Проект "Экспериментирование с водой"
проект по окружающему миру
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во 2 группе раннего возраста "Игры с водой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 106.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во 2 группе раннего возраста
«Игры с водой»
Автор проекта: Шенеман Татьяна Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории
с.Турочак, 2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выгодский.
Вид проекта: опытно – экспериментальный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца)
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, родители, педагоги группы.
Девиз проекта: «Ребенок рождается исследователем»
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.
Общие сведения о ДОУ
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.
Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».
Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00.
Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.
В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.
Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Постановка проблемы
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Только удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Актуальность темы проекта
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Деятельность реализуется в разных формах:
самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;
совместная деятельность – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Опытно – исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
Цель проекта: развитие познавательного интереса у детей 2-3 лет через экспериментирование с водой.
Задачи для достижения поставленной цели:
Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Практическая значимость проекта состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на улучшение качества семейного воспитания.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Составление проекта.
Подготовка к реализации проекта.
Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.
2. Практический этап
Проведение опытов с водой.
Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»
Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»
Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».
3. Заключительный этап
Итоговое занятие «Вода и ее свойства»
Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта
Ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;
У ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Приложение 1
Опыты.
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Опыт №5: «Вода – растворитель».
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт №6: «Вода – растворитель».
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Дети: Горячий.
Воспитатель: Какая в нем вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Опыт №8: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода ). Вода имеет вес.
Опыт №9 «Тонет – не тонет»
Сюрпризный момент – появление куклы Маши (с грязным лицом, руками и мячиком в руках)
Воспитатель с детьми приветствуют куклу и интересуются, почему она такая грязная.
К. - Я играла на улице с мячом, поэтому и испачкалась…
В. - Давай-ка мы тебя помоем.
Воспитатель ставит таз с водой на стол и моет куклу. Когда Маша помылась – она развеселилась, стала играть с мячом и уронила его в таз с водой.
К. - Ой, сейчас мой мячик утонет! (испугалась Маша) Заглянула в таз ….
К. - Смотрите, смотрите, где мой мячик! (подзывает детей посмотреть на мяч)
В. - Что произошло? (о.д.) Что делает мячик? (о.д.)
К. - Не утонул мяч, плавает!
В. - Почему? (предположения детей)
- Как вы думаете, все ли предметы могут плавать? (предположения детей)
В. - Давайте проверим.
Дети берут мячи, пластмассовые шарики, кладут их в воду и убеждаются, что они не тонут.
В. – Ну что, утонули мячи? (о.д.)
Физминутка: «Ваня шёл, шёл, шёл…»
Катя быстро хватает камушек и кидает его в таз.
К. - А камушек… (утонул) Значит не все предметы могут плавать?
Опыт №2
В. – Давайте проверим…
Воспитатель ставит ещё один таз с водой и предлагает ребёнку бросить в воду металлический предмет и понаблюдать.
- Что произошло теперь? (о.д.) Где ложка? (о.д.) Почему? (предположения детей)
Аналогично провести опыты с деревом, пластмассой, резиновой игрушкой и металлическими предметами. Каждый раз дети отмечают, что происходит с предметом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...
Краткосрочный проект по экспериментированию с водой
Краткосрочный проект по экспериментированию с водойСтаршая группа «Колокольчики»...
Проект в первой младшей группе по экспериментированию «Волшебница-вода»
В ходе реализации проекта дети приобретут знания: о воде и её свойствах, о выпадение различных видах осадков;начнут проявлять интерес к экспериментальной деятельности и мыслительные способности....
Проект: "Наши зимние забавы и экспериментирование с водой"
Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы. Познакомить детей со свойствами воды. Дать расширенное представление о свойствах льда...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...
Проект - Экспериментирование с водой "Цветные льдинки".
Зимняя пора- это отличная возможность, чтобы наглядно познакомить детей со свойством воды превращаться в лед и обратно в воду....
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Водичка, водичка» в группе раннего возраста...