Перспективный план по самообразованию "Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности"
методическая разработка
Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.
Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.
Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_5-7_let.docx | 393.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Ф.А. Сохин
Тема самообразования: "Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности"
Актуальность темы: Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.
Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.
Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Цель:
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучить методической литературы по данной теме
2. Создать «Педагогическую копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовить папки-передвижки
5. Распространить педагогический опыта по теме самообразования.
Ожидаемый результат:
- Обогащение словарного запаса детей
- Во влечение родителей в развитие детей
- Пополнение методической копилки
- Обогащение опыта по проблемной тематике.
Методы работы
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Принципы
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 5-7 лет;
- Семьи детей посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада;
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь | Изучение методической литературы по теме:
|
3 | Анализ литературы | В течение года | Ведение тетради по самообразованию |
Практический этап | |||
1. | Сбор материала для педагогической копилки. | В течение года | Папка –копилка, сайт воспитателя. 2. Картотека игр-рифмовок 3.Картотека логопедических пятиминуток 4.Картотека речевых игр с мячом 5. Цветные картотеки дидактических игр для развития речи по лексическим темам. 6.Настольная дидактическая игра «Прочитай по первым буквам» 7.Картотека словесных игр |
2. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | Октябрь – Май | 1.Проведение диагностики речи детей 2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку) 3. открытые занятия : «На лесной поляне», «Путешествие в страну знаний» 4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня. 5. Использование лэпбука: «Речь» в малых группах или индивидуальных занятиях в свободное время. 6. Квест-игра «По дорогам сказок» 7.использование интерактивных игр для обучения чтению (4 игры на образование слогов) 8.Использование настольных игр «Мои, моё», «Путаница», «Найди букву» 9. Использование альбомов-почемучек: «Где растет хлеб?», «Зачем кошкам усы?», «Что скрывается за пределами неба?», «Что такое нефть?», «Что такое отражение?» 10.Использование кругов Луллия на изучение буков и звуков (4 пары) |
3. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание. | Октябрь – Май | 1.Оформление речевого уголка 2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников. 3. Совместное изготовление лэпбука на тему «Речь» 4. Консультация для родителей: «По дороге в детский сад» 5. Родительское собрание «Путешествие в страну «Речевичок»» 6. Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи» 7.Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в играх» |
Рефлексия | |||
1 | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1.Выступение на пед совете «Волшебные круги Луллия» (доклад, презентация и буклет) 2.Отчёт по теме самообразования. 3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май). 4. Публикация в газете местного значения 5)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет: https://www.youtube.com/watch?v=iyf-zt8TnYY https://www.youtube.com/watch?v=rNAHtfkDpdk https://www.youtube.com/watch?v=1POJbYt69f8 6)Просмотр вебинаров в сети интернет: А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты» https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM 7)Показ открытого занятия (по плану детского сада) |
Заключение: таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»
Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...
Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год
В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
Развитие речи детей 5-7 лет посредством игровой деятельности
Самообразование...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразител...
Мастер – класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...