Мастер-класс "Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования"
проект по окружающему миру по теме
Мастер-класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования
Слайд 2
Цель: повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения проектного метода в образовательном процессе ДОУ
Теоретическая часть
Современному ДОУ необходим педагог, владеющий инновационными формами и методами образования с учетом новых направлений педагогической теории и практики.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
- Составление плана-схемы проекта
- Сбор, накопление материала
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности
- Домашние задания для сам. выполнения
- Презентация проекта, открытое занятие
Слайд 3
Основные этапы метода проектов
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Слайд 4
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Слайд 5
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Слайд 6
Моделирование
Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, практический метод обучения.
Заключается он в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей.
Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника
Слайд 7,8
Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.
В ДОУ используются следующие виды моделей:
Слайд 9
- предметная модель - вид физической конструкции предмета, аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве;
Слайд 10
- предметно-схематическая модель - выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;
Слайд 11
- графические модели - обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Слайд 12
Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности:
- в математическом развитии детей (логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера;
- в ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей» (мнемотаблицы, мнемодорожки);
- в экологическом воспитании детей (для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы, карточки – модели, схемы – модели);
- в изобразительной деятельности (технологические карты, алгоритмы выполнения работы);
- в ознакомлении с окружающим (создание модели под названием «структура трудового процесса»).
Использование детского моделирования в проектной деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Уникальность применения детского моделирования в проектной деятельности заключается в том, что он способствует разностороннему развитию ребёнка. Исследовательская активность активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов, создание детьми разноплановых моделей как конечный итог.
Новые знания, получаемые в ходе реализации проектов, дети активно используют в повседневной жизни. Такие знания запоминаются, становятся опытом, их можно развивать и добиваться более серьезных результатов.
Слайд 13
Материал из опыта работы
Использование детского моделирование нашло отражение и в реализованном проекте нашей группы «На геолога учись! Открой земли секреты!»
Цель проекта:
создание условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых, через «погружение» в практические ситуации
Задачи:
- познакомить детей с профессией геолога;
- способствовать развитию умений вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты;
- обогатить знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);
- закрепить умение ориентироваться по карте, по компасу;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- активизировать внимание и речь детей;
- установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса;
воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.
Слайд 14
Реализация проекта:
- сбор информации: беседы с детьми и взрослыми, чтение и просмотр литературы, презентации, фото, фильмов и иллюстраций, составление рассказов о профессии геолога (предметно-схематическая модель);
- рассматривание коллекции природных экспонатов;
- исследовательская деятельность: выращивание кристаллов соли (предметно-схематическая модель);
Слайд 15, 16
- сюжетно – ролевая игра «Мы геологи»;
- изготовление макета «Уральские горы» (предметная модель);
- погружение в практические ситуации «Геологи собираемся в поход», «Наша команда сильнее всех»;
- просмотр мультфильмов по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;
- составление маршрута выходного дня в музейно –выставочный комплекс;
- составление образовательного маршрута в сети интернет «Я геолог», для совместной деятельности взрослых и детей (интерактивная школа для родителей «Для наших любимых мам и пап!»)
- выставка совместного творчества детей и родителей.
Слайд 17
Результаты (у дошкольников):
- сформированы знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной профессии по изучению недр Земли;
- имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия;
- проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- переносят полученные знания в предметное моделирование (создание макета – модели «Уральские горы», презентации «Профессия - геолог»)
- полученные знания используют в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).
Слайд 18, 19
Практическая часть мастер класса
- Изготовление настольной дидактической игры «Профессии»
- Разработка предметно-схематической модели по составлению рассказа «Профессии»
- Составление рассказа о профессии по предметно-схематической модели
Изготовление дидактической настольной игры «Профессии»
для детей 4-7 лет
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях людей
Ход игры: Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные сундучки, людей разных профессий, но они пусты, все инструменты перепутаны, и люди не могут работать. Раздать детям по сундучку. Затем взрослый приглашает по одному участнику к своему столу (можно всем сесть за круглый стол). Тот берет карточку и называет, что на ней изображено. Остальные дети должны назвать кому, этот предмет нужен для работы, положить его в сундучок. Если дети затрудняются ответить, объяснить, что это и с детьми, вспомнить, где видели такого работника.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».
Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое пре...
мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"
Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - к...
Речь - как один из видов детской деятельности: мотив, цель, содержание, способы и результативность деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Проблема необходимости раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка. Причины задержки речевого развития детей раннего возраста....
Танцевально – ритмическая деятельность, как один из способов развития творческих способностей у дошкольников.
РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОКТЯБРЬ 2020 год...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
«Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей».
laquo;Использование техники плетения из газетных трубочек в рамках кружковой деятельности как один из способов взаимодополнения и реализации задач пяти образовательных областей»....
Конспект НОД в старшей группе "Театрализованная деятельность, как один из способов развития речи детей дошкольного возраста"
20.02.2019 года в детском саду проходило РМО воспитателей по теме "Игровые технологии в развитии речи дошкольников". Мною было дано открытое занятие "Театрализованная деятельность,как о...