Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)
Материал из опыта работы воспитателя высшей категории МБДОУ ЦРР № 7 Тихомировой Зинаиды Витальевны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель высшей категории Тихомирова Зинаида Витальевна МБДОУ ЦРР №7
Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны.
С этой целью в нашей стране появилась Государственной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов».
Поэтому особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Именно здесь формируется детский коллектив. Ребенок учиться общаться, сопереживать, узнает больше о русской культуре, о русских традициях, героях нашей большой страны. Важно еще до школы привить ребенку чувство ответственности за свои действия и поступки.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
И это является одной из главных задач педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.
В нашей группе для осуществления тесного сотрудничества с родителями был организован «клуб неравнодушных родителей». Он был создан нами с целью вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс группы по вопросам патриотического воспитания. Когда ребенок видит маму и папу в детском саду не напряженными гостями, а непосредственными участниками самой жизни детей и взрослых, видит доверительное общение воспитателей и родителей, их улыбки, в сознании ребенка возникает позитивная связь между семьей и детским садом, растет уважение и доверие к педагогам, а авторитет родителей повышается. Мы опираемся на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активно принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, в благоустройстве территории участка детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями Для решения задач по патриотическому воспитанию детей родители стали активными участниками следующих видов деятельности:
Досуговая (детско – родительские досуги и праздники, экскурсии)
Проектно – исследовательская (семейные проекты)
Познавательная (конкурсы, игры, совместные детско – родительские занятия)
Просветительская (семинары, консультации, тренинги для взрослых членов семей)
Положительно зарекомендовали себя семейные проекты: «Это важное слово – семья», « Мама – главное слово в жизни моей», «Расскажу о своей семье…», «Генеалогическое древо» Родители активно участвовали в выставке стенгазет «Моя семья», представили работы на конкурс «Семейное хобби», были организаторами и участниками развлечения ко Дню матери «Хорошо рядом с мамой»
Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, прачки, повара, дворника и других работников, мы стараемся помочь детям понять смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Также учим беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им. Развивая у детей интерес к своим сверстникам, желание играть с друзьями в интересные занятия и игры, делают для ребенка детский сад вторым домом. Для воспитания у ребенка любви и привязанности к детскому саду используем совместно с родителями такие формы работы с детьми:
Экскурсия по улице Свободы», где находится детский сад.
Экскурсия по детскому саду «Жители Волшебной страны».
Презентация «Профессия воспитатель»
Беседа «Люди разных профессий»
Дидактическая игра «Кто заботится о нас?»
Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу. Мы знакомимся с достопримечательностями нашего города, памятными местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, экскурсиях, посещении краеведческого музея, объектов ближайшего окружения. А родители воспитанников являются первыми помощниками в этом. С помощью родителей были оформлены альбомы :
«Улицы родного города», «История нашего города»,
стенд «Моя малая родина – город Бор»,
приняли участие в концерте посвященному 80 – летию города Бор,
провели совместный конкурс стихов местных поэтов «Края свои родные мы Родиной зовем»
Любить свой город – значит любить природу в нем. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Огромный интерес дети испытывают при проведении различных опытов и экспериментов с предметами неживой природы. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Чтобы достичь лучших результатов привлекаем родителей и детей к таким конкурсам:
Конкурс творческих семейных работ «Лесная сказка»,
Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» ;
Акциям «Скворцы прилетели».
ежегодном участии в акции Керженского заповедника «Кормушка для птиц».
Создание альбомов «Красота края» «Заповедный край – Керженский заповедник»
Организация выставки картин местных художников «Природа родных мест»
Совместное развлечение «Березовая Русь»
Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Мы расширяем представления детей о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Воспитываем гражданско-патриотические чувства к родной стране совместно с родителями через оформление уголка в группе
«Моя Родина – Россия»,
организацию мини – музея «Народные промыслы края»,
изготовление макетов,
составление альбома «Все о Нижнем Новгороде» , «История Нижнего Новгорода», «Все о Дне Народного единства»,
подбор презентаций: «Города России», «Москва – сердце России!», «климатические зоны»
Совместный литературно – музыкальный вечер «Россия – Родина моя»
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Дети с восторгом встречали гостей-военных. Мы с детьми и родителями посещали школьные музеи боевой славы, памятные места, знакомились с частью экспонатов местного музея. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, направляем их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней нашей Армии. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.
И первыми помощниками в этом вопросе родители, которые приняли участие в оформление альбома к дню пожилых людей с фотографиями и рассказами детей: «Наши бабушки и дедушки»
В оформлении стенгазеты «Мой папа – военный»
Выставке игрушек «Такая разная военная техника»
Оформление стенгазеты «Мой папа – солдат!»
Спортивный досуг «Зарничка»
Конкурс семейных талантов «Мой папа самый лучший»
Участие в параде «9 мая День Победы»
Участие в смотре строя и песни юноармейцев.
Участие в концерте «Не забудем их подвиг великий»
Изготовление книжки – малышки «Дети войны»
Макеты на тему « день Победы»
Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.
Участие в концерте «Не забудем их подвиг великий»
Совместное шествие – демонстрация «Бессмертный полк»
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Народные и фольклорные праздники – Осенняя ярмарка; праздник « Масленица»
«Пасха», которые оставляют у детей массу положительных и ярких впечатлений.
Очень любим нами праздник Масленица, где устраиваем гуляния с блинами, катание на лошади, играем в игры: «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Гори-гори-ясно».
В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"
Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями восп...