Мастер-класс "Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования"
проект по окружающему миру по теме

Солодовник Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования

Слайд 2

Цель: повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения проектного метода в образовательном процессе ДОУ

Теоретическая часть

Современному ДОУ необходим педагог, владеющий инновационными формами и методами образования с учетом новых направлений педагогической теории и практики.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
  • Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
  • Составление плана-схемы проекта
  • Сбор, накопление материала
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности
  • Домашние задания для сам. выполнения
  • Презентация проекта, открытое занятие

Слайд 3

Основные этапы метода проектов

  • Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  • Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  • Выполнение проекта – практическая часть.
  • Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Слайд 4

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 5

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

  Слайд 6

  Моделирование

Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, практический метод обучения.

Заключается он в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей.

Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

     

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

  • развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
  • учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
  • наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
  • способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника

Слайд 7,8

Модель  это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

В ДОУ используются следующие виды моделей:

Слайд 9

  • предметная   модель -   вид   физической   конструкции   предмета, аналогична   предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей   в   пространстве;

Слайд 10

  • предметно-схематическая модель - выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;

Слайд 11

  • графические модели - обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).

Слайд 12

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности:

  • в математическом развитии детей (логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера;
  • в ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей» (мнемотаблицы, мнемодорожки);
  • в экологическом воспитании детей (для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы, карточки – модели, схемы – модели);
  • в изобразительной деятельности (технологические карты, алгоритмы выполнения работы);
  • в ознакомлении с окружающим (создание модели под названием «структура трудового процесса»).

Использование детского моделирования в проектной деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.  

Уникальность применения детского моделирования в проектной деятельности заключается в том, что он способствует разностороннему развитию ребёнка. Исследовательская активность активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов, создание детьми разноплановых моделей как конечный итог.

Новые знания, получаемые в ходе реализации проектов, дети активно используют в повседневной жизни. Такие знания запоминаются, становятся опытом, их можно развивать и добиваться более серьезных результатов.

Слайд 13

Материал из опыта работы

         Использование детского моделирование нашло отражение и в реализованном проекте нашей группы «На геолога учись! Открой земли секреты!»

Цель проекта:

создание условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых, через «погружение» в практические ситуации

         Задачи:

  • познакомить детей с профессией геолога;
  • способствовать развитию умений вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты;
  • обогатить знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);
  • закрепить умение ориентироваться по карте, по компасу;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • активизировать внимание и речь детей;
  • установить партнерские отношения между всеми участниками  образовательного процесса;
    воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.

Слайд 14

Реализация проекта:

  • сбор информации: беседы с детьми и взрослыми, чтение и просмотр литературы, презентации, фото, фильмов и иллюстраций, составление рассказов о профессии геолога (предметно-схематическая модель);
  • рассматривание коллекции природных экспонатов;
  • исследовательская деятельность: выращивание кристаллов соли (предметно-схематическая модель);

Слайд 15, 16

  • сюжетно – ролевая игра «Мы геологи»;
  • изготовление макета «Уральские горы» (предметная модель);
  • погружение в практические ситуации «Геологи собираемся в поход», «Наша команда сильнее всех»;
  • просмотр мультфильмов по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;
  • составление маршрута выходного дня в музейно –выставочный комплекс;
  • составление образовательного маршрута в сети интернет «Я геолог», для совместной деятельности взрослых и детей (интерактивная школа для родителей «Для наших любимых мам и пап!»)
  • выставка совместного творчества детей и родителей.

Слайд 17

Результаты (у дошкольников):

  • сформированы знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной профессии по изучению недр Земли;
  • имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия;
  • проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • переносят полученные знания в предметное моделирование (создание макета – модели «Уральские горы», презентации «Профессия - геолог»)
  • полученные знания используют в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).

     

Слайд 18, 19

Практическая часть мастер класса

  • Изготовление настольной дидактической игры «Профессии»
  • Разработка предметно-схематической модели по составлению рассказа «Профессии»
  • Составление рассказа о профессии по предметно-схематической модели

Изготовление дидактической настольной игры «Профессии»

для детей 4-7 лет

Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях людей

Ход игры: Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные сундучки, людей разных профессий, но они пусты, все инструменты перепутаны, и люди не могут работать. Раздать детям по сундучку. Затем взрослый приглашает по одному участнику к своему столу (можно всем сесть за круглый стол). Тот берет карточку и называет, что на ней изображено. Остальные дети должны назвать кому, этот предмет нужен для работы, положить его в сундучок. Если дети затрудняются ответить, объяснить, что это и с детьми, вспомнить, где видели такого работника.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое пре...

мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"

Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - к...

Речь - как один из видов детской деятельности: мотив, цель, содержание, способы и результативность деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Проблема необходимости раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка. Причины задержки речевого развития детей раннего возраста....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

«Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей».

laquo;Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей»....

Конспект НОД в старшей группе "Театрализованная деятельность, как один из способов развития речи детей дошкольного возраста"

20.02.2019 года в детском саду проходило РМО воспитателей по теме "Игровые технологии в развитии речи дошкольников". Мною было дано открытое занятие "Театрализованная деятельность,как о...