Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны
презентация на тему
Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabolotskih_yu.a._doo_no42_sipkro.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад №42» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской областиосновная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани
по патриотическому воспитанию дошкольников
при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии
в годы Великой Отечественной войны
Подготовил:
руководитель СП «Детский сад № 42» ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани Юлия Александровна Заболотских
2016г.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, а детство – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Работа по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной ведётся в нашем детском саду давно. Цели и задачи этой работы вы видите на слайде.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств; ощущение гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОв, используя различные виды деятельности; показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
-способствовать развитию речи, эмоциональному восприятию;
- развивать познавательные способности в процессе практической и игровой деятельности;
- воспитывать у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории,
- привлекать родителей к образовательному процессу.
На следующем слайде вы видите, что вся работа по патриотическому воспитанию, которая проводится в нашем детском саду строится на постоянном взаимодействии педагогического коллектива, родителей и социальных партнеров.
Участники образовательного процесса
- Воспитатели
- Дети
- Родители
- Сотрудники детского сада
- Социальные партнёры
- Филиал ЦГБ № 6 им. И.А. Крылова
- Краеведческий музей г. Сызрани
- школа,
- ветераны.
Схема организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Например, организация предметно-развивающей среды стимулирует воспитателей и детей к разнообразным видам деятельности, направленным на воспитание патриотических чувств, формирование знаний и представлений о жизни Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны. Это:
- познавательная деятельность (НОД, исследования, проекты);
- изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная деятельность (слушание, пение, танец);
- коммуникативная деятельность (беседы, чтение, обсуждение, рассказывание);
- конструирование (бумага, различные виды конструктора);
- игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
Деятельность детей – это, например, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (пилоток из бумаги, самолётов). Такая деятельность обогащает игровую среду группы.
Так же обогащаетпредметно-развивающую среду и совместная деятельность педагогов с детьми и родителями воспитанников по разным направлениям работы. Например, проект по созданию «Книги памяти».
Проведение совместных мероприятий с социальными партнёрами так же стимулирует организацию различных видов деятельности. Например, знакомство с орденами и медалями времён Великой Отечественной войны на занятиях с работниками Краеведческого музея г. Сызрани дали толчок для изготовления дидактических пособий (альбома «Ордена и медали Великой Отечественной войны», игры «Награди героя»). А результаты изобразительной и музыкальной деятельности наших воспитанников часто становятся подарками для ветеранов (открытки, музыкальные номера в концертах) или экспонатами выставок в детской библиотеке и школе.
Основные направления работы по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны
1.Никто не забыт, ничто не забыто
2. Куйбышев – 2-я столица нашей родины
3. Всё для фронта, всё для победы
4. Эх, дороги…
5. Есть на Волге город Сызрань
Ежегодно, в канун празднования Дня победы, мы начинаем говорить с детьми о войне. В год 165-летия Самарской губернии, мы подробно знакомили детей старшего дошкольного возраста с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны, и конечно, с жизнью военной Сызрани.
Работу по ознакомлению дошкольников с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны педагоги вели по следующим направлениям:
- «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках этого направления мы знакомили дошкольников с героями–защитниками. Наши земляки сражались, проявляя беспримерное мужество и героизм под Ленинградом и Сталинградом, в Белоруссии и на Украине, в Крыму и Прибалтике, в Польше и Германии. 26 сызранцев получили звание Героя Советского Союза.
- В рамках второго направления«Куйбышев – вторая столица нашей родины» говорили о том, что в годы войны город стал запасной столицей. В городе для руководителя нашей страны был построен подземный бункер, который являлся ставкой верховного главнокомандующего.
- В рамках третьего направления «Все для фронта, все для победы» детям давалась информация о заводах и фабриках, расположенных на территории Самарской области и города Сызрани, которые выпускали горючее для танков и самолетов, снаряды и патроны, шили шинели для солдат.
- В рамках четвёртого направления «Эх, дороги…»мы рассказывали детям о том, что в годы войны город Сызрань был крупным железнодорожным узлом, через который военные эшелоны перевозили оружие, продовольствие, топливо и боеприпасы. О том, что в городе были открыты 11 военных госпиталей, в которых сызранские врачи и медицинские сёстры, работая без сна и отдыха, спасали жизнь раненым фронтовикам.
- В рамках пятого направления «Есть на Волге город Сызрань»мы рассказывали детям о современной жизни города Сызрани: о заводах, которые продолжают работать с военных лет, о памятниках защитникам Родины, о славных традициях празднования Дня победы. Так же мы познакомили детей с гражданско-патриотической акцией«Вахта памяти», на которой вспоминают всех погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы к Вечному огню, а затем опускают венки на воду Волги, как символ вечной памяти Героям. «Вахта памяти» проводится в Сызрани уже в 13-й раз.
Виды и формы организации деятельности детей
Познавательная деятельность
- наблюдения, рассказ, рассматривание с дальнейшим обсуждением
- решение проблемных ситуаций
- моделирование, конструирование
- проектная деятельность
- игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.)
На снимках – рассматривание альбомов о заводах города Сызрани,
- занятие с использованием презентации о г. Кубышеве в годы войны
- совместное мероприятие с сотрудниками Краеведческого музея г. Сызрани
- конструирование
- проект «Книга памяти»
Альбомы: "Дети и война", «У войны не женское лицо», «Заводы Сызрани в годы войны», «Все для фронта, всё для победы», "Памятники в честь воинов-освободителей"
Презентации: «Люблю тебя, мой край родной», «Памятники героям в г. Сызрани», «Путешествие в прошлое»
Беседовали на темы: «Что ты знаешь о войне? », «Что такое героизм? », «В нашей семье есть герои», "Дети и война" «Женщины на войне», «Четвероногие помощники в годы войны»,«О героях Вов, в честь которых названы улицы в нашем городе ( Герасимов, Соловьёв, Космодемьянская, Шутов, Д.П.Левин – 4 школа и др)
Изобразительная деятельность
- рисование
- лепка
- аппликация
- художественный труд
- проектная деятельность
- творческие задания
- изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
- создание макетов, коллекций и их оформление,
- выставки
На снимках – рисование военных заводов, военной техники,
- коллективная аппликация «Эшелон»
- праздничные открытки
- коллективное творчество - нетрадиционные способы рисования «Праздничный салют»
- складывание из бумаги (предметы для игр – самолёт, пилотка, бинокль)
- выставка детских рисунков «День победы»
Музыкальная деятельность
- беседы
- слушание с дальнейшим обсуждением
- исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах и др.)
- детский оркестр
- инсценирование и драматизация
- музыкально-ритмические упражнения
- подвижные игры с музыкальным сопровождением
- музыкально-дидактические игры
- встречи с интересными людьми (посиделки и др.)
- танцы, хороводы, пляски.
- попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен
На снимках – слушание песен военных лет (проект «Эх, дороги…»)
- пение, музыкально- ритмические движения, перестроения
- танцы «Вечный огонь», «Матросский танец»
- Выступление перед ветеранами на концерте в школе
-встреча с тружениками тыла в детском саду.
- концерт для ветеранов Вов
- педагоги – призёры творческого конкурса в канун 70-летия Победы.
Игровая деятельность
В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников.
- дидактические игры
- интеллектуально развивающие игры
- дидактические игры с элементами движения
- сюжетно-ролевые игры
- подвижные игры
- музыкальные игры
- театрализованные игры
- строительно-конструктивные игры
- игры на развитие коммуникации
На снимках – дидактические игры «Ордена и медали»
- дидактические игры с элементами движения «Кто на чем воевал?»
- подвижные игры «Становись!», «Свой взвод», «Доставь продукты»
- сюжетно-ролевые «Военный госпиталь», «Моряки», «Летчики»,
Коммуникативная деятельность
- беседы (диалоги)
- рассказ с дальнейшим обсуждением
- разучивание стихов, потешек и др.
- чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
- создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
- ситуативный разговор
- интервьюирование
- рассказывание (составление рассказов и др.)
- сочинение и отгадывание загадок
- речетворчество (сочинение стихов, сказок, небылиц и др.)
- проектная деятельность
- коммуникативные игры
- свободное общение по теме
- игры с речевым сопровождением
- игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)
На снимках – беседа с использованием ИКТ «Памятники героям»
- альбомы различного содержания
- акция «Читаем детям о войне» (вопросы, обсуждение)
-чтение художественной литературы о Вов,
- рассматривание военной формы на картинках, фотографиях (РР -словообразование)
- интервьюирование, общение с ветеранами
- разучивание стихов о войне, худ. декламация
В заключении, хочется отметить, что педагоги нашего детского сада совместно с родителями воспитанников и социальными партнёрами ведут серьёзную, системную и разностороннюю работу по патриотическому воспитанию при ознакомлении детей с Великой Отечественной войной. В этом году «методическая копилка» нашего учреждения пополнилась новыми альбомами, презентациями, авторскими методическими разработками, связанными с военной жизнью Самарской губернии и города Сызрани, а также с традициями празднования Дня победы.Эта тема никого не может оставить равнодушным, а значит, работа будет продолжена. Ведь наша главная задача – поселить частичку этой памяти в сердцах детей. Чтобы помнили! Чтобы гордились! Чтобы передали эту память следующим поколениям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-поисковый проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....
Беседа с детьми 5 - 7 лет "Детям о городе Новохоперске в годы Великой Отечественной войны"
Воспитывать любовь к героям - защитникам отечества, бережное отношение к народной памяти, формировать у детей чувство патриотизма....
«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»
laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»...
Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»
Актуальность создания проекта 78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет...
Статья "Патриотическое воспитание детей на примере Новониколаевского района в годы Великой Отечественной войны"
Дополнительный материал для воспитателей по краеведению....
Творческий проект с детьми младшей группы по патриотическому воспитанию «Этот День Победы», посвященный 79ти летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Цель:продолжать формировать знания детей о Великой Отечественной войне через разные виды деятельности (игровой, творческий, познавательный) Задачи:· Воспитывать нравственно-патриотиче...