Проект на тему: "Человек и природа"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Бережное и заботливое отношение к природе воспитывается с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему: "Человек и природа" | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Человек и природа». Автор проекта: Бурлакова Елена Валерьевна - старший воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок», пгт. Селенгинск, Кабаский район, Республика Бурятия. Тема: «Человек и природа»; Вид проекта: информативно-творческиий; Участники: дети 4-5 лет, воспитатель, родители. Срок реализации: долгосрочный; Ожидаемые результаты проекта: 1.Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. 2.Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности. Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы.
2 этап – основной. Организация совместной работы детей и педагога над проектом.
3 этап – заключительный. Подведение итогов. Презентация проекта. Создание мини – музея из природного и бросового материала .
Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека. У матушки-природы есть и свои законы, которым вынуждено подчиняться абсолютно все во Вселенной, в том числе и человек. Кстати, именно поэтому природу называют материальным миром Вселенной. В сущности же это объект для изучения тех или иных естественных наук (биология, физика, химия, медицина). Как уже было сказано выше, мы являемся неотъемлемой частью природы и неукоснительно подчиняемся всем ее законам. Но какова же ее непосредственная роль в нашей жизни? Роль природы в жизни людей. И одежду, и жилье, и пищу дает нам именно природа. Если человек не вложит в нее свои «инвестиции», то и пожинать ему будет нечего. К примеру, если в конце года не вспахивать и не удобрять поле, урожая в следующем году ждать не придется. Как говорится, что посеешь, то и пожинать будешь. Духовная роль. Лишь материальными ценностями роль природы в жизни людей не ограничивается. Природа обладает уникальностью, заставляющей обращать на нее внимание если не каждого человека, то хотя бы творческих личностей. Творческое отношение к природе возникает у всех народов, прививая искреннее чувство своей Родины (патриотизм), чувство собственной значимости в этом мире и т.д. К сожалению, со временем духовная роль природы в жизни людей стала размываться, утрачиваться. Произошло это с тех пор, как люди стали уделять больше внимания своему внутреннему миру, межличностным отношениям, а также преследовать цели, пагубно сказывающиеся на природе (вырубка лесов, браконьерство и тому подобному). Все это ведет к прерыванию всяческих отношений человека с внешним миром, с природным сообществом.
Цели проекта: - углубить и обобщить знания детей об окружающем мире; -рассказать детям о роли природы в жизни человека; -формировать экологическое мировоззрение к проблемам охраны и защиты окружающей среды.
Задачи проекта: -раскрыть значение природы в жизни человека; -сделать поделки из материалов природного и бросового совместно с родителями; -провести занятие по окружающему миру на тему «Человек – часть природы»; -чтение загадок о природе;
Значение природы в жизни человека
Природа для человека играет как материальную, так и духовную роль. Материальная роль заключается в том, что предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность. Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек, трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага. Природа со своими ресурсами – это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении. Духовная роль природы в жизни человека проявляется в Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс. Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм.
Тема: «Человек – часть природы»
Программные задачи:
- Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.
- Обобщить знания детей об охране природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа:
- Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.
Материал: мультимедийная доска, презентация о правилах поведения в природе.
Ход:
Вводное слово воспитателя:
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
22 апреля мы с вами будем отмечать праздник «День Земли». В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы будет пронесено по всей нашей стране. Из кусков составляют флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Наша планета весьма засорена.
Вот послушайте, ребята, что происходит на нашей Земле.
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, котельных, транспорта все больше.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушать ее можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли, получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и безумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен? (показ запрещающих знаков в природе).
А теперь, давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в озеро попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают, и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача – помочь уткам (ответы детей).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому озеру, надо….. (очень быстро очистить водоем).
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь.
Физкультминутка.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру
«Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников. Иначе муравьи не успевают отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут.
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы не редко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки!
Ребята, в конце нашей с вами деятельности, мы посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы», о том, как надо относиться к нашей природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему "Человек и его здоровье"
Актуальность проекта: Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро.Причин роста заболеваемости много: плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности и...
Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»
* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....
Проект на тему " Человек -часть природы" в подготовительной группе детского сада
. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разу...
Тематический проект на тему "Человеку друг огонь – только ты его не тронь!"
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Человек и природа»
экологический проект...
Познавательно – исследовательский проект на тему «Человек и его органы чувств»
Познавательно – исследовательский проект «Человек и его органы чувств» направлен на развитие представлений об органах чувств детей старшего дошкольного возраста. Формирования бережно...
Познавательный проект по теме "Человек"
Матералы по результатам реализации познавательного проекта по теме "Человек"...