«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как один из способов развития детской инициативы» опыт работы
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г Петушки.
«Организация познавательно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
как один из способов развития детской инициативы»
Воспитатель:
Есева Юлия Михайловна
Петушки
2024 г.
Содержание
1 | Условия возникновения опыта | 5 |
2 | Актуальность и перспективность опыта | 6 |
3 | Практическая значимость опыта | 9 |
4 | Ведущая педагогическая идея опыта | 9 |
5 6 | Теоретическая база опыта Новизна опыта | 9 12 |
7 | Технология описания опыта | 12 |
8 | Результативность опыта | 16 |
9 | Адресная направленность опыта | 17 |
10 | Библиографический список | 17 |
Приложения | 20 | |
Приложение № 1 Диагностические материалы для выявления уровня инициативы и познавательной активности дошкольников. | 20 | |
Приложение № 2 Перспективное планирование по познавательно - экспериментальной деятельности. | 25 | |
Приложение №3 Картотеки опытов и экспериментов по направлениям живая и неживая природа. | 53 | |
Приложение № 4 Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | 82 | |
Приложение №5 Конспект родительского собрания «Экспериментирование в семье». | 92 | |
Прложение№6 Анкета «Детское экспериментирование в семье» | 99 | |
Приложение №7 Конспекты образовательной деятельности с дошкольниками. | 100 | |
Приложение№8 Картотека игр по экспериментированию в домашних условиях. Приложение №9 Результаты исследования уровняразвития познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования на итоговом этапе опыта работы. Приложение №10 Фотопрезентация опыта работы. | 116 124 126 |
- Условия возникновения и становления опыта
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Существует социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы исамостоятельности, в частности, отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и других;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время в образовательном процессе реализуются далеко не все возможности, заложенные в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Данный опыт работы был сформирован и апробировался в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» г. Петушки в старшей группе.
- Актуальность и перспективность опыта
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде», можно сделать вывод о необходимости увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования и обновленного Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы дошкольного образования (к концу дошкольного возраста:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать;
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе экспериментирования наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Познавательно-экспериментальная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. В этой связи использование экспериментальной деятельности способствует не только совершенствованию познавательной сферы дошкольников, но является весьма актуальной в развитии детской инициативы.
- Практическая значимость опыта
Данный опыт представляет собой разработку педагогической системы развития детской инициативы и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
- Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для развития детской инициативы и познавательной активности у детей старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности педагога с детьми.
- Теоретическая база опыта
Нормативно-правовой основой данного опыта являются:
- Федеральный закон от 29декабря2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации (pravo.gov.ru);
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru);
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 — Редакция от 08.11.2022 — Контур.Норматив (kontur.ru);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru).
Теоретико-методологической основой данного опыта являются разработки педагогов и психологов:
- концепция целостного развития личности и возрастной периодизации (А.В. Петровский);
- педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).
- в области психологии разработки С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова, В.С Юркевича;
- в области педагогики - Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности. В работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
В данном опыте используются следующие понятии и термины: познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Экспериме́нт - (от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам, как правило полагаются на повторяемую процедуру и логический анализ результатов. К экспериментам также относят и естественные исследования — действия, направленные на удовлетворения любопытства.
Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддьяков).
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что экспериментирование является эффективным способом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста и предпосылкой формирования готовности ребенка к обучению в школе.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
- Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов организации познавательно-экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие детской инициативы.
- Технология описания опыта
Цель данного педагогического опыта: повышение уровня сформированностидетской инициативы посредством познавательно -экспериментальной деятельности.
Для достижения планируемого результата были определены следующие задачи:
- Создать условия для познавательно-экспериментальной деятельности детей (организация в группе центра экспериментирования «Детская лаборатория»);
- Разработать картотеку опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста по двум направлениям: живая природа, неживая природа.
- Разработать план совместной образовательной деятельности по организации познавательно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
- Организовать сотрудничество с родителями детей в части развития у детей инициативы и познавательной активности.
Работа осуществлялась в три этапа:
1 этап – подготовительный этап.
2 этап - формирующий этап, состоит в применении системы работы по повышению уровня сформированности детской инициативы дошкольников посредством познавательно-экспериментальной деятельности.
3 этап - итоговый этап, заключается в повторной диагностике дошкольников, сравнении уровней познавательной активности и сформированности детской инициативы и интерпретации полученных результатов.
I этап– подготовительный.
Основные задачи, которые стоят перед первым этапом: начальная диагностика уровня развития познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования; составление плана совместной образовательной деятельности воспитателя и детей; разработка картотеки опытов и экспериментов по двум направлениям: живая и неживая природа; организация и оснащение в группе центра экспериментирования.
Для выявления уровня познавательной активности дошкольников были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.) (приложение №1);
-диагностическая проективная методика «Древо желаний» (B.C. Юркевич) (приложение №1).
Полученные результаты начальной диагностики развитияпознавательной активности дошкольников на подготовительном этапе опытной работы занесены в таблицу 1 и представлены в виде диаграммы. (Приложение №1).По результатам диагностикибыла выявлена проблема низкого уровня развития познавательной активности детей дошкольного возраста (50%), что поставила нас перед необходимостью выбора эффективного способа решения данной проблемы. Для этого было проведено исследование на определение предпочитаемого вида деятельности по методике Л.Н. Прохоровой (приложение №1). Проанализировав результаты, выявили, что детское экспериментирование является наиболее предпочитаемым видом деятельности для детей.
II этап – формирующий.
Изучив результаты диагностики, психолого-педагогическую литературу по детскому экспериментированию разработали перспективное планирование по экспериментальной деятельности (приложение№2). Данное планирование рассчитано на 2 года (средний – старший дошкольный возраст). Разработка планирования рамочная. В каждом месяце выделены блоки: «Альбом наблюдений в уголке природы, с зарисовкой нового, интересного», «Наблюдения в живой природе», «Наблюдения в неживой природе», «Экспериментирование».
Работа по экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:
− живая природа(характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
Все темы усложняются в зависимости от возрастной группы по содержанию, по задачам, способам их реализации. Картотеки опытов и экспериментов представлены в приложении №5.
Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям.
Для организации экспериментальной деятельности в группе оборудована «Детская лаборатория», в которой юные исследователи проводят опыты. Опыты проводятся под руководством педагога и самостоятельно детьми. Все материалы находятся в доступном для детей месте, в достаточном количестве, а также отвечают требованиям безопасности.
Цель организации центра экспериментирования в группе детского сада — создание условий для детского экспериментирования как средства развития детской инициативы и познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка и способности к исследовательскому типу мышления.
В центре экспериментирования «Детская лаборатория» выделено место для:
- приборов (телескоп, микроскопы, магниты, зеркала, электронные конструктора, весы, безмены и др.);
- хранения материалов (открытые полки на стеллажах, контейнеры);
- проведения опытов;
- неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Виды деятельности:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей (под присмотром взрослого).
Формы работы с детьми:
- ОД (приложения №9,№10);
- эксперименты;
- беседы;
- наблюдение и труд;
- работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть:
- индивидуальная,
- групповая (с подгруппой),
- фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Поэтому ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа с родителями включает в себя:
- консультации и индивидуальные беседы (приложение №6);
- родительские собрания(приложение №7);
- анкетирование (приложение №8);
- разработка картотеки простейших опытов, которые можно провести в домашних условиях(приложение №11);
- совместное создание предметно-развивающей среды (помощь в оснащении центра экспериментирования в группе).
III этап–итоговый.
Основные задачи третьего этапа: проведение повторной диагностики уровняразвития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования, интерпретации полученных результатов.
Для выявления уровня развития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников были использованы те же методики, что и на подготовительном этапе опытной работы.Полученные результаты представлены в таблице №3 и в виде диаграммы №2 (Приложение 3).
- Результативность опыта
С целью выявления уровня развития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования использовалась методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.), диагностическая проективная методика «Древо желаний» (B.C. Юркевич).
С целью определения эффективности экспериментальной деятельности для развития детской инициативы и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, было проведено повторное диагностическое исследование, таблица №2, диаграмма №2 (Приложение №9)
Сравнительный анализ, диаграмма №3 (Приложение №9), данных позволяет сделать вывод об эффективности использования экспериментальной деятельности в работе по развитию детской инициативы и познавательной активности детей. В ходе наблюдения было замечено, что дети стали легче включаться в поисково-исследовательскую деятельность, процесс мотивации к образовательной деятельности познавательного характера стал занимать намного меньше времени, ребята стали проявлять инициативу в расширении своих представлений в той или иной теме. Применение тематического планирования по экспериментальной деятельности показал положительную динамику формирования познавательных способностей и активности дошкольников, развития у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, за период работы над опытом у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности инициативы и познавательной активности в процессе экспериментирования. Также у детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания (произвольности и устойчивости), памяти (представление), восприятия (формы, величины), речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
- Адресная направленность
Обобщенные материалы из моего опыта работы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике организации деятельности детей дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности, инициативы и самостоятельности.
10. Библиографический список
1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009 год.
2.В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5.Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6.А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
7. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
8. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
9. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
13. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
14. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...

Способы развития детской инициативы и самостоятельной культуры практик
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать ...

«Использование современных образовательных технологий в процессе познавательно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
экспериментальная деятельность в ДОО...