"Вода-волшебница"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Формирование представлений о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda-volshebnitsa.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей на тему
«Волшебница-вода».
Проекты в детском саду – интеграционный метод воспитания, который предполагает использование дополняющих друг друга методических приемов, позволяющих глубже освоить тему и повысить эффективность воспитательного процесса. В ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС дети учатся действовать самостоятельно, находясь под руководством взрослых. Процесс увлекает малыша, и он приобретает навыки планирования, контроля своей деятельности, прогнозирования ее результатов.
Основной целью: проектной активности является расширение знаний воспитанников по выбранной теме, формирование навыков, воспитание чувств, обогащение личного опыта, развитие самостоятельного мышления, умения взаимодействовать с другими людьми для достижения своих целей. Одна из главных задач проектов – стимулировать природное любопытство детей, повышать их самооценку. Общими задачами для воспитанников разных возрастов является создание благоприятного психологического климата, а также развитие творческого мышления и воображения, познавательных способностей, коммуникативных навыков.
В младшей группе задачами проектной деятельности будут:
- вхождение дошкольников в проблемную игровую ситуацию (при этом педагогу отводится ведущая роль);
- стимулирование желания искать пути решения проблемы;
- приобщение детей к процессу познания;
- привлечение воспитанников к воспроизведению образов;
- формирование предпосылок для поисковой деятельности и различных представлений.
При этом у детей будут совершенствоваться:
- психические процессы:
- возрастет эмоциональная заинтересованность;
- произойдет знакомство с предметами и действиями, которые с ними производятся;
- разовьется речь, воображение и мышление.
- проектно-исследовательские умения и навыки:
- умение устанавливать цели;
- поиск различных способов решения задач;
- способность предвидеть результат, исходя из опыта;
- поиск вариантов при достижении цели.
Линии развития детей младшего возраста:
- физическое – развитие двигательных способностей, формирование навыков заботы о своем здоровье;
- социальное – совершенствование коммуникативных навыков;
- познавательное – расширение представлений об окружающем мире, развитие навыка использования сенсорных ощущений в решении практических задач;
- эстетическое – развитие художественного вкуса, овладение художественной деятельностью.
Проектный метод позволяет развивать познавательные навыки, самостоятельно выстраивать структуру своих знаний, помогает ориентироваться в потоке информации, развивает творческое и критическое мышление. Проекты позволяют сформировать у малышей целостное видение окружающего мира, путем объединения разных областей знаний.
Тема «Волшебница-вода»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность. Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Так например, дети дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». «А почему лед в проруби белый?». «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» и т.д.
Основной этап проекта:
I Этап- исследовательский: беседы и наблюдения детей
II Этап- технологический: опытно – экспериментальную
В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников.
Тип проекта:
По деятельности: исследовательский, творческий.
По содержанию: естественнонаучный.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ
Состав проектной группы: Педагог и группа младшего дошкольного возраста.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта.
Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.
Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.
Этот проект значим для всех участников проекта:
- У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
- Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Результаты опытов -фиксируются в дневнике экспериментов Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода»
Для родителей предлагается консультация «Неизведанное рядом» и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях. Оформляется фотовыставка «Юные исследователи».
На заключительном этапе проводится диагностика, уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда.
Цель проекта:
Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта:
- Активизация творческого мышления детей.
- Выявление свойств воды.
- Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
- Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
- Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- Познакомить с составом воды (кислород).
- Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.
Основной этап
Совместная деятельность | Задачи | Участники | Ожидаемый результат | |
Тема | Игры - эксперименты | |||
Лед | Замерзшая вода | Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатель дети | Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество. Лед состоит из воды и тает в тепле. |
Тающий лед | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | |||
Прозрачная вода | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Называют некоторые свойства воды. | ||
Разноцветные льдинки | Играем с красками | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. | Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно | |
Окрашивание воды | Помочь выявить свойства воды | Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | ||
Вода принимает форму | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита | Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. | ||
Замораживание цветных льдинок | Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки | Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки | ||
В какой воде живет щука | Вода бывает теплой, холодной, горячей | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. | В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. | |
Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде. | |||
Консультирование на тему «Неизведанное рядом», | Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. | Родители | Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях | |
Раздаточный материал «Экспериментируем дома» | Активизировать совместную деятельность детей и родителей. |
Завершающий этап
№ | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Фотовыставка «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта | Воспитатель | Презентация результатов проекта |
2 | Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта | Воспитатель | Выявление уровня знаний по теме проектирования. |
3 | Анализ результатов диагностики дошкольников | Воспитатель | Подтверждение актуальности реализации данного проекта |
4 | Оформление портфолио проекта | Воспитатель | Предоставление материалов для конкурса |
Диагностика знаний и представлений детей по теме проекта на заключительном этапе.
Вопросы | Наличие знаний | Имеют представления | Итог | |||||
№ | Ф.И. ребенка | о том, почему лед на реке белый | что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании | о свойствах льда | какой получится лед, если заморозить разноцветную воду. | о том, что в состав воды входит кислород | о свойствах воды | |
1 |
| |||||||
Итог | Высокий | |||||||
Средний | ||||||||
Низкий |
Методической литературы по теме проекта:
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
опыты с водой "Волшебница - вода" (вторая младшая группа)
Расширение представлений о оде, её свойствах; познакомить детей со свойствами воды ( не имеет запаха, цвета, течёт, растворитель, вкуса)....
Опыт с водой "Волшебница вода"
Цель данного опыта развивать познания и любопытство детей в обращении с водой. Этот опыт с водой очень интересен для детей от 3 лет. И в нем нет ничего сложного. Ребята с большим интересом выполняют в...
Конспект занятия по экспериментированию с водой "Волшебница - вода" в первой младшей группе
Эксперименты с водой необходима для развития детей....
Опытно – экспериментальная работа с водой «Волшебница вода»
Опытно – экспериментальная работа с водой для дошкольников «Волшебница вода» Цели и задачи:показать важное свойство воды — давать жизнь живому.показать свойство окра...
Коротко срочный проект про воду "Волшебница вода" в старшей группе
Проект про воду...
« Вода – Волшебница - вода »
Описание Краткосрочного проекта по теме:« Вода – Волшебница - вода »,реализованный в младшей группе. Проект составила: Синотова О.А.воспитатель мл. гр. «Солнеч...