«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как один из способов развития детской инициативы» опыт работы
опыты и эксперименты (старшая группа)

Юлия Михайловна Есева

Опыт работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx951.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» г Петушки.

«Организация познавательно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

как один из способов развития детской инициативы»

Воспитатель:

Есева Юлия Михайловна

Петушки

2024 г.

Содержание

1

Условия возникновения опыта

5

2

Актуальность и перспективность опыта

6

3

Практическая значимость опыта

9

4

Ведущая педагогическая идея опыта

9

5

6

Теоретическая база опыта

Новизна опыта

9

12

7

Технология описания опыта

12

8

Результативность опыта

16

9

Адресная направленность опыта

17

10

Библиографический список

17

Приложения

20

Приложение № 1

Диагностические материалы для выявления уровня инициативы и познавательной активности дошкольников.

20

Приложение № 2

Перспективное планирование по познавательно - экспериментальной деятельности.

25

Приложение №3

Картотеки опытов и экспериментов по направлениям живая и неживая природа.

53

Приложение № 4

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

82

Приложение №5

Конспект родительского собрания «Экспериментирование в семье».

92

Прложение№6

Анкета «Детское экспериментирование в семье»

99

Приложение №7

Конспекты образовательной деятельности с дошкольниками.

100

Приложение№8

Картотека игр по экспериментированию в домашних условиях.

Приложение №9

Результаты исследования уровняразвития познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования на итоговом этапе опыта работы.

Приложение №10

Фотопрезентация опыта работы.

116

124

126

  1. Условия возникновения и становления опыта

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Существует социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы исамостоятельности, в частности, отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время в образовательном процессе реализуются далеко не все возможности, заложенные в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.                          

Данный опыт работы был сформирован и апробировался в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» г. Петушки в старшей группе.

  1. Актуальность и перспективность опыта

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде», можно сделать вывод о необходимости увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования и обновленного Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы дошкольного образования (к концу дошкольного возраста:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать;

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности познавательной, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В процессе экспериментирования наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Познавательно-экспериментальная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. В этой связи использование экспериментальной деятельности способствует не только совершенствованию познавательной сферы дошкольников, но является весьма актуальной в развитии детской инициативы.

  1. Практическая значимость опыта

Данный опыт представляет собой разработку педагогической системы развития детской инициативы и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для развития детской инициативы и познавательной активности у детей старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности педагога с детьми.

  1. Теоретическая база опыта

Нормативно-правовой основой данного опыта являются:

Теоретико-методологической основой данного опыта являются разработки педагогов и психологов:

- концепция целостного развития личности и возрастной периодизации (А.В. Петровский);

- педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).

- в области психологии разработки С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова, В.С Юркевича;

- в области педагогики - Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности. В работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

В данном опыте используются следующие понятии и термины: познавательная активность – это развивающее, личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности дошкольника.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Экспериме́нт - (от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам, как правило полагаются на повторяемую процедуру и логический анализ результатов. К экспериментам также относят и естественные исследования — действия, направленные на удовлетворения любопытства.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддьяков).

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что экспериментирование является эффективным способом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста и предпосылкой формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

  1. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов организации познавательно-экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие детской инициативы.

  1. Технология описания опыта

Цель данного педагогического опыта: повышение уровня сформированностидетской инициативы посредством познавательно -экспериментальной деятельности.

Для достижения планируемого результата были определены следующие задачи:

  1. Создать условия для познавательно-экспериментальной деятельности детей (организация в группе центра экспериментирования «Детская лаборатория»);
  2. Разработать картотеку опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста по двум направлениям: живая природа, неживая природа.
  3. Разработать план совместной образовательной деятельности по организации познавательно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
  4. Организовать сотрудничество с родителями детей в части развития у детей инициативы и познавательной активности.

Работа осуществлялась в три этапа:

1 этап – подготовительный этап.

2 этап - формирующий этап, состоит в применении системы работы по повышению уровня сформированности детской инициативы дошкольников посредством познавательно-экспериментальной деятельности.

3 этап - итоговый этап, заключается в повторной диагностике дошкольников, сравнении уровней познавательной активности  и сформированности детской инициативы и интерпретации полученных результатов.

I этап– подготовительный.

Основные задачи, которые стоят перед первым этапом: начальная диагностика уровня развития познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования; составление плана совместной образовательной деятельности воспитателя и детей; разработка картотеки опытов и экспериментов по двум направлениям: живая и неживая природа;  организация и оснащение в группе центра экспериментирования.

Для выявления уровня познавательной активности дошкольников были использованы следующие диагностические методики:

- методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.) (приложение №1);

-диагностическая проективная методика «Древо желаний» (B.C. Юркевич) (приложение №1).

Полученные результаты начальной диагностики развитияпознавательной активности дошкольников на подготовительном этапе опытной работы занесены в таблицу 1 и представлены в виде диаграммы. (Приложение №1).По результатам диагностикибыла выявлена проблема низкого уровня развития познавательной активности детей дошкольного возраста (50%), что поставила нас перед необходимостью выбора эффективного способа решения данной проблемы. Для этого было проведено исследование на определение предпочитаемого вида деятельности по методике Л.Н. Прохоровой (приложение №1). Проанализировав результаты, выявили, что детское экспериментирование является наиболее предпочитаемым видом деятельности для детей.

II этап – формирующий.

Изучив результаты диагностики, психолого-педагогическую литературу по детскому экспериментированию разработали перспективное планирование по экспериментальной деятельности (приложение№2). Данное планирование рассчитано на 2 года (средний – старший дошкольный возраст). Разработка планирования рамочная. В каждом месяце выделены блоки: «Альбом наблюдений в уголке природы, с зарисовкой нового, интересного», «Наблюдения в живой природе», «Наблюдения в неживой природе», «Экспериментирование».

Работа по экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

− живая природа(характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

Все темы усложняются в зависимости от возрастной группы по содержанию, по задачам, способам их реализации. Картотеки опытов и экспериментов представлены в  приложении №5.

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям.

Для организации экспериментальной деятельности в группе оборудована «Детская лаборатория», в которой юные исследователи проводят опыты. Опыты проводятся под руководством педагога и самостоятельно детьми. Все материалы находятся в доступном для детей месте, в достаточном количестве, а также отвечают требованиям безопасности.

Цель организации центра экспериментирования в группе детского сада — создание условий для детского экспериментирования как средства развития детской инициативы и познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка и способности к исследовательскому типу мышления.

В центре экспериментирования «Детская лаборатория» выделено место для:

  • приборов (телескоп, микроскопы, магниты, зеркала, электронные конструктора, весы, безмены и др.);
  • хранения материалов (открытые полки на стеллажах, контейнеры);
  • проведения опытов;
  • неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Виды деятельности:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей (под присмотром взрослого).

Формы работы с детьми:

  • ОД (приложения №9,№10);
  • эксперименты;
  • беседы;
  • наблюдение и труд;
  • работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть:

  • индивидуальная,
  • групповая (с подгруппой),
  • фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Поэтому ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с родителями включает в себя:

- консультации и индивидуальные беседы (приложение №6);

- родительские собрания(приложение №7);

- анкетирование (приложение №8);

- разработка картотеки простейших опытов, которые можно провести в домашних условиях(приложение №11);

- совместное создание предметно-развивающей среды (помощь в оснащении центра экспериментирования в группе).

III этап–итоговый.

Основные задачи третьего этапа: проведение повторной диагностики уровняразвития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования, интерпретации полученных результатов.

Для выявления уровня развития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников были использованы те же методики, что и на подготовительном этапе опытной работы.Полученные результаты представлены в таблице №3 и в виде диаграммы №2 (Приложение 3).

  1. Результативность опыта

С целью выявления уровня развития детской инициативы и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования использовалась методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.), диагностическая проективная методика «Древо желаний» (B.C. Юркевич).

С целью определения эффективности экспериментальной деятельности для развития детской инициативы и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, было проведено повторное диагностическое исследование, таблица №2, диаграмма №2 (Приложение №9)

Сравнительный анализ, диаграмма №3 (Приложение №9), данных позволяет сделать вывод об эффективности использования экспериментальной деятельности в работе по развитию детской инициативы и познавательной активности детей. В ходе наблюдения было замечено, что дети стали легче включаться в поисково-исследовательскую деятельность, процесс мотивации к образовательной деятельности познавательного характера стал занимать намного меньше времени, ребята стали проявлять инициативу в расширении своих представлений в той или иной теме. Применение тематического планирования по экспериментальной деятельности показал положительную динамику формирования познавательных способностей и активности дошкольников, развития у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, за период работы над опытом у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности инициативы и познавательной активности в процессе экспериментирования. Также у детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания (произвольности и устойчивости), памяти (представление), восприятия (формы, величины), речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).

  1. Адресная направленность

Обобщенные материалы из моего опыта работы могут быть использованы педагогами дошкольного образования в практике организации деятельности детей дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности, инициативы и самостоятельности.

10. Библиографический список

1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009 год.

2.В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

5.Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»

6.А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008

7. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

8. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

9. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

13. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

14. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...

Способы развития детской инициативы и самостоятельной культуры практик

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать ...