Перспективный план самообразования на 5 лет по теме "Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
«План по самообразованию педагога»
Елаковой Натальи Геннадьевны
(Ф.И.О. педагога)
первая категория
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Раздел плана | Срок | Содержание работы | Практические выходы |
2016-2017 учебный год | |||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2016г. | Планирование работы по самообразованию. определение содержания работы по самообразованию; | Составление плана |
Октябрь 2016г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рыжова.Н.А. Наш дом природа.. | Папка-передвижка «Ребенок и природа» | |
Ноябрь 2016г. | Создание экологического уголка родного края. Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала) | Выставка: «Ягоды - дары природы» | |
Декабрь 2016г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2017г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!» | |
Февраль 2017г. | Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду». | |
Март 2017г. | Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка, и золотой одуванчик» | Сбор гербария. | |
Апрель 2017г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. | Картотека дидактических игр для детей младшей группе группы | |
Май 2017г. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
2017-2018 учебный год | |||
Разработать конспект НОД по экологии Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2017г. | Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре» |
Октябрь 2017г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» | |
Ноябрь 2017г. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.) | Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары природы» Мастер-класс для детей и родителей «Лебединое озеро» | |
Декабрь 2017г. | Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование ИКТ Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их | |
Январь 2018г. | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края» | Картотека «Труд в природе» Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края» | |
Февраль 2018г. | Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д. | Папка-передвижка «Природа - общий дом» Создание картотеки | |
Март 2018 г. | КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Изготовление дидактических игр по экологии. | |
Апрель 2018г. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними. Работа с педагогами | Совместное создание в группе огорода на подоконнике Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду. | |
Май 2018г. | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | |
Июнь 2018г. | Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». | Изготовление папки. | |
2018-2019 учебный год | |||
Изучение методической литературы Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. Использование ИКТ | Сентябрь 2018г | Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО. «Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева | Составление плана |
Октябрь 2018г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего возраста. | Привлечь к изготовлению игр родителей | |
Ноябрь 2018г. | Экологический КВН «Знатоки природы» цель:повышение экологической компетенции педагогов МБ ДОУ , подготовка атрибутов | Проведение по плану | |
Декабрь 2018г. | Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для НДО | Изготовление материала. | |
Январь 2019г. | Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету» | Привлечь к участию родителей. | |
Февраль 2019г. | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» для детей старшего возраста | Составить картотеку из 15 карточек | |
Март 2019г. | Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» | ||
Апрель 2019 г. | Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала | Организовать выставку | |
Май 2019г | Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | |
2019 – 2020 учебный год | |||
Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Сентябрь 2019г. | Наглядные материалы. Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на клумбе. Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Папка-передвижка «Забавные истории о добрых животных» |
Октябрь 2019г. | Непосредственная образовательная деятельность. «Наш друг – природа». | Проведение по плану | |
Ноябрь 2019г. | Выставка поделок из природного материала. | Выставка, оформление. Привлечь родителей. | |
Декабрь 2019г. | Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А. Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» ( Интегрированное занятие) 2006г. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2020г. | Экологическая викторина «Почемучки» | Использование ИКТ Показ презентаций о мире животных. Использование DVD дисков в работе вне занятий. | |
Февраль 2020г. | Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений. | Изготовление картотек : прогулок, дидактических игр. | |
Март 2020г. | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Изготовление альбомов | |
Апрель 2020г. | Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников | Консультации для родителей. | |
Май 2020г. | Оформление папки с результатами новых разработок | Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». Оформление папки передвижки «Наши результаты» |
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и бережно к ней относиться.
Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш - дом природа». Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой, в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе -дать детям знания; привить любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.
Использую различные средства формирования экологической культуры - это натуральные объекты дети разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы. Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия - незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового материала.
Широко применяю ИКТ и на занятиях даю детям возможность сравнить, проанализировать, использовать имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание всего живого.
Использую наиболее эффективный прием - фотонаблюдение за объектами природы. Детям очень нравится фиксировать увиденное.Для стимулирования познавательной активности детей использую во время занятий экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. На экскурсиях дети обычно наблюдают, экспериментируют и проявляют любознательность.
Природа представляет разнообразные возможностидля развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности.
Для того, чтобы увидеть результат экологических знаний у детей разработала комплекс авторских игр по рекомендации Н.А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Игра «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра «Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры » Расскажи, где мы живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.
Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все, что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру родного края. Работа по воспитанию у детей экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.
Список использованной литературы
1.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
3.Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;
4.Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева«От рождения до школы»;
5. С.Н. Николаева«Юный эколог»;
6. П.Г. Сумарокова«Мир природы и ребенок»;
7. Э.Э. Баранникова«Я познаю мир»;
8. Л.П. Молотова«Игровые экологические занятия с детьми»;
9. А.Н. Бондаренко«Дидактические игры в детском саду»;
10. Т.С Комарова«ИЗО в детском саду»;
11. Авторская программа Каменевой Н.Е.«Божья коровка»;
12.С.Н. Николаева«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
14.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...
Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...
Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.
Актуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного ...
Перспективный план по самообразованию "Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности"
Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники ...
"Патриотическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"
В материале очерчен круг задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Также предложена их реализация в процессе всех видов игровой деятельности детей....
«Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жаргал»План по самообразованию воспитателяМархасаевой Нины ВладимировнаТема: «Экологическое во...