Королева зима
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
систематизировать представления детей о зимних явлениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_zime.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Королева зима» для детей 5-6 лет
Цель:
Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.
Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам, поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, я хочу с вами поиграть в игру «Времена года». Я буду показывать картинку «время года» — а вы показывать фишку нужного цвета.
Воспитатель : Напомните мне, какие времена года вы знаете?
(ответы детей)
Игра «Времена года»
(ответ ребенка – время года, как ты определил)
Воспитатель : Скажите, что бывает только зимой?
(мороз, снег)
Воспитатель : А кто знает загадки о зиме?
Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет —
Когда это бывает? (зима)
Скатерть бела, весь свет одела. (снег)
Без рук без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Воспитатель : Отгадайте и мою загадку:
Бел как мел
С неба прилетел
Зиму пролежал
В землю убежал (снег)
Воспитатель : А кто вспомнит, как начиналась зима?
Стали дни короче
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
И зима настала.
А какой первый месяц зимы?
(ответ)
Воспитатель : Давайте посмотрим на календарь погоды. Всю зиму, каждый день мы с вами отмечали погоду.
А сейчас посмотрим и сравним с другими месяцами.
Открываем первую страничку – декабрь.
Воспитатель : Сколько солнечных дней?
Сколько пасмурных?
Каких больше?
Какая была погода? (морозная, холодная, снежная, вьюжная)
Воспитатель : А все это королева – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком.
Воспитатель : Что сделали птицы?
Собрались покричали полетели за синее море, в теплые страны.
Воспитатель : А какие птицы остались зимовать?
(вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)
Воспитатель : А как вы думаете, как живется птицам зимой?
(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, Холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)
Воспитатель : Открываем календарь на второй страничке.
Какой второй месяц зимы?
Открываем календарь
Начинается январь
В январе, в январе
Много снега на дворе
Снег на крыше, на крылечке
Солнце в небе голубом
В наше доме топят печки
В небо дым идет столбом.
Воспитатель : Все зеленое, что радовало глаз весной, летом, осенью исчезло, спряталось глубоко под снегом.
Какой снег?
(белый, холодный, скрипучий, хрустящий)
Воспитатель : А из чего состоит снег (ответ)
Воспитатель : А вы хотите узнать, из чего образуются снежинки?
Я прочитала об этом в одной книге, её написали учёные.
«Высоко-высоко в небе мелькали маленькие кристаллики льда, и как только они опускались в тучу, они сразу же становились снежинками. А ещё маленькие кристаллики льда это– водяной пар, летом он превращается в капли дождя, а зимой в снежинки».
Воспитатель : А теперь расскажите, какие бывают снежинки?
Какой формы?
(звёздочки с шестью лучами, цветочки с шестью лепестками, иголочки, тонкие пластинки)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Воспитатель : А что мы слышим в морозный денек при ходьбе? Почему?
(под тяжестью тела ломаются лучики)
Воспитатель : Чем тише морозный, ясный денек, тем красивее снежинки. А при ветре лучики обламываются и превращаются в снежную пыль.
А если несколько снежинок прилепились друг другу- получаются хлопья снега.
Еще пуще злится зима.
Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом.
Чтение стихотворения «Морозец»
Воспитатель : Много пословиц и поговорок придумал народ о зиме.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Солнце блестит, а мороз трещит.
Зимой денек, как у комара носок.
Зима без снега, лето без хлеба.
В холодном тумане встает холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.
Подойдите все к картине, посмотрите внимательно.
Показ картины «зимний лес»
Воспитатель :Что изобразил художник?
Что происходит зимой в лесу?
Воспитатель :Я начну рассказ, а вы продолжите.
Тихо. Зима. Лесная полянка покрыта снегом. На ней тихо и пусто. Кажется, все живое замерзло в такой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья. (дети рассказывают об увиденном)
Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках.
Что происходит с деревьями?
(они стоят «отдыхают»)
А как проверить, что они не засохли?
Воспитатель :Давайте вместе с вами поставим веточки в воду. Я шла сегодня в детский сад и нашем участке нашла эти веточки – их обломал ветер.
Почему? (они хрупкие от мороза, легко ломаются)
Что нужно любимому растению для роста, созревания? (свет, тепло и вода)
Воспитатель :Вот и на наше веточке через некоторое время набухнут почки, раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев. Чешуйки опадут, а нежные, зеленые листочки будут расти.
Воспитатель :А кто еще живет в лесу зимой? (ответы детей)
Пуще прежнего злится зима. Испугались звери мороза?
Белка орешки и грибочки в дупле грызет.
Зайчик прыгает, кору деревьев ест.
Лиса и волк за зайчиком бегают, но никогда его не поймают, зайчик быстро бегает.
Летом гуляет, зимой отдыхает – медведь в берлоге спит.
Очень трудно лосям, оленям, козам.
(им помогают люди)
Нет, не испугались звери мороза!
Воспитатель :Открываем календарь на второй страничке.
Какой третий месяц зимы? (ответ детей)
Каких дней больше? (ясных, солнечных, морозных)
Какая погода в феврале? (холодно, крепкий мороз по утрам, но днем солнышко не только светит, но уже и греет)
В полях покажутся первые проталинки, воробьи начинают драться и весело кричать, таскать в клювах соломку и перышки, вороны – сучки для гнезд.
Воспитатель :А на крыше, дети
Смотрите, белая морковка
За крышу ухватилась ловко
Тихонько плакала она
Роняя слезы вдоль окна.
Сильнее солнышко пригрело
И ту морковку съело. ( Сосулька)
Воспитатель : Злится зима обидно ей – ни птиц, ни зверей, ни деревья не заморозила.
До рыб хочет добраться?
Что произошло с реками, озерами? (замерзли, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла- под ледяной кровлей ей еще теплее)
Воспитатель :А кто мостик на реке мостит – без топора, без гвоздей, без клиньев и досок? (мороз)
А какой лед? (хрупкий, холодный. твердый, прозрачный)
Воспитатель :Ну, постой – думает зима, дойму я людей. И шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узорами стекла, а окнах, стучатся в двери и стенки.
Воспитатель :Как защитились люди от мороза?
(одели теплую одежду – пальто, шапки, валенки, затопили печки, да на зимой посмеиваются)
Воспитатель :Но обиднее всего оказалось зиме, что даже малые ребята и те ее не боятся.
(Они катаются на санках, лыжах коньках, играют в снежки)
Никто не боится – зимы.
Подведения итогов
Воспитатель: Вы все молодцы, много о зиме и зимних явлениях знаете, но еще больше узнаете, когда придет к нам вновь зима и мы будем наблюдать и изучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (образовательная область ПОЗНАНИЕ) в старшей логопедической группе «Как Зиму со Снежной Королевой мирили».Конспект составлен в иг...
Путешествие к Снежной королеве. Презентация к методической разработке "Зима. Зимние забавы. Звук "С"
Данный материал адресован педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) компенсирующих групп ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект НОД по теме: «Зима». «В царстве Снежной Королевы»
Цель: расширить знания детей о признаках зимы через приёмы по формированию лексико-грамматической стороны речи....
" Сюрпризы Королевы Зимы"
Конспект ООД по художественно- эстетическому творчеству. Цель: Раскрыть потенциально-творческие способности через творческий поиск, развивать художественный вкус,создавать удивительное своими ру...
Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами продуктивной деятельности "Королева-Зима"
Конспект по развитию речи "Королева-Зима"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Королева - зима»
Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы....
Сценарий новогоднего праздника "Встречаем Новый год с королевой Зимой"
Сценарий будет полезен воспитателям, музыальным руководителям и педагогам дополнительного образования....