Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

Материал из опыта работы воспитателя высшей категории МБДОУ ЦРР № 7 Тихомировой Зинаиды Витальевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и  родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель высшей категории Тихомирова Зинаида Витальевна МБДОУ ЦРР  №7

    Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны.

     С этой целью в нашей стране появилась Государственной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов».

    Поэтому особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Именно здесь формируется детский коллектив. Ребенок учиться общаться, сопереживать, узнает больше о русской культуре, о русских традициях, героях нашей большой страны. Важно еще до школы привить ребенку чувство ответственности за свои действия и поступки.

    Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

 И это является одной из главных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

    Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.

     В нашей группе  для осуществления тесного сотрудничества с родителями был организован «клуб неравнодушных родителей». Он был создан нами с целью вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс группы по вопросам патриотического воспитания. Когда ребенок видит маму и папу в детском саду не напряженными гостями, а непосредственными участниками самой жизни детей и взрослых, видит доверительное общение воспитателей и родителей, их улыбки, в сознании ребенка возникает позитивная связь между семьей и детским садом, растет уважение  и доверие к педагогам, а  авторитет родителей повышается. Мы опираемся на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активно принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы,  в благоустройстве территории участка детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями  Для решения задач по патриотическому воспитанию детей родители стали активными участниками следующих видов деятельности:

Досуговая (детско – родительские досуги и праздники, экскурсии)

Проектно – исследовательская (семейные проекты)

Познавательная (конкурсы, игры, совместные детско – родительские занятия)

Просветительская (семинары, консультации, тренинги для взрослых членов семей)

Положительно зарекомендовали себя семейные проекты: «Это важное слово – семья», « Мама – главное слово в жизни моей», «Расскажу о своей семье…», «Генеалогическое древо» Родители активно участвовали в  выставке стенгазет «Моя семья», представили работы на конкурс  «Семейное хобби», были организаторами и участниками развлечения  ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой»

   Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, прачки, повара, дворника и других работников, мы стараемся помочь детям понять смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью.  Также учим  беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.  Развивая у детей интерес к своим сверстникам, желание играть с друзьями в интересные занятия и игры, делают для ребенка детский сад вторым домом. Для  воспитания у ребенка любви и привязанности к  детскому саду используем совместно с родителями  такие формы работы с детьми:

 Экскурсия по улице Свободы», где находится детский сад.

 Экскурсия по детскому саду «Жители Волшебной страны».

Презентация «Профессия воспитатель»

Беседа «Люди разных профессий»

 Дидактическая игра «Кто заботится о нас?»

    Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его  детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу. Мы  знакомимся с достопримечательностями нашего города, памятными  местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, экскурсиях, посещении краеведческого музея, объектов ближайшего окружения. А родители воспитанников являются первыми помощниками в этом. С помощью родителей были оформлены  альбомы :

«Улицы родного города», «История нашего города»,

 стенд «Моя малая родина – город Бор»,

 приняли участие в концерте посвященному 80 – летию города Бор,

провели  совместный конкурс стихов местных поэтов «Края свои родные мы Родиной зовем»

   Любить свой город – значит  любить природу в нем. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле,  прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Огромный интерес дети испытывают при проведении различных опытов и экспериментов с предметами неживой природы. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Чтобы достичь лучших результатов привлекаем родителей и детей к таким конкурсам:

 Конкурс творческих семейных работ «Лесная сказка», 

Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» ;

Акциям «Скворцы прилетели».

 ежегодном участии в акции Керженского заповедника «Кормушка для птиц».

Создание альбомов «Красота края» «Заповедный край – Керженский заповедник»

 Организация выставки картин местных художников «Природа родных мест»

Совместное развлечение «Березовая Русь»

   Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Мы расширяем представления детей о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Воспитываем гражданско-патриотические чувства к родной стране совместно с родителями через оформление уголка в группе

 «Моя Родина – Россия»,

организацию мини – музея «Народные промыслы края»,

 изготовление макетов,

составление альбома «Все о Нижнем Новгороде» , «История Нижнего Новгорода», «Все о Дне Народного единства»,

 подбор презентаций: «Города России», «Москва – сердце России!», «климатические зоны»

   Совместный  литературно – музыкальный вечер «Россия – Родина моя»

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах,  прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками  мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Дети с восторгом встречали гостей-военных.      Мы  с детьми и родителями посещали школьные музеи боевой славы, памятные места, знакомились  с частью экспонатов местного музея. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, направляем их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней нашей Армии. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.

 И первыми помощниками в этом вопросе  родители, которые приняли участие в оформление альбома  к  дню пожилых людей с фотографиями и   рассказами детей: «Наши бабушки и дедушки»

В оформлении стенгазеты «Мой папа – военный»

 Выставке игрушек  «Такая разная  военная техника»

Оформление стенгазеты «Мой папа – солдат!»

Спортивный досуг «Зарничка»

Конкурс семейных талантов «Мой папа самый лучший»

Участие в параде «9 мая День Победы»

Участие в смотре строя и песни юноармейцев.

Участие в концерте «Не забудем их подвиг великий»

Изготовление книжки – малышки «Дети войны»

Макеты на тему « день Победы»

Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

Участие в концерте «Не забудем их подвиг великий»

 Совместное шествие – демонстрация «Бессмертный полк»

 Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.  Народные и фольклорные праздники – Осенняя ярмарка;  праздник « Масленица»

 «Пасха», которые  оставляют у детей массу положительных и ярких впечатлений.

Очень любим нами праздник Масленица, где устраиваем гуляния с блинами, катание на лошади, играем в игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гори-гори-ясно».

    В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой  и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и  хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. 

https://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"

Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...