Королева зима
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Воронцова Светлана Николаевна

систематизировать представления детей о зимних явлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_zime.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы  «Королева зима» для детей 5-6 лет

Цель:

      Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.

      Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам, поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывать заботливое отношение к природе.

Ход  беседы:

 Воспитатель:  Дети, я хочу с вами поиграть в игру «Времена года». Я буду показывать картинку «время года» — а вы показывать фишку нужного цвета.

 Воспитатель :  Напомните мне, какие времена года вы знаете?

 (ответы детей)

  Игра «Времена года»

   (ответ ребенка – время года, как ты определил)

 Воспитатель : Скажите, что бывает только зимой?

(мороз, снег)

Воспитатель : А кто знает загадки о зиме?

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет —

Когда это бывает?                                                                     (зима)

 Скатерть бела, весь свет одела.                                           (снег)

 Без рук без ног, а рисовать умеет.                                       (мороз)

Воспитатель : Отгадайте и мою загадку:

Бел как мел

С неба прилетел

Зиму пролежал

В землю убежал     (снег)

Воспитатель : А кто вспомнит, как начиналась зима?

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала.

А какой первый месяц зимы?

(ответ)

Воспитатель : Давайте посмотрим на календарь погоды. Всю зиму, каждый день мы с вами отмечали погоду.

А сейчас посмотрим и сравним с другими месяцами.

Открываем первую страничку – декабрь.

Воспитатель : Сколько солнечных дней?
Сколько пасмурных?
Каких больше?
Какая была погода?                             (морозная, холодная, снежная, вьюжная)

Воспитатель : А все это королева – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком.

Воспитатель : Что сделали птицы?

Собрались покричали полетели за синее море, в теплые страны.

Воспитатель : А какие птицы остались зимовать?

    (вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

Воспитатель : А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, Холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Воспитатель : Открываем календарь на второй страничке.
Какой второй месяц зимы?

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снега на дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом

В наше доме топят печки

В небо дым идет столбом.

 Воспитатель :  Все зеленое, что радовало глаз весной, летом, осенью исчезло, спряталось глубоко под снегом.

Какой снег?

   (белый, холодный, скрипучий, хрустящий)

Воспитатель : А из чего состоит снег          (ответ)

Воспитатель : А вы хотите узнать, из чего образуются снежинки?
Я прочитала об этом в одной книге, её написали учёные.

 «Высоко-высоко в небе мелькали маленькие кристаллики льда, и как только они опускались в тучу, они сразу же становились снежинками. А ещё маленькие кристаллики льда  это– водяной пар, летом он превращается в капли дождя, а зимой в снежинки».

Воспитатель : А теперь расскажите, какие бывают снежинки?
Какой формы?
 (звёздочки с шестью лучами,  цветочки с шестью лепестками, иголочки, тонкие пластинки)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

    Воспитатель : А что мы слышим в морозный денек при ходьбе? Почему?

   (под тяжестью тела ломаются лучики)

Воспитатель : Чем тише морозный, ясный денек, тем красивее снежинки. А при ветре лучики обламываются и превращаются в снежную пыль.

А если несколько снежинок прилепились друг другу- получаются хлопья снега.

Еще пуще злится зима.

Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом.

Чтение стихотворения «Морозец»

Воспитатель : Много пословиц и поговорок придумал народ о зиме.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Зимой денек, как у комара носок.

Зима без снега, лето без хлеба.

В холодном тумане встает холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.

Подойдите все к картине, посмотрите внимательно.

Показ картины «зимний лес»

Воспитатель :Что изобразил художник?

Что происходит зимой в лесу?

Воспитатель :Я начну рассказ, а вы продолжите.

Тихо. Зима. Лесная полянка покрыта снегом. На ней тихо и пусто. Кажется, все живое замерзло в такой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.                        (дети рассказывают об увиденном)

Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках.

Что происходит с деревьями?

(они стоят «отдыхают»)

А как проверить, что они не засохли?

Воспитатель :Давайте вместе с вами поставим веточки в воду. Я шла сегодня в детский сад и нашем участке нашла эти веточки – их обломал ветер.

Почему?       (они хрупкие от мороза, легко ломаются)

Что нужно любимому растению для роста, созревания?     (свет, тепло и вода)

Воспитатель :Вот и на наше веточке через некоторое время набухнут почки, раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев. Чешуйки опадут, а нежные, зеленые листочки будут расти.

Воспитатель :А кто еще живет в лесу зимой? (ответы детей)

Пуще прежнего злится зима. Испугались звери мороза?

Белка орешки и грибочки в дупле грызет.

Зайчик прыгает, кору деревьев ест.

Лиса и волк за зайчиком бегают, но никогда его не поймают, зайчик быстро бегает.              
Летом гуляет, зимой отдыхает – медведь в берлоге спит.

Очень трудно лосям, оленям, козам.
(им помогают люди)

Нет, не испугались звери мороза!

 Воспитатель :Открываем календарь на второй страничке.
Какой третий  месяц зимы? (ответ детей)

Каких дней больше?            (ясных, солнечных, морозных)

Какая погода в феврале?     (холодно, крепкий мороз по утрам, но днем солнышко не только светит, но уже и греет)

В полях покажутся первые проталинки, воробьи начинают драться и весело кричать, таскать в клювах соломку и перышки, вороны – сучки для гнезд.

Воспитатель :А на крыше, дети

Смотрите, белая морковка

За крышу ухватилась ловко

Тихонько плакала она

Роняя слезы вдоль окна.

Сильнее солнышко пригрело

И ту морковку съело.       ( Сосулька)

    Воспитатель : Злится зима  обидно ей – ни птиц, ни зверей, ни деревья не заморозила.

До рыб хочет добраться?

Что произошло с реками, озерами?       (замерзли, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла- под ледяной кровлей ей еще теплее)

Воспитатель :А кто мостик на реке мостит – без топора, без гвоздей, без клиньев и досок?              (мороз)

А какой лед?           (хрупкий, холодный. твердый, прозрачный)

Воспитатель :Ну, постой – думает зима, дойму я людей. И шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узорами стекла, а окнах, стучатся в двери и стенки.

Воспитатель :Как защитились люди от мороза?

(одели теплую одежду – пальто, шапки, валенки, затопили печки, да на зимой посмеиваются)

Воспитатель :Но обиднее всего оказалось зиме, что даже малые ребята и те ее не боятся.

(Они катаются на санках, лыжах коньках, играют в снежки)

Никто не боится – зимы.

Подведения итогов
Воспитатель:  Вы все молодцы, много о зиме и зимних явлениях знаете, но еще больше узнаете, когда придет к нам вновь зима и мы будем наблюдать и изучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (образовательная область ПОЗНАНИЕ) в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».Конспект составлен в иг...

Путешествие к Снежной королеве. Презентация к методической разработке "Зима. Зимние забавы. Звук "С"

Данный материал адресован педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) компенсирующих групп ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект НОД по теме: «Зима». «В царстве Снежной Королевы»

Цель:  расширить  знания  детей о признаках зимы через приёмы по формированию лексико-грамматической стороны речи....

" Сюрпризы Королевы Зимы"

Конспект ООД по художественно- эстетическому творчеству. Цель:  Раскрыть потенциально-творческие способности через творческий поиск, развивать художественный вкус,создавать удивительное своими ру...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Королева - зима»

Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы....

Сценарий новогоднего праздника "Встречаем Новый год с королевой Зимой"

Сценарий будет полезен воспитателям, музыальным руководителям и педагогам дополнительного образования....