Опытно – экспериментальная работа с водой «Волшебница вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Опытно – экспериментальная работа с водой для дошкольников «Волшебница вода»
Цели и задачи:
показать важное свойство воды — давать жизнь живому.
показать свойство окрашенной воды окрашивать поставленные в них белые цветы в соответствующий цвет.
показать, что вода не имеет формы, разливается и течет.
показать что «чистая вода» — прозрачная и в ней видны предметы, а «грязная» вода – непрозрачная и в ней предметы не видны.
показать, что вода безвкусная и приобретает вкус того, что в нее положат
показать, что вода не имеет запаха.
показать, что вода может быть в трех состояниях :жидком, твердом, парообразном.
развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы:
стаканчики с прозрачной водой;
белая краска;
соль, сахар;
лед;
термос с кипятком;
монетки для бросания в стаканы с водой;
заранее покрашенные в пищевой краситель цветы.
Предполагаемый результат:
Образовательные:
формирование представлений детей о природном объекте воде;
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса;
сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к воде;
привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач занятия.
2. Определение времени в режиме для группы для реализации занятия.
3. Предварительное окрашивание цветов в сосудах с водой, окрашенной пищевыми красителями разного цвета.
4. Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде.
5. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .
6. Проведение опыта по окрашеванию цветов, помещенных в заранее окрашенную пищевым красителем белых цветов.
7. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
8. Подготовка необходимого оборудования.
9. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
10. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент ( появление Мойдодыра и Капельки)
Словесный (беседа о воде)
Наглядный (плакат «Кому нужна вода», глобус)
Практический (опыты, эксперименты)
Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования в раннем возрасте.
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.
Экспериментальная деятельность:
Опредление свойств воды путем проведения различных опытов с водой.
Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, принимает ту форму, в которую ее помещают, может быть в трех состояниях: жидком, твердом, парообразном.
Организационный момент:
Основная часть:
1.Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас не совсем обычный день.
Воспитатель:
А теперь, ребята, давайте отгадывать загадки.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я. кто я такая? (вода).
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья
Как зовут меня? (вода)
Мы говорим, она играет
Она бежит всегда вперед
но никуда не убегает. кто это? (вода).
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.(Дети рассаживаются по два человека за один стол).
1 опыт. На определение вкуса воды.
Ребята, перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая). А теперь положите в другой стакан немного соли, размешайте и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она соленая.
Вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили.
2 опыт. На определение прозрачности воды.
— Перед вами налито два стакана. Скажите, что там налито. Вода. В обоих стаканах налита прозрачная вода. Если положим туда монетку, то мы увидим ее в стакане или нет?
Дети кладут в стакан монетки и видят их.
Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.
А теперь давайте добавим в воду немного белой краски. Какой стала вода? Правильно, она стала мутной. Давайте теперь попробуем положить туда монетку Вы видите ее? Нет.
Вывод: Когда мы добавили в воду другое вещество (белую краску), то вода стала непрозрачной и мы в ней не видим предметы.
3 опыт. Какую форму принимает вода.
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита
Давайте нальем воду в узкий сосуд, а затем в широкий и мы увидим, что количество воды в обоих сосудах не изменилось.
4 опыт. Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или апельсином.
Вывод: вода не имеет запаха.
Физкультминутка: Делать опыт- это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного поразминаемся.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны)
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо, влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (приседание)
Напоследок всем известно, как всегда ходьба на месте.
От разминки польза есть ! Что ж, пора на место сесть.
Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
5 опыт. Различные состояния воды.
— Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)
Дети: это лед.
А как он получился?
Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Правильно, ребята.
— Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).
А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?
Дети: лед тает и снов превращается в воду.
Вывод: Лед — это замороженная вода.
Ребята! А это что такое? Правильно. Это термос. А для чего он нужен человеку? (в нем можно долго сохранять воду горячей).
— Смотрите. Я открываю крышку термоса. Что вы видите? (из термоса идет пар).
-Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (Капельки воды).
-Откуда он и взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
-Ребята, пар — это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. А где дома мы можем увидеть пар? Правильно, из горячего чайника.
Вывод: вода может находиться в трех состояниях:
1. Лед — это твердая, замороженная вода.
2. Пар — это нагретая до состояния кипячения, парообразная вода.
3. Жидкая-это обычная вода.
Заключительная часть.
Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего занятия и вспомним все, что мы сегодня узнали во время пребывания в нашей лаборатории.
Мы узнали, что вода прозрачная, сквозь нее видны различные предметы. Вода безвкусная, не имеет запаха. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном.
— А сейчас предлагаю всем вспомнить еще одно свойство воды и опыт, который мы проводили до этого. Все вспомнили? Да. Мы проводили опыт, как может вода окрасить белые цветы. Мы добавили в бесцветную воду пищевые красители и поставили туда веточки белых цветов и оставили их там на несколько дней. Хотите посмотреть, что стало с нашими цветами? Да!!! Смотрите, наши цветы покрасились и стали такого цвета, какой краситель мы налили в данную вазу. Значит, цветы действительно пьют водичку и если вода будет цветной, то и цветы тоже от такой воды покрасятся.
Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воды. младший дошкольный возраст
В работе представлен практический материал по ознакомлению со свойствами воды детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной работе в разновозрастной группе от 5 до 7 лет компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебница вода»
Цель: Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Обучающие:расширять знания детей о воде, и её роли в жизни человека и природыпознакомить детей со ...
Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе "Вода - какая она?"
Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе "Вода - какая она?"...
Опытно-экспериментальная работа «Волшебница-Вода»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает теплая, холодная, горячая. Помочь выяснить свойства воды...
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода - волшебница»
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе«Вода - волшебница»...