Взаимодействие педагога и детей при воспитании у них нравственно-патриотических чувств
методическая разработка по окружающему миру на тему
соообщение из опыта работы для воспитателей о взаимодействии педагога и детей при воспитании у них нравственно -патриотических чувств .Перспективный план воспитания нравственно -патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
.Взаимодействие педагога и детей при воспитании у них нравственно-патриотических чувств
Дошкольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладывается нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то ,что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому что его окружает ,переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка- это отношение его к миру, к тому ,что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств становиться мотивом поведения ребенком сообразно установленным этическим эстетическим требования общества. И от того кто будет рядом - зависит каким будет ребенок. На данном этапе его жизни должен быть очень методически грамотный педагог, умеющий направить его чувства и поступками в нужном направлении. Развитие патриотических чувств начинается в раннем возрасте с ознакомлением ближнего окружения ,а именно с семьей, детским садом, родным краем , страной. На каждом возрастном этапе задачи по развитию чувств и знаний детей усложнятся. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
· "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
· непрерывность и преемственность педагогического процесса;
· дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
· рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
· деятельностный подход;
· развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
В старшем дошкольном возрасте по теме «Семья» можно предложить мамам и папам, бабушкам и дедушкам проявить свою инициативу. Все это желательно оформить в родительском уголке, привлечь их внимание. В уголке хорошо представить семейные фотографии, оформить их под названием «Семейная мозаика», «Дружная семья», «Мы и наши малыши» и т.д. Это будет продолжение знакомства каждого ребенка с семьёй. Дети с большим интересом рассматривают такие фотографии. Можно организовать разговоры – беседы с детьми о семье (кто есть в семье, как их зовут, где сделан этот снимок и др.). Продолжая работу по теме «Моя семья» у детей начинает формировать к своей родословной, предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о своей семье. Воспитатель побуждает их назвать имя, отчество, фамилию членов семьи; Рассказать, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Предлагают рассказать о родственных отношениях в семье(«Кто ты для мамы, папы, бабушки, дедушки?», «Кто мама для тебя, папы, бабушки, дедушки?», «Кто бабушка, дедушка для тебя, мамы, папы, сестры, брата?»), изобразить генеалогическое древо(начать с бабушки и дедушки).
Эффективными методами работы являются беседы(«Что такое генеалогическое древо?» , «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка»), встречи с близкими людьми(Например, к детям приходит бабушка, ребята рассказывают ей о жизни в группе, она рассказывает о себе, своих увлечениях, внучке или внуке, показывает фотографии), игры(«Найди сходство», «найди различия», «Чей я ребенок, угадай!», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешние сходства с родителями и другими родственниками, рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».
Целесообразно побеседовать с детьми о младших членах семьи, спросить, кто и как заботится об их маленьких сестренках и братишках, напомнить, что, заботясь о младших, они помогают взрослым членам семьи, прежде всего маме.
Нужно познакомить детей с понятием «хозяйство семьи»: хозяйство семьи, домашнее хозяйство – это маленькая страна, которой многое необходимо, вест его должна вся семья. Можно провести дидактическую игру «Хозяйство семьи».
В работе по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагог в своей работе должен опираться и использовать:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- народную культуру
- В работе по патриотическому воспитанию большое место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
- Окружающую природу.
Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
- Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей.
А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. И этому хорошо способствует работа над разделом программы «Моя страна», ознакомление с Российской символикой.(вставить про символику)
Свою работу в данном направлении педагог должен строить поэтапно:
подготовительный -Цель и задачи этапа:
- изучение методической, научной литературы по теме (патриотическое воспитание в дошкольном возрасте)
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Работа с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми; Совместная деятельность воспитателя с детьми в различные режимные моменты: дидактические игры, прогулки, экскурсии и др.)
Работа с родителями: консультации; родительские собрания; совместное изготовление дидактического материала , активное привлечение к педагогическому процессу
Для работы педагогу желательно разработать примерный план по развитию патриотических чувств детей.
Например:
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Цель | Форма взаимодействия | |
Сентябрь, «Моя семья» | ||
Средняя группа | 1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства. 2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье. | Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями |
Старшие группы | 1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя». 2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. | Совместное с родителями составление восходящей родословной |
Октябрь, «Мой город» | ||
Средняя группа | 1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада. 2.Воспитывать интерес к родному району. | Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад. |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности. 2. Познакомить с историей возникновения г. Дзержинска. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству города | Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы. Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора. |
Ноябрь, «Природные и культурные объекты города» | ||
Средняя группа | 1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении реки | Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты. |
Старшие группы | 1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади. 2. Познакомить с биографией Дзержинского . | Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились. Экскурсии к памятнику. |
Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению). | Изготовление машин нашего города из бросового материала .выставка машин |
Старшие группы | 1. Познакомить с промышленностью города 3.Развивать интерес к труду взрослых, | Рассказ о работе родителей, работающих на разных предприятиях. |
Январь, «Архитектура нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.). | выставка рисунков «Наши здания» |
Старшие группы | . 1Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. | выставка рисунков « Профессии». |
Февраль, «Воинская слава России» | ||
Средняя группа | 1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества 2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время). 3. Познакомить с российским флагом. | подготовить газету с именными поздравлениями. . Экскурсия с возложением цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
Старшие группы | 1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. 2.Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества.» Аллея героев» 3.Познакомить с историей российского флага. | Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. экскурсия к памятнику «.Вечный огонь»с возложением цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. изготовление российского флага |
Март, «Народные промыслы» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами области 2. Научить различать их и сравнивать. 3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края. | Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. |
Старшие группы | 1. Закрепить знания детей о народных промыслах. 2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес. | |
Апрель, «Природа родного края» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения. 2.Научить понимать и ценить красоту природы родного края. | С помощью родителей подготовить и провести экскурсию в городской парк |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта. 2.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города. | Экскурсия по лесопарковым зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии. Оформление фото -выставки , особенностями флоры и фауны родного края |
Май, «Достопримечательности нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города.. 2. Познакомить с гербом города Дзержинска 3. Развивать чувство любви к родному городу. | Экскурсия по достопримечательностям района |
Старшие группы | 1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны 2.Познакомить с историей государственного герба России. 3.праздник.9 мая | Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войне праздник привлечение к участию родителей, ветеранов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
Семинар для педагогов...
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Материал из опыта работы воспитателя высшей категории МБДОУ ЦРР № 7 Тихомировой Зинаиды Витальевны...
"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...
Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"
Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...