Танцевально – ритмическая деятельность, как один из способов развития творческих способностей у дошкольников.
методическая разработка

РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОКТЯБРЬ 2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalno_-_ritmicheskaya_deyatelnost_v_detsadu.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Танцевально – ритмическая  деятельность,  как один из способов  развития творческих способностей у дошкольников.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования это необходимость использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость широкого использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ прямо определяется требованиями к результатам реализации образовательных программ, определяемыми ФГОС ДО.

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Можно смело утверждать, что современные  электронные образовательные ресурсы помогают повысить эффективность музыкального развития детей при умелом их использовании.

Применительно к музыкально, танцевально – ритмической деятельности  имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения, что помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений?

Ответ — новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:

  • непосредственной образовательной деятельности;
  • при индивидуальной работе с детьми;
  • на праздниках и развлечениях;
  • в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача:

сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей.

 Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ.

Но, несмотря на ИКТ в нашей жизни -  помните, что самое важное и эффективное это живое общение и живая музыка!

Для презентации

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкальную деятельность, заложенную природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
  • учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
  • формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

новизна моей работы заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Теория  основана на изучении методик, посвященных  развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.

  • программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»,
  • программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»,
  • публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой,
  • «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной,
  • «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой,
  • «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот,
  • «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Принципы педагогического опыта:

  1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
  2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
  3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
  4.  Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  5. Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
  6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
  7. Работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.

Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.

Список используемых источников:

  1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6- 7 лет)
  2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 52 с.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86с.
  4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот.–М.: Айрис-пресс, 2004. –68с.
  5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.
  6. Каплунова  И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
  7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68с.
  8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Метод танцевально-двигательной терапии как средство развития творческих способностей детей

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях явлется приоритетной....

«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...

«Развитие творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности»

Полезный материал из опыта работы воспитателя по  развитию творческих способностей у дошкольников, путем формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности...