Перспективный план самообразования на 5 лет по теме "Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Елакова Наталья Геннадьевна

Экологическое воспитание дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казани

«План по самообразованию педагога»

Елаковой Натальи Геннадьевны

(Ф.И.О. педагога)

первая категория

 

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2016-2017 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2016г.

Планирование работы по самообразованию.

 определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление плана

Октябрь

2016г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Рыжова.Н.А. Наш дом природа..

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2016г.

Создание экологического уголка родного края.

Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Ягоды - дары природы»

Декабрь

2016г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2017г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Стенгазета со стихами  и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2017г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2017г.

Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка,  и золотой одуванчик»

Сбор  гербария.

Апрель

2017г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей младшей группе  группы

Май

2017г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2017-2018 учебный год

Разработать конспект НОД по экологии

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2017г.

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре»

Октябрь

2017г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Ноябрь

2017г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.)

Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары природы» Мастер-класс для детей и родителей «Лебединое озеро»

Декабрь

2017г.

Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование ИКТ  Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2018г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме  «Труд в природе»

Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края»

Картотека «Труд в природе»

Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего края»

Февраль

2018г.

Подбор материала  для  оформления  картотеки  по темам:  «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы  луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Создание картотеки

Март

2018 г.

 КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Изготовление дидактических игр по экологии.

Апрель

2018г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Работа с педагогами

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду.

Май

2018г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Июнь

2018г.

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Изготовление  папки.

2018-2019 учебный год

Изучение методической литературы

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Использование ИКТ

Сентябрь

2018г

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные  технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Составление  плана

Октябрь

2018г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии, для детей старшего возраста.

Привлечь к изготовлению игр родителей

Ноябрь

2018г.

Экологический КВН «Знатоки природы» цель:повышение экологической   компетенции  педагогов  МБ  ДОУ , подготовка атрибутов

Проведение  по плану

Декабрь

2018г.

Наглядный материал. Изготовление демонстрационного  и раздаточного материала для НДО

Изготовление материала.

Январь

2019г.

Конкурс «Экологические акции в ДОУ.  Приведи в порядок свою планету»

Привлечь к участию родителей.

Февраль

2019г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»  для детей старшего возраста

Составить картотеку из 15 карточек

Март

2019г.

Изучение  научно – методической  литературы: О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Апрель

2019 г.

Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала

Организовать выставку

Май

2019г

Привлечь  родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

2019 – 2020 учебный год

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Сентябрь

2019г.

Наглядные материалы.  Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на клумбе.

Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Папка-передвижка «Забавные истории о добрых животных»

Октябрь

2019г.

Непосредственная образовательная деятельность.

«Наш друг – природа».

Проведение  по плану

Ноябрь

2019г.

Выставка поделок из природного материала.

Выставка, оформление. Привлечь родителей.

Декабрь

2019г.

Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А. Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» ( Интегрированное занятие) 2006г.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2020г.

Экологическая  викторина «Почемучки»

Использование ИКТ  Показ презентаций  о мире животных. Использование DVD дисков в работе   вне  занятий.

Февраль

2020г.

Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление  картотеки прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий развлечений.

Изготовление  картотек : прогулок, дидактических игр.

Март

2020г.

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями

Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Изготовление альбомов

Апрель

2020г.

Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников

Консультации для родителей.

Май

2020г.

Оформление папки с результатами новых разработок

Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг нас». Оформление папки передвижки «Наши результаты»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и бережно к ней относиться.

Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного создания, а также практические умения.

Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш - дом природа». Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой, в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе -дать детям знания; привить любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.

Использую различные средства формирования экологической культуры - это натуральные объекты дети разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы. Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия - незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового материала.

Широко применяю ИКТ и на занятиях даю детям возможность сравнить, проанализировать, использовать имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание всего живого.

Использую наиболее эффективный прием - фотонаблюдение за объектами природы. Детям очень нравится фиксировать увиденное.Для стимулирования познавательной активности детей использую во время занятий экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. На экскурсиях дети обычно наблюдают, экспериментируют и проявляют любознательность.

Природа представляет разнообразные возможностидля развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности.

Для того, чтобы увидеть результат экологических знаний у детей разработала комплекс авторских игр по рекомендации Н.А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Игра  «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра «Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры » Расскажи, где мы живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.

Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все, что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру родного края. Работа по воспитанию у детей экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.

Список использованной литературы

1.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

3.Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;

4.Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева«От рождения до школы»;

5. С.Н. Николаева«Юный эколог»;

6. П.Г. Сумарокова«Мир природы и ребенок»;

7. Э.Э. Баранникова«Я познаю мир»;

8. Л.П. Молотова«Игровые экологические занятия с детьми»;

9. А.Н. Бондаренко«Дидактические игры в детском саду»;

10. Т.С Комарова«ИЗО в детском саду»;

11. Авторская программа Каменевой Н.Е.«Божья коровка»;

12.С.Н. Николаева«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;

14.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;

15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.

           Актуальным в дошкольном образовании является  система непрерывного  и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного ...

Перспективный план по самообразованию "Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности"

Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники ...

"Патриотическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"

В материале очерчен круг задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Также предложена их реализация в процессе всех видов игровой деятельности детей....

«Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жаргал»План по самообразованию воспитателяМархасаевой Нины ВладимировнаТема: «Экологическое во...