Конспекты занятий о истории города Нижневартовска.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Задорожняя Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема: «ГЕРБ И ФЛАГ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА»

Программное содержание:

-познакомить детей с гербом, дать понятие об обозначениях символики на гербах;

-формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывания;

-в компьютерной игре: «Собери герб города» развивать у детей быстроту реакции, внимание, логическое мышление;

-закреплять умение работать на компьютере;

-закрепить знание названий улиц города;

-обогащать и активизировать словарь детей;

-воспитывать любовь к родному городу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и тематических мультимедийных альбомов о городе, экскурсии по городу, целевые прогулки.

Сюрпризный момент: приход девочки хантыйки в национальной одежде.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми сидит на ковре в групповой комнате.

Стук в дверь. Входит помощник воспитателя, ведет за руку девочку в хантыйской одежде.

– К нам гости, встречайте!

– Я  девочка хантыйка, зовут Оля. Хожу по северным городам Югры. Вот дошла и до вашего города. В каком городе вы живете?

Пришла я со стойбища. Стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени. Хожу по всем городам Ханты-Мансийского округа, знакомлюсь с жителями городов. Везде мне дарят необыкновенные подарки – рисунки.

– Оля, покажи нам свои подарки-рисунки.

– Вот, смотрите, полюбуйтесь.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки-гербы.

– Ребята, это не просто рисунок, это – герб города. Герб города – это самый главный рисунок о городе.

А вы хотите узнать, герб, каких городов принесла Оля? (Ответы детей).

- Какого цвета больше всего на всех гербах? Правильно – синего!

- Как вы думаете, что означает синий цвет на гербе? (Ответы детей). Я вам подскажу. Синий цвет – цвет воды, моря, воздуха, неба, газа.

Воспитатель вносит колбу с нефтью.

– Ребята, как вы думаете что это? Это – нефть! Какого цвета нефть? Черного! Нефть изображена на гербе – черным цветом. Посмотрите, на каком гербе есть черный цвет? Чьи родители нефтяники? Что они делают? Нефть добывают! Посмотрите на этот национальный рисунок. Какого он цвета? Белого. Этот цвет – цвет мира, чистоты и мудрости.

Теперь рассмотрим герб нашего любимого города Нижневартовска.

Герб  города представляет собой щит, поделенный на три части. Вверху на золотом фоне помещены три черные капли нефти, которая является главным богатством нашего края. На серебряном поле (что означает чистоту и гармонию) изображена ель, как символ вечной жизни. Ель – представительница таежного края, где стоит наш город. На голубом фоне (вода и небо) изображены две рыбы. С древних времен рыболовство было основным промыслом у людей, проживавших по берегам Оби.

- Физкультминутка “Олени”.

“Были мы ребятами, стали оленятами”.

(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят).

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья, и продолжить занятие.

Воспитатель предлагает игровое упражнение “ Доскажи словечко…”

– Как называется наш город? (Нижневартовск)

– Как называют жителей нашего города? (Нижневартовцы)

– Какие улицы есть в городе? (Ленина, Нефтяников, Менделеева).

– А вы, дети, помните, на какой улице вы живете?

Молодцы, ребята, вы уже много знаете, а когда подрастете. Еще лучше узнаете про гербы, флаги городов..

А теперь, давайте, вспомним, как называется главный рисунок города? Правильно – герб.

Где живет девочка Оля? Правильно – в чуме, в тундре, в стойбище.

– Я знаю, что наши дети приготовили ещё  подарок для Оли.

 Сейчас они прочтут стихотворения о городе Нижневартовск. Их написали прекрасные люди.

Город.

Вот и вырос северный город
Среди тундры, ветров и болот,
Как мальчишка он весел и молод,
По-мужицки работой живет.

Нефть выходит незримой рекою
Из промерзшего тела земли,
И чудесно горят над тайгою
Не огни факелов...а зари!

Воспитатель: Оля, ты наверное ещё не знаешь, что наши дети хорошо работают и играют за компьютерами. Вот сейчас они с тобой вместе поиграют в игру: «Собери герб города Нижневартовска». Ты тоже поиграй, они тебя научат. Ну что, Оля, понравилась игра? Спасибо, я не знала, что такие маленькие дети могут справляться с «умной» техникой.

Воспитатель приглашает Олю почаще заходить в гости к детям и знакомить их с обычаями своего народа. Девочка прощается и уходит.



Предварительный просмотр:

Тема: «КОНКУРС ЗНАТОКОВ РОДНОГО ГОРОДА»

Программное содержание: Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях.

Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его красивым.

Закрепить навыки пользования компьютером, интерактивной доской.

В процессе презентации игры воспитывать в детях навыки публичного выступления, умения объективно оценивать знания других детей.

Пополнять и обогащать словарь детей.

Ход игры:

Группа украшается детскими работами, посвященными родному городу, иллюстрациями родного города, вносится герб города.

Группа делится на две команды, дети входят в группу под песню «Туман над городом»

- Ребята, как называется город, в котором вы живете?

- У каждого города, как и у каждого человека, свой возраст, назовите возраст нашего города.

- Как называют жителей нашего города? (нижневартовцы, вартовчане).

- Сегодня мы посмотрим, как вы знаете свой родной город. У нас две команды. Придумайте название своим командам (дети придумывают названия командам).

- Командам придется отвечать на разные вопросы и выполнить самые разные задания. За правильные ответы и выполненные задания, каждая команда будет получать вот такой жетон. В конце игры мы подсчитаем ваши жетоны и узнаем, какая команда победила. Победителю присвоим звание «Знаток города». Итак, наш конкурс знатоков родного города начинается.

- Назовите улицы нашего города. (Отвечают команды по очереди, за правильный ответ – жетон).

- Назовите достопримечательности нашего города. (На столах разложены фрагменты достопримечательностей, их нужно собрать, и склеить в одно целое). Та команда, у которой все получится лучше и красивее получит дополнительный жетон.

- Назовите профессии, которые особенно важны для нашего города. (Команды отвечают по очереди).

-Назовите имена людей, которые прославили наш город, чем именно.

- Проводится компьютерная игра: «Знаешь ли ты свой город?» Фото с видами Нижневартовска, среди них – фото с видами других городов. Чья команда быстрее найдет лишний фрагмент – получает жетон.

- А сейчас мы проверим, как вы знаете символы нашего города. Первая команда среди гербов должна найти герб нашего города и рассказать о нем, а вторая команда – флаг и тоже рассказать о нем (задание выполняется на компьютере с рабочей тетрадью).

- Командам раздаются открытки с видами города, и предлагается рассказать о том, что там изображено, не называя это место. Команда-соперница отгадывает, о чем идет речь.

- А сейчас, ребята, нам капитаны команд презентуют свои самые лучшие компьютерные игры по теме: «Город». Мы их уже видели, но они нам очень понравились, поэтому мы хотим ещё раз в них поиграть.

- И последний конкурс нужно сказать как можно больше красивых слов о нашем городе.

Затем подсчитывается количество жетонов у обеих команд, объявляется победители, им вручаются медали «Знаток своего города».

В знак того, что дети показали хорошие знания воспитатель разрешает детям поиграть в полюбившиеся игры за год (по выбору детей). Благодарит их за активную работу в течении года.

Домашнее задание: Во время летних каникул сделать видеоролик: « Как я провёл лето?». Принести в начале года в д/с, показать, рассказать детям.



Предварительный просмотр:

Тема: «КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ»

Программное содержание: познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.

Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной.

Расширять словарь детей (чум, жердь, очаг). Упражнять в образовании относительных прилагательных (шесты из ели - еловые, чум, покрытый берестой - берестяной, мех из шкуры оленя - олений).

Воспитывать уважение к жизни и традициям людей Среднего Приобья. Развивать любознательность.

Ход занятия:

Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с древних времен?

Самыми древними людьми или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте означает «народ», «человек». Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей - это охота, рыболовство, а дальше на Севере - оленеводство. Основой пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук. Отгадайте загадку: «Стоит бычище, проклеваны бочища» (дом).

У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.

Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из дерева. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом). Объясните, почему?

А из какого материала сооружают себе дом народы, живущие в нашем крае? (Ответы детей).

Правильно, они строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной переносной постройкой чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища - оно легко ставится и также легко собирается и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. На что он похож?

Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев - ели и сосны. Как мы называем шест из ели? (Еловый). А из сосны? (Сосновый). Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки. Как вы думаете, почему? Потому что летом много комаров и мошек.

При установке чума шестки располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде. А покрывали чум ... Чем? Правильно, берестой. Как можно назвать чум, покрытый берестой? (Берестяной). Но берестяной чум - это летний чум. А чем же покрывался чум зимой? Зимой его покрывали оленьими шкурами. Почему?

Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего? Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра. Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего нужен очаг? Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья, и он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Ханты считают, что очаг - центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг? Его располагают точно под верхушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие.

Ребята, давайте попробуем собрать чум.

Игра-эстафета «Кто быстрее соберет чум».

Цель: Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать находчивость, сообразительность.

Долгими зимними вечерами домочадцы располагались вокруг очага, и бабушка рассказывала легенды о тех далеких временах, когда на земле появились люди. Послушайте.

«Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах».

Итог: Что вас сегодня заинтересовало? О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали? Что хотели бы узнать об этих людях?



Предварительный просмотр:

Тема: "НАШ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК"

Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о нашем городе, о том какие у нас есть улицы и памятники; прививать любовь к родному городу; учить детей слушать и понимать речь других, не перебивать собеседника, говорить спокойно.

Словарная работа: Ввести в словарь детей названия памятников, улиц.

Оборудование: набор открыток о городе, фотографии.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках (дома, улицы), целевые прогулки по городу, рассматривание открыток с изображением улиц города, чтение книг о городе, сделать выставку в уголке книг.

Ход занятия

– Дети послушайте внимательно, о чём рассказывается в этом стихотворении?

Тюменский край,

Моя земля, любимые просторы.

У нас и реки, и моря,

Леса, луга, озёра.

В краю и север есть и юг

Ещё тепло на юге,

На севере зима уже

И скоро будут вьюги.

– Про какой край рассказывается в этом стихотворении? (Наш Тюменский, северный). Где мы с вами живём? (На севере, в городе Нижневартовске). Вот о нашем городе побеседуем сейчас.

– Наш город ещё молодой он растёт и строится. По возрасту,  он ровесник ваших родителей, но уже столько много домов и улиц выросло в нашем городе, сколько детских садов и школ.

– У нас очень много улиц, каждая улица имеет своё название. Вспомните и назовите,  какие у нас есть улицы? (Да, Мира, Ленина, Омская, Дружбы Народов и т.д.) На каждой улице есть дома: двух, пяти, девяти, шестнадцати этажные. Кто из вас в каком доме живёт, расскажите нам.

– Кроме домов у нас есть различные здания общественного значения: это магазины, почта, больницы. Каждое здание имеет отличительные признаки. Например, на здании почты висит почтовый ящик. В магазине есть витрина с выставленными продуктами и промтоварами.

– Главной улицей у нас считается, как вы думаете какая?

– Да, улица Мира, она у нас самая красивая, здесь много деревьев, цветов, особенно много цветов у памятника, погибшем в Афганистане. Какие ещё у нас есть памятники. (Памятник погибшем в ВОВ, памятник Покорителям Самотлора).

– Кто из вас на какой улице живёт? Расскажите о ней.

– Всё, что у нас есть в городе, всё это сделали люди. Люди трудятся, чтобы наш город становился всё более красивым и благоустроенным. В любое время года жители заботятся о городе, о его чистоте, порядке. Что люди делают зимой для этого? (Расчищают дороги и тротуары от снега, посыпают их песком). Весной? (Сажают деревья и цветы). Осенью? (Сгребают опавшую листву).

– Чем же славится наш город? (Тем, что мы добываем нефть и газ, а это богатство нашей страны. Как можно назвать людей, которые не испугались трудностей? (Сильными, смелыми, героями). Лучшие из них награждаются орденами и медалями. Как появились здесь люди и откуда? (Приехали из всех концов страны, люди всех наций). Как они живут между собой? (Дружно в согласии. Люди разных национальностей и разных профессий строят наш город).

И у вас растут года,

Будет вам 17.

Где работать вам тогда,

Чем заниматься?

Кем вы хотите стать?

– Люди каких профессий работают в нашем городе? (Нефтяники, строители).

– О нашем городе, о наших местах пишут в газетах, говорят по радио, пишут песни, слагают стихи. И вы, когда будете взрослыми, тоже будете читать, рассказывать о нашем городе своим детям.



Предварительный просмотр:

Тема: «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГОРОДА /МОЛОКОЗАВОД/

Программное содержание: закрепить знания детей о пользе домашних животных; воспитывать уважение к труду взрослых; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека.

Ход занятия

-        Ребята, сегодня в нашем «магазине» очень вкусная продукция. Назовите ее. (Творог, сыр, масло, сметана, кефир, простокваша, йогурт).

Дети пробуют продукты.

-        Какие продукты вы любите? (ответы детей) Кто знает, из чего сделаны все эти продукты? Отгадайте загадку.

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок -

Кушай, Ванюшка-дружок!

Ешь да пей, гостям налей,

И коту не пожалей!

-        Правильно, отгадали, это молоко. Откуда появляется молоко? Отгадайте загадки, и вы сразу узнаете.

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. Посреди двора стоит копна: спереди - вилы, сзади - метла.

Конечно же, это корова. К каким животным относится корова? (К домашним.) Почему? (Живет около дома человека, человек за ней ухаживает.) У кого из вас в деревне у бабушки живет корова? (ответы детей)

Одна корова дает молока столько, сколько необходимо одной семье. А откуда же текут огромные реки молока, чтобы накормить весь большой город?
Ведь молоко на нашем столе каждый день, (ответы детей)

В деревнях и селах создаются большие по размеру фермы, где содержатся много-много коров. За ними ухаживают специальные рабочие. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с изображением фермы.) Скотники кормят коров, убирают и чистят помещение, чтобы коровы всегда содержались в чистоте и тепле, расстилают на пол свежее сено, наливают свежую воду. Пастухи пасут стадо коров на пастбище, они заботятся, чтобы коровы паслись на просторных, обильных кормами лугах, остерегают их от нападения волков. Часто пастухи берут себе в помощники умных обученных собак, которые помогают им следить, чтобы коровы не отставали от стада, и вовремя предупреждают своим лаем о приближении к стаду хищных зверей. Доярки доят молоко. Это очень тяжелый труд. Когда коров мало, их доят вручную. Вы, наверное, видели, как доят корову ваши мамы и бабушки. А когда коров на ферме много, приходится доить коров специальными доильными аппаратами.

Чтобы молоко текло рекой, чтобы у коров молока было много, необходимо их хорошо кормить. Недаром говорится в пословицах:

У коровы молоко на языке.

Будут на ферме корма - не страшна зима.

Корми корову сытнее - будет молоко жирнее.

-        Кто знает, чем питаются коровы? (Летом - травой, зимой — сеном.) Правильно, но не только этим, коровам необходима самая разная еда. За пи танием коров на ферме следит специальный врач, он составляет меню для буренок.

Корм для коров доставляется в кормушки по движущейся дорожке. Дорожкой управляет человек. Настало время обеда - нажимается кнопка - и поехала дорожка с вкусной едой, богатой витаминами и микроэлементами, а иногда и лекарствами. Угощайтесь буренушки! Ешьте на здоровье! Утром дорожка везет коровам охапку душистого сена - люцерну, вику, клевер, тимофеевку. В полдень - кукурузный силос: початки сочные, листья кисло-сладкие, аппетитные. Вечером везет солому от зерновых культур. Ее мелко нарезают и поливают сладкой водицей - патокой из свеклы, и мукой дают полакомиться. Очень нравится такое меню коровам. Но лучшее время - это лето, когда коровы на воле ходят по лугам, сами выбирают себе лучшую траву: сочную, зеленую, пахучую.

Послушайте стихотворение:

Ты, моя коровушка,

Ты, моя красавица,

Исходила полюшко.

Ох, пришлось помаяться! А

 какое маслице

Желтое, как солнышко,

Как цветы, душистое,

Сразу получается.

Брызни, струйка, тоненько

В донышко подойника.

Лейся, как из родника,

 Ручеечек молока. (И. Тандыг)

-        Ребята, молоко - очень полезный продукт. В нем содержатся жир, углеводы, полноценные белки, минеральные соли, витамины, гормоны, ферменты, вода.

Молоко с фермы доставляют на молокозаводы. Здесь начинается интересный процесс. Молоко превращается в сметану и масло, творог и кефир, сливки и простоквашу, сыр и йогурт. Молочные продукты поступают в магазин, где мы их и покупаем. Каждый день в детский сад на грузовике привозят молоко и молочные продукты. Вспомните, какие, молочные продукты бывают на нашем столе? (Булка с маслом, сырники, запеканка из творога, ленивые вареники, молочная каша, молочный суп, кефир, варенец и т. д.)

Какие молочные продукты покупают вам родители в магазине? (Глазированные сырки, творожную массу с фруктами, йогурт, плавленые сырки, мороженое, коктейль «Молочный», сыр, брынзу...)

Сегодня мы много узнали о молоке, о людях, которые помогают ему дойти до нашего стола, о корове. Но есть еще домашние животные, которые кормят людей молоком. Это козы, верблюды, лошади. Но самое распространенное - коровье молоко.



Предварительный просмотр:

Тема: «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГОРОДА /СТРОИТЕЛЬСТВО /

Программное содержание: дать детям представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; учить детей уверенно работать на компьютере и интерактивной доске, создавать компьютерные игры и презентации; развивать познавательные способности детей, логическое мышление, память; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами; обогащать словарь детей.

Ход занятия

Мы с вами живем в большом городе, в котором много домов, заводов, фабрик, учебных заведений, театров, магазинов и других зданий.(Слайды из альбомов: «Наш город – Нижневартовск», «Здания нашего города»).

Для чего нужны человеку дома? (ответы детей)

Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега. (Воспитатель предлагает детям разные варианты домов на схематических карточках.)

Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Выберите из них те, которые мы видим в нашем городе. (Дети отбирают карточки.)

А почему в нашем городе не строят такие дома? (Воспитатель показывает на оставшиеся карточки.) Правильно, это дома, которые строят люди, живущие в других странах. Эти дома отвечают своеобразному образу жизни. Покажите дома, которые можно легко разобрать и построить вновь при переезде с места на место. (Юрта, шалаш, вигвам.)

Где можно увидеть такие дома? (Воспитатель показывает одноэтажные дома, избы, хаты и т. д.) Правильно, такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях, хуторах. Там, где людей меньше, дома строят низкие и маленькие. А в городах места мало, а людей очень много, поэтому и дома здесь отличаются.

В каких домах вы живете? (В больших, многоэтажных.) (Слайд)

Как вы думаете, люди каких профессий строят дома? (Каменщики, плотники, маляры, стекольщики, сантехники и т. д.)

Чтобы построить многоэтажный дом, много людей занимается этой работой, но каждый делает свое профессиональное дело.

Послушайте стихотворения о людях разных строительных специальностей:

Каменщик

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Ему идет двадцатый год,

А он уже герой:

Быстрее всех кирпич кладет

Строитель молодой.

Кладет кирпич за кирпичом,

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.

Маляр

Красить комнаты пора

-Пригласили маляра,

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принес

Механический насос.

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Плотник

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы;

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

 Сделал подоконники

Без сучка-задоринки.

(Показ слайдов).

Существует много строительных специальностей. Угадайте, кто что делает.

Архитектор что делает? (Составляет проект, чертит план, рассчитывает размеры дома.) (Слайд).

Крановщик что делает? (Работает на высотном кране, поднимает тяжелые грузы на любой этаж, устанавливает бетонные перекрытия и т.д.) (Слайд)

Сантехник что делает? (Устанавливает в квартирах трубы, батареи для отопления, раковины, краны, унитазы, ванны и т.д.) (Слайд)

Электрик что делает? (Устанавливает проводку, ставит розетки, подключает свет) (Слайд)

Стекольщик что делает? (Стеклит окна, балкон) (Слайд)
Грузчик что делает? (Помогает всем рабочим, грузит кирпичи, краску,

Сантехнику) (Слайд)

Какие инструменты необходимы каждому, мы узнаем во время компьютерной игры: «Кому что нужно для работы?»

Какая техника необходима при строительстве многоэтажного дома?(Экскаватор, бульдозер, подъемный кран, грузовики, бетономешалка, цементовоз, панелевоз, каток для асфальтирования и т.д.)

Все люди, которые строят дома, - строители. А вы хотите стать строителями?

Построить дом можно из различных материалов. Подберите для себя материалы, из которых, по вашему мнению, можно построить дома. Жить в них будут вот эти веселые человечки, (трафареты)

(Дети строят дома без скрепляющего материала.)

Вдруг налетел сильный ветер и разрушил ваши дома. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Нужно скрепить отдельные части дома между собой.) Чем можно закрепить части дома из соломы, веток, травы, кожи? (Связать веревками, проволокой, замазать глиной.)Вот вам скрепляющие материалы, закрепляйте.

Чем можно соединить между собой камни, кирпичи? (Цементом.)

Вот вам состав из песка и цемента. Намочите его и скрепляйте детали. (Дети работают.)

Вы сегодня хорошо потрудились. Хорошие, крепкие дома получились. А чтобы дома внутри были красивыми и уютными, чем отделывают их люди? Какие материалы используют? (Краска, лак, линолеум, обои, плиты, кафель, рейки, навесные потолки, побелка и т.д.)

Молодцы, ребята, хорошие из вас получились строители. Сегодня мы с вами  работали на компьютерах, смотрели слайды, строили дома для игрушечных человечков. А когда вы вырастете, кто-то из вас станет строителем - профессионалом и будет строить красивые, надежные, уютные, современные дома для людей нашего города.

Домашнее задание: Ребята, дома попробуйте найти интересную информацию в Интернете про почётных строителей города. Принесите её в электронном варианте. Здесь мы с вами создадим мультимедийный альбом: «Почётные строители нашего города»



Предварительный просмотр:

Тема: «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГОРОДА /ХЛЕБОКОМБИНАТ/»

Программное содержание: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с работниками, трудящимися на хлебокомбинате, разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт).

Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе

-Нет вкусней на земле.

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны.
Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И
такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной,

батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом. На хлебозаводах города Воронежа ежедневно выпекается 60 наименований хлебобулочных изделий и свыше 100 кондитерских изделий.

-Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь).

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Руки человека

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов
тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может
храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый с хрупкой корочкой витой. Вот он, теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. И в каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)

Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? (рассказы детей)

Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:

Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

Мы здесь.

Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет де лать?

Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!

-Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем Пальчиковая игра.

-Ну, вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все чет ко за мной.

Имитация «Печем пироги»

(под музыку)

Засучили рукава -> высыпали муку -» налили воду -> добавили соль -> вбили яйцо -> перемешали -» побили тесто -> раскатали -> нарезали -> налепили пирожков -» разложили на противень -> поставили печь -> испекли, понюхали -> взяли все по пирожку -> попробовали, съели -» поблагодарили.

Петушок. Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи - не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело, а теперь гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и все дети веселятся.)



Предварительный просмотр:

Тема: «ПРОШЛОЕ НАШЕГО ГОРОДА»

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения города Нижневартовска, его развитием.

Учить детей отвечать на вопросы, делать выводы. Дополнять высказывания других детей.

Развивать интерес детей к происходящим событиям в городе.

Учить  пользоваться средствами ИКТ в процессе занятия, воспитывать интерес к познанию нового.

Активизировать и обогащать словарь детей по теме.

Ход занятия:

Что за город на Оби

Вырос он среди тайги

Там, в лесу, среди болот

Город строится, растет.

 - Про какой город эта загадка?

 - Сейчас мы с вами поговорим об истории нашего города, но сначала поиграем в игру: «Кто больше знает о городе?»

  • Как называется наш город?
  • Как называется округ, в котором расположен Нижневартовск?
  • Какие памятники есть в нашем городе?
  • Назовите самую главную профессию нашего города.
  • Какое место нашего города вам нравится больше всего?

Наш город очень красивый. (Просмотр мультимедийного альбома: «Наш город – Нижневартовск»).

 Но так ребята было не всегда. Давно это случилось.  За Уралом было маленькое селение в несколько изб, спрятанное на протоке Чехланея близ  реки Оби, и  носило оно имя - Вартовские Юрты Остяцкие.  

 Вокруг селения на тысячи километров раскинулась урманная тайга с множеством зверья и птицы.  И первыми обживали эти места   охотники и рыбаки.  

 То были далекие предки ханты и манси.  Сначала эти народы   назвали "югра", "угра". Основным занятием угров была охота и рыбалка. Народностям ханты и манси было известно кузнечное и литейное дело. Железо они выплавляли из болотной руды в небольших печах, где слои руды, чередовались со слоями древесного угля. Посуду лепили вручную, без гончарного круга. Угры знали и ткацкое дело. Крапиву мяли, чесали и пряли в нить.

Коренные жители всегда поклонялись духам природы. Они верили, что добрых духов в природе больше. Злые духи чаще наказывают обманщиков, жадных и вредных. А людей честных, заботливых берегут добрые духи. Издревле самым почитаемым был дух хозяина сибирской земли в облике медведя. Медведя коренные жители Севера считали древнейшим жителем земли, старшим родственником всех семей. Оттого его ценили и боялись, в честь его организовывали праздники.

К этому времени Вартовские Юрты  уже  называли  Нижневартовской слободой.   Селение состояло из 12 домов  (в них  проживало 39 мужчин и 42 женщины) и    хлебного магазина.

Шли годы.  Вартовчане переезжали с одного места на другое. Но от реки  Оби ни на шаг!

В  начале прошлого века на невысоком правом берегу Оби, напротив старого села Вартовска (оно находилось на левом берегу и теперь называется Вампугол), была построена пристань.  В этой пристани пароходы запасались дровами. Через некоторое время на новом месте уже было 5 домов и жило в них 11 человек. Они заготавливали дрова, ловили рыбу, охотились. Ближе к осени туесами и ведрами собирали бруснику, крупную багряную клюкву.  

Так на  просторах великой Оби, там, где в нее впадает река Вах, начал свою историю Нижневартовск.

Кто знал, что тихая пристань на полноводной сибирской реки станет прекрасным, твоим родным городом.

Издавна в наших краях бытуют легенды о том, как поселение получило название "Вартовск".

В первой говорится, что Варта - излучина реки. Действительно, город стоит на изгибе русла реки Обь.    

Вторая легенда - красивая, но вызывает сомнения. Вартовск - это ворота.  

Третья легенда оказалась самой правдивой, поэтому в "донефтяные времена" многие в нее верили.   Старожилы еще помнят дым, валивший из огромных  и совсем маленьких котлов. В них варили гудрон. Черная смолистая масса, в народе ее называли вар, использовалась главным образом при постройке и ремонте лодок - обласок. От глагола "варить" и произошло название поселения.

Своей известностью  Нижневартовск обязан самому крупному в мире месторождению – Самотлор (Слайд из альбома: «Нижневартовск – город нефтяников»).

Мало кто знает, что на языке ханты оно называется Самлар - сердце озер. В старину вартовчане сравнивали его с ларем, который открывается сам. И чего только в нем не было! Особенно рыбы - великое множество! Это озеро было свидетелем громких событий, оно служило людям в годы тяжелых испытаний, кормило северян.

А сейчас, ребята, давайте с вами посмотрим слайды с мультимедийного альбома: «Прошлое нашего города» (Просмотр слайдов с пояснениями воспитателя). Помните, мы с вами смотрели фотоальбом: «Так строили наш город», а сейчас он строится очень быстро и дома возводятся красивые. Вы когда вырастите, тоже будете строить, украшать наш город.

А сейчас мы с вами поиграем в компьютерную игру: «Что сначала, а что потом». Эту игру принёс Данил, поэтому правила игры расскажет он сам.

Домашнее задание: Найти в Интернете интересную информацию о прошлом нашего города, принести её в электронном варианте для дополнения наших тематических альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.

Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной  группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...

конспект занятия;" Зимние истории"

Конспект открытого занятия для РМО воспитателей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Интересные истории сундучка о том, как появилась посуда».

развитие представлений о человеке в истории и культуре  для детей средней группы...

конспект занятия "Кулинарные истории"

конспект  комплексного развивающего занятия по лексической теме "Профессии" для детей 4-5 лет, и использованием интерактивной доски....

Конспект НОД Экскурсия по городу Нижневартовску (духовно-нравственное воспитание)

Экскурсия по городу Нижневартовску(духовно-нравственное воспитание)...

Конспект образовательной деятельности "История города Рыбинска"

Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного края; его достопримечательностями. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Развивать мышление и речь.  Вос...

Конспект занятия Экскурсия по городу Нижневартовску.

Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о родном городе. Познакомить детей с историей названия улиц.Вызвать интерес к истории родного города, уважение к людям, живущим и работающим в...