет
*Прививать детям любовь к северному краю, закладывая этим основы патриотического воспитания.
*Расширять и пополнять словарный запас детей.
Реализация программы.
Основа реализации программы - музейно-педагогическая технология.
Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системным, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями; демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка.
Оборудованный в ДОУ мини-музей «Русская изба» помогает в решении задач по реализации программы «Истоки»
Музей используется для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Педагоги помогают детям окунуться в атмосферу далекого прошлого, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, что способствует развитию разговорной речи детей, расширению словарного запаса. Дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать.
С помощью музейной педагогики решаются следующие задачи:
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
- познакомить детей с особенностями народного фольклора;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;
Приоритеты программы:
1.Использование подлинных старинных предметов для ознакомления детей с бытом, жизнью поморов, жителей Севера.
2. Использование все видов фольклора (песенки, пословицы, поговорки, загадки, игры).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, храбрости, верности, правде. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.Проведение народных праздников и традиций, которые занимают большое место в приобщении детей к народной культуре.
Во время праздников формируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и разными сторонами жизни человека.
4.Обязательное присутствие компонента творческого развития
(игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность)
Формы работы с детьми по реализации программы.
∙ Беседы;
∙ Развивающие познавательные занятия;
∙ Рассматривание подлинных старинных предметов, иллюстраций, альбомов, открыток;
∙ Выставки в мини-музее (пасхальная, Рождественская и др.)
∙ Экскурсии;
∙ Дидактические игры;
∙ Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
∙ Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
∙ Использование народных игр, в том числе хороводов;
- Кружковая работа.
Срок реализации программы 4 года (2 младшая группа, средняя, старшая, подготовительная группы)
Занятия проводятся по подгруппам по 10 - 12 человек.
Проводится занятие 2 раза в месяц.
В год проводится 12 занятий.
Продолжительность 10-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Взаимодействие с родителями.
- Привлечение родителей к участию вместе с детьми в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам;
- Оформление папок-передвижек с консультациями по данной теме;
- Экскурсии в мини-музей для родителей;
- Дни открытых дверей в мини-музее (посещение родителями непосредственной образовательной деятельности с детьми в помещении мини-музея);
Практикумы для родителей по разучиванию русских народных игр, хороводов, заучиванию потешек,
Предполагаемый результат.
Воспитанники детского сада на этапе завершения дошкольного образования
- знают названия и назначения предметов старины в музее;
- знают и умеют играть в русские народные и хороводные игры;
- знают особенности русских песен, плясок;
- знают историю своего края, поселка, семьи.
- имеют представления об обычаях, традициях, труде русского народа в прошлом;
- проявляют желание участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умеют и желают импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества;
- проявляют интерес к устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам;
- сформирован устойчивый интерес и уважение к истории и культуре нашего народа.
Приложение к программе:
- перспективное планирование
- разработанные конспекты занятий
- презентации для детей
Литература
- Князева О.Л., Маханёва М.Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 с
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с.
- С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003, 192 с.
- «Что было до..» О. В. Дыбина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст
Цель: ознакомление детей с культурой и бытом русского народа, через создание игровой ситуации.ЗадачиОбразовательные:· познакомить детей с русской ...
Игры для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.
Вашему вниманию я хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа....
игры для ознакомления детей с культурой и обычаями русского народа
Вашему вниманию хочу предложить развивающие игры...
"Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской былины "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК"
Презентация с картинками к тексту русской былины "Илья Муромец и Соловей разбойник" предназначена для показа во время чтения былины....
Презентация занятия по ознакомлению детей с жизнью, бытом коми народа
Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа комиЗадачи:- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи; с творчеством народа коми; - Дать детям сведения о ...
Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"
Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...
Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"
Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...