Волшебница - вода
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бирюлинский детский сад «Белочка»общеразвивающего вида
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Примерный проект
информационно - игровой деятельности
в средней группе
на тему: « Вода»
Воспитатель первый
квалификационной категории
Галимзянова Лилия Хабибрахмановна
2015
Актуальность.
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а так же во время культурно-гигиенических навыков, мы видели живой интерес детей к воде и убедились в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды и ее состояниях.
Цель.
Развитие интереса к изучению детьми физических и химических свойств воды, ее состояниям и явлениям в природе.
Задачи.
- создать условия для опытно- экспериментальной деятельности, изучения природных явлений.
- содействие взаимодействию с родителями в подготовке реализации проекта
- содействовать поощрять объединения детей при выполнении опытно - экспериментальной деятельности
- предоставлять детям возможность эмоциональной разрядки, чувства удовлетворения от создания собственного продукта, деятельности
Предполагаемый результат
-будут созданы условия для опытно-экспериментальной деятельности
-родители примут участие в реализации проекта
-при выполнении опытно – экспериментальной деятельности дети будут объединяться в группы
-детям будет предоставлена возможность эмоциональной разрядки, у детей появиться чувство удовлетворения от собственного продукта, деятельности
Тип проекта: исследовательско - творческий
Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Первый этап. Организационный
- выбор темы
- постановка цели и задач
- оснащение центров активности материалами и оборудованием, способствующим развитию интереса к свойствам и состояниям воды
- информирование родителей о планах и возможных вариантах участия родителей в проекте
- разработка перспективного плана деятельности
- разработка индивидуальных планов работы с каждым ребенком
Второй этап. Реализация проекта
День первый.
Тема «Вода»
Область: социально-коммуникативное развитие
Ключевое содержание: предоставлять детям возможность эмоциональной разрядки, чувства удовлетворения от создания собственного продукта
вид деятельности | ||
Круговой сбор | Упражнение «Сядут те, у кого две пуговицы три……….» Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу!» Игра «Наоборот» (находить и называть противоположные свойства) Приветствие: «Я рад (рада) тебя видеть Беседа по теме «Что мы знаем о воде?» | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | Беседа: «Где вода? Где суша?» (рассматривание карты мира и глобуса) Опыт «Рукам своим не верю». Взять три миски с водой : одну- с холодной, другую – с комнатной, третью – очень теплой . Через несколько минут ребенок погружает обе руки в воду комнатной температуры. Спросить ребенка очень теплой или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущении рук? Всегда ли можно доверять своим рукам. | Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр математика | -Дидактическая игра «Разрезные картинки» (составление из частей емкостей для воды) - Упражнение «Над каким зонтиком меньше капель?» (счет) -Какая обувь нужна в разную погоду? Проведи стрелки. ( соотнести обувь с погодными условиями) -Какие предметы можно стирать, а какие нет? Делаем соответствующие обозначения Круг - стирать можно, квадрат - стирать нельзя( стиральная машина, носовой платок, книга, мяч, свитер , брюки и т д) | Познавательное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр изодеятельности | -Рисование по мокрому полю «Вода» -Рисование на манке, песке; выкладывание из пуговиц, бобов, предметы по теме « Вода» Пуговицы - творчество «Аквариум с рыбками». | Художественное эстетическое развитие Речевое развитие |
Центр литература | Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода» Составление загадок о воде | Художественно-эстетическое развитие |
Центр стройка | Строительство водяной мельницы из кубиков, пластина, веревочек | Социально-коммуникативное развитие |
Центр сюжетно-ролевых игр | Сюжетно- ролевая игра «Прачечная», «Строители» | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Открытая площадка | Наблюдение за снегом, рисование палочками на снегу Подвижная игра «Зимние забавы» | Познавательное развитие Физическое развитие |
Работа с родителями: экспресс - стенды «Песни о воде», «Загадки пословицы о воде». Совместное изготовление дидактической игры «Солнце, воздух и вода » .Разрезные картинки (8 – 12 частей)
День второй.
Тема «Дождь»
Область: познавательное развитие
Ключевое содержание: оказывать помощь в усвоении причинно-следственных отношений - как и почему что-то происходит.
Круговой сбор | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» Упражнение «Сядут те, у кого голубые глаза , карие….» Приветствие: «Доброе утро + комплимент» Обмен новостями Беседа по теме « Что мы знаем о дожде?» | Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Центр наука | Опыт: «Как сделать воду разноцветной» - наливаем в колбы воду, подкрашиваем. Кисточкой проводим по белому листу бумаги. Вода приобретает цвет краски Опыт « Вода прозрачная»- берем два стакана. В одном -вода, в другом –молоко .Опускаем ложку сначала в молоко , а затем в воду. В воде ложку видно, а в молоке нет. | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр математика | -Графический диктант «Идет дождь » - ориентировка на листе бумаги -Лабиринт «Помоги капельке добраться до цветка и полить его» -Раскрась рыбок, плывущих направо - в желтый цвет, а налево - в красный. Сколько их всего? Каких больше? Выбери нужные цифры, раскрась. | Познавательное развитие Речевое развитие |
Центр изодеятельности | Лепка маленьких человечков .М М Ч ТРИЗ (с помощью человечков показать состояние воды) Рисование «Тучи» методом набрызга | Художественное- эстетическое |
Центр стройка | Строительство автобусной остановки (укроемся от дождя) | Социально-коммуникативное развитие |
Центр литература | «Тучи. Какие они?» обвести тучи по трафарету Чтение пословиц о дожде Чтение сказки «Приключение Кап и Ли» | Речевое развитие |
Центр сюжетно-ролевых игр | Сюжетно-ролевая игра «Ателье » - шьем плащ | Социально-коммуникативное развитие |
Открытая площадка | Игра «Придумай предложение»- дети составляют предложения со словом «дождь» Подвижная игра « Мы капельки» Воспитатель мама-туча, а детки ее - детки- капельки Дети окружают маму- тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю. Дает наставление полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются, затем собираются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама-тучка напоминает им, что они - капельки, зовет их домой. Дети кружатся, По одному возвращаются к туче. Круг замкнулся | Физическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Работа с родителями: совместное изготовление книжки – раскладушки «Проводим опыт сами»
День третий
Тема «Лед»
Область:речевое развитие
Ключевое содержание : развивать грамматический строй речи в различных формах деятельности.
Вид деятельности | ||
Круговой сбор | Упражнение «Сядут те, у кого день рождение весной, зимой, осенью…» Дидактическое упражнение «Подбери признак» Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользящий Игра «Солнышко и льдинка» (методика маленьких человечков) Пальчиковая гимнастика «Погреемся» Приветствие «Привет + рукопожатие» Обмен новостями. Беседа « Что мы знаем о льде?» | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | «Царство цветных льдинок» - замораживание цветной воды в формах, опыты со льдом (опускаем в воду разной температур , посыпаем лед солью, рисуем акварелью на льду) | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр математика | Игра «Много - мало» - дать понятие о переходе количества в качество. Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр стройка | Строительство ледового дворца из бросового материала по рисунку Строительство ледокола из лего, с последующим прокладыванием курса по северным островам | |
Центр литература | -Чтение сказки « Морозко » -Игра «Угадай-ка» - дети отгадывают фрагменты из сказок ( Заюшкина избушка ,Снежная королева и т. д) | Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр изодеятельности | «Ледоход» - рисование акварелью, солью «Наряд Снежной королевы» - коллаж. «Пингвины на льдине». Лед, полярная ночь. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. | Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр сюжетно- ролевых игр | Сюжетно-ролевая игра «Полярники» | |
Открытая площадка | Наблюдение за лужами, образование льда Наблюдение за высыханием белья на морозе «Составь узор » - составление узора из цветных льдинок Подвижная игра «Льдинка» | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие |
Работа с родителями: совместный подбор иллюстраций для изготовления коллажа.
День четвертый
Тема «Снег»
Область: физическое развитие
Ключевое содержание: развивать тонкую моторику
Вид деятельности | ||
Круговой сбор | Упражнение «Сядут те, у кого два кармана, четыре………» Игра «Какой бывает снег?» - воспитатель бросает мяч, ребенок называет свойство снега Пальчиковая гимнастика «Снежок» Приветствие «Назови ласково» Обмен новостями Беседа по теме «Что мы знаем о снеге?» | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | Опыты со снегом Опыт «Как сделать воду разноцветной» | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие |
Центр математика | Дидактическая игра «Найди две одинаковые снежинки» Дидактическая игра «Когда это бывает?» - на карточках изображены природные явления и времена года, дети соотносят. | Познавательное развитие |
Центр изодеятельности | -Выкладывание снежинки из ниток -Аппликация из ватных дисков «Снеговик» - Снежная баба- оттиск скомканной бумагой . Гуашь. | Художественное -эстетическое развитие |
Центр стройка | -Выкладывание снежинки из мозайки -строим сани из крупного строительного материала | Художественное -эстетическое развитие |
Центр литература | Рассказывание сказки «Снегурочка» по ролям Чтение сказки Липецкого «Снег» | Художественное -эстетическое развитие |
Открытая площадка | Наблюдение за снегом. Выкладывание снежинок из палочек. Лепим снеговика Подвижная игра «Снег кружится» | Физическое развитие |
Работа с родителями: совместное оформление газеты « Вод, вода , кругом вода»
День пятый
Тема « Болото»
Область: художественное - эстетическое развитие
Ключевое содержание: развивать умение передавать характерные признаки и пропорции предметов.
Вид деятельности | ||
Круговой сбор | Игра «Хорошо – плохо» . Так болото-это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото- это и хорошо: из него добывают торф, питает ближайшие речки лягушкам хорошо живется в нем. Приветствие «Я сегодня жизнерадостная, а ты какой…….» Обмен новостями Беседа «Что мы знаемо болоте?» | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | «Как сделать простейший фильтр? » - очистка воды от разных примесей с помощью фильтр бумаги, марли, ваты. | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр математика | Дидактическая игра «Где, чей дом?» Лабиринт «Помоги журавлю добраться до болота» | Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр изодеятельности | Ручной труд « Комар» - из природного материала Коллективная аппликация « Болото» | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр литература | Чтение сказки «Лиса и журавль» Загадки о болоте | Художественно-эстетическое развитие |
Центр стройка | Строительство моста через болото Строительство гнездо для журавля - из прутиков , проводов | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр сюжетно-ролевых игр | Сюжетно-ролевая игра «День рождение цапли» | Познавательное развитие |
Открытая площадка | Подвижная игра «Журавль и лягушки» Подвижная игра « На болоте»- дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений. | Физическое развитие |
Работа с родителями: организация выставок книг-самоделок «Сказки о воде», « Водные обитатели».
День шестой
Тема «Река»
Область : познавательное развитие
Ключевое содержание: расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы
Вид деятельности | ||
Круговой сбор | Дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса» Приветствие «Вот вам правая рука, вот вам левая рука» Обмен новостями Беседа «Что мы знаем о реке?» | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | «Испытание корабликов»- испытание плавучести разных предметов на спокойной воде во время ветра, нагоняя его разными способами - «Изучаем карту»- найти самую длинную (короткую) реку (измеряем условной меркой) | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие |
Центр математика | -Дидактическая игра «Кто живет в воде?»- разместить рыб по местам обитания -Выкладывание из палочек «Кораблик» -Соедини точки с цифрами по порядку. Какие предметы у тебя получились? Дорисуй и раскрась (лодка, рыба) | Познавательное развитие Физическое развитие
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр изодеятельности | Аппликация «Рыбы плавают в водице» - из геометрических фигур | Художественно-эстетическое развитие |
Центр стройка | Строим плотину, лодку | Социально-коммуникативное развитие |
Центр литература | «Составление рассказа по картине » - рассматривание картин с изображением рек и составление по ним рассказов | Художественно-эстетическое развитие |
Центр сюжетно-ролевых игр | Сюжетно ролевая игра «Речники» | Социально-коммуникативное развитие |
Открытая площадка | Наблюдение за облаками - состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковые? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложить выбрать каждому из детей наиболее понравившееся облако и наблюдать куда оно плывет. Быстро двигается, медленно? На что похоже? Подвижная игра «Караси и щука» - Один ребенок выбирается щукой, а остальные делятся на «камешки» и «карасей»,которые плавают внутри круга. По сигналу « Щука»- она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А караси спешат спрятаться за « камушки». Пойманные щукой караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой. Игра малой подвижности «Ручеек» | Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Работа с родителями: Совместное изготовление атрибутов к подвижным играм.
День седьмой
Тема «Море»
Область: художественно – эстетическое развитие
Ключевое содержание: создавать условия для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности.
Вид деятельности | ||
Круговой сбор | Упражнение «Сядут те, кто живет на улице (название улицы) ……» Игра «Море волнуется» Приветствие «Привет +комплимент» Обмен новостями Беседа «Что мы знаем о море?» | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр наука | Опыты «Что растворяется в воде?» - добавляем в воду сахар, соль, крупу, краску. По результатам опыт: в воде растворяются сахар, соль, краски окрашивают воду, а крупа не растворяется. Дети зарисовывают результаты опытов. Прослушивание произведений Э.Грига «Ручеек», Римского-Корсакова-океан море синее. | Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр математика | Сосчитай количество элементов на рисунке. Покажи правильный ответ (геометрические фигуры) и соотнеси с цифрами Дидактическая игра «Найди сходство и отличие» (морские рыбы) |
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр стройка | «Подводная лодка»- строительство подводной лодки из крупного строительного материала (отправляемся в плавание под шум моря) | Познавательное развитие |
Центр литература | Чтение стихов о море: Э. Мошковская «Море», В.Орлов «Кто утюжит море?» Д. Самойлова « Мечта море» Игра «Угадай–ка » - прослушивание произведений фонотеки «Звуки воды» (скрип снега, журчание ручейка , шум водопада и т. д | Художественно-эстетическое развитие |
Центр изодеятельности | Оригами «Кораблик», «Лодочка» Рисование по мокрому полю « Море»- прослушивание музыки и изображением моря в различных состояниях «Осьминог » - рисование ладошками «Морская звезда» - рисование ватными палочками | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Центр сюжетно-ролевых игр | Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие», «Водолазы» | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Открытая площадка | Труд - измерить палочкой глубину лужи в разных местах .Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки Подвижная игра « Водолазы» | Физическое развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Третий этап. Презентационный
Выставка в семейной комнате «Волшебница вода»
Праздник мыльных пузырей
Приложение
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили «Лепят снежок».
Круглый, крепкий, Показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем - совсем не грозят пальчиком
сладкий
Раз - подбросим «Подбрасывают»
Два - поймаем. Приседают. «ловят»
Три - уроним. Встают, «роняют»
И……сломаем. Топают
Пальчиковая гимнастика «Погреемся»
Поиграем-ка немножко . Дети хлопают в ладоши
Да похлопаем в ладошки . Сжимают пальцы в кулак и разжимают
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
Пальчиковая гимнастика « Ну- ка, братцы, за работу !»
Ну- ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту
Большому - дрова рубить
Печи все - тебе топить
А тебе - воду носить
А тебе – обед варить
А малышке- песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Игра «Какой бывает снег?» Дети встают в круг. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Например, на вопрос, «Какой бывает снег?» дети могут ответить так:
белый, пушистый, мягкий, липкий, холодный, легкий, тающий, мокрый,
колючий и т д
Подвижная игра «Льдинка»
Цель: развивать ловкость; доставить радость от совместной игры.
Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга. В центре - водящий, который старается ударом ноги выбить льдинку из круга, а играющие отбивают ее назад в круг. Тот, кто пропустит льдинку, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...