Конспект образовательной деятельности "История города Рыбинска"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного края; его достопримечательностями. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Развивать мышление и речь. Воспитывать интерес к истории родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « История возникновения города Рыбинска».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения родного края; его достопримечательностями. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Развивать мышление и речь. Воспитывать интерес к истории родного города.
Материал: фотографии с видами родного города, основных древних достопримечательностей Рыбинска. Карточки с продуктами питания. Пазлы «герб города».
Ход занятия.
Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем? А какой наш город? (большой, красивый, зеленый, чистый...).
- Вы все правильно сказали про наш город. А сколько лет нашему городу?
Рыбинск. В названии города - шум голубой речной волны и серебристый блеск плещущейся рыбы.
- Давайте посмотрим, какой он красивый (воспитатель выставляет фотографии с видами Рыбинска.)
- Как вы думаете, всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?
Когда-то давным-давно поставили люди свои первые дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли первые люди. Посмотрели, место им понравилось, и они здесь поселились.
- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (ответы детей).
- Правильно, раньше, когда еще не было таких больших городов, как сейчас, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. А где можно найти воду?
- Да, это- реки. Волга-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду - это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. По берегам Волги шумели богатые леса.
Давайте мы сейчас поиграем в игру - выберите те, продукты, которыми люди тогда могли питаться (дети выбирают). А почему у нас остались конфеты, колбаса, консервы?
Женщины занимались детьми, рукоделием, готовили пищу, а мужчины ходили на охоту, ловили рыбу, строили деревянные дома.
Давным - давно древнее поселение, расположенное на правому берегу реки Волги, называлось Рыбная слобода. Населяли слободу рыбаки, поставлявшие рыбу к столу великого князя Московского.
Правившая тогда Екатерина II, путешествуя в Казань по Волге, пожелала лично узнать, как живут ее « подданные». Когда она шла по улице, женщины, одетые в богатые русские платья с высокими жемчужными кокошниками устилали дорогу своими наилучшими платками. Такое усердие привело Екатерину в восхищение. Через 10 лет, милостью императрицы поселение Рыбная слобода, получило статус города.
У нашего города есть герб, хотя не у всех городов он имеется. Герб Рыбинска, который представляет собой красный щит, поделенный на две половины. В верхней части герба - медведь с секирой, выходящий из- за реки (как символ Ярославской губернии). В верхней части две лестницы, ведущие к воде, символ многочисленных Рыбинских пристаней. И еще ниже на синем фоне две стерляди, которыми некогда славилась Рыбная слобода.
- Вы любите собирать пазлы? Давайте сейчас поиграем, нужно собрать из отдельных частей целый герб нашего города.
Какой бы дорогой ни ехал в Рыбинск - всюду увидишь богатые лесами и полями земли, место гордости и радости каждого рыбинца. Сначала в городе строили только деревянные одноэтажные дома. Участки маленькие были, поэтому и дома стояли тесно, скученно. Из - за этого случались частые пожары. На месте сгоревших, стали появляться кирпичные здания.
Богатые купцы на свои деньги стали строить в городе красивые, не похожие друг на друга, двух и трехэтажные дома, которые мы можем увидеть в старой части нашего города.
- Какие старинные здания вы знаете? (ответы детей).
- Правильно. Это Спасо - Преображенский собор, здание хлебной биржи, пожарная каланча, дом, где находится наш детский сад и многие другие.
Старые здания рыбинцы берегут, архитекторы - строители следят за ними, чтобы они прослужили как можно дольше в память о прошлом города.
- Давайте поиграем в игру « Найди отличия» (найти одни и те же здания в старом и в настоящем городе и сравнить их).
Рыбинск очень красивый город. Художники рисовали его на картинах, поэты писали о нем стихи.
Вот послушайте:
Когда в разговоре попутчик случайный
« Откуда вы родом?- вдруг спросит меня,
Я с ним поделюсь своей гордостью тайной,
Отвечу негромко: « Из Рыбинска я».
Я в городе этом родился и вырос,
Здесь в жизнь начиналась дорога моя.
Собор величавый и мост через Волгу…
Как память священную в сердце храня,
В гостях не могу оставаться надолго,
Все тянет назад, ведь из Рыбинска я.
Я дома и вновь повторяю упрямо,
Меня не прельщают курорты, моря,
И все объясняют так просто и прямо
Три слова заветных - из Рыбинска я.
Конспект занятия:
« Улицы нашего города».
Цель: Уточнить знания детей о названиях улиц. Дать знания о происхождении улиц в древности. Показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории родного города. Развивать воображение и речь детей, умение объяснять, почему улицы называются именно так. Пробудить у них интерес к истории своего города.
Материал: фотографии улиц города старых и современных. Карты города старая и современная.
Ход занятия:
- Дети, знаете ли вы, сколько в нашем городе улиц, переулков, площадей? Почему они носят то или иное название? Кто и когда присваивал им имена, когда и почему они менялись? Много интересного таят в себе наши улицы. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по названиям улиц.
- Вы уже знаете, что в Рыбинске много улиц, потому что город большой. Какие улицы вы знаете? Как называются улицы, на которых вы живете? (ответы детей).
Раньше Рыбинск был не таким большим как сейчас. Дома строили рядами, друг за другом, получалась улица. Но названий у улиц тогда не было. Улочки были узкие, солнце их не прогревало, а после дождей - грязь непролазная. Улиц появлялось все больше и больше, и люди стали им придумывать названия. А как давали названия? По- разному. На одной улице селились кузнецы, на другой конюхи. И люди, когда шли на эту улицу: « Пойду к кузнецам, пойду к конюхам». У улиц появились названия – Кузнецкая (ул. Гоголя), Конюшенная (ул. Пушкина). Город рос и вскоре у него появился первый план, утвержденный императрицей. Теперь уже нельзя было строить что и где попало. Нарисована была сетка прямых продольных и поперечных улиц, как в столице. Вначале на плане города было показано 32 улицы и только у 18 из них есть названия.
( Воспитатель показывает детям старую карту города.)
- Каждая большая или маленькая улица имеет свое лицо, а уж о названиях можно написать большую книгу - в них, как в зеркале, отразилась история нашего города. Для Рыбинска - труженика, характерны названия, связанные с профессиями: Буксирная, Лоцманская, Якорная.
Дидактическая игра: « Кому что нужно для работы».
Вы все знаете такое название - Крестовая улица. Почему она так называется?
По-старинному перекресток - крестец, крест. Пересечение двух главных дорог и дало название этой улице. В центре города были Вознесенский переулок и малая Преображенская улица, названные в честь больших религиозных праздников « Вознесенья» и « Преображенья».
Рассматривание фотографий, с изображением этих улиц.
- Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами людей. Не исключение и Рыбинск. Многие улицы были названы по имени домо - и землевладельцев. Так улица Плеханова раньше называлась Бабарыкинской. Она проходит по землям, откупленным городом у сестер - помещиц Бабарыкиных. Улица Румянцевская называлась Холоповской. Позже она получила имя землевладельца Румянцева. Улица Карякинская. Так благодарные рыбинцы за большой вклад Василия Александровича Карякина в благоустройство этого района переименовали улицу Игуменскую. Карякин построил здесь городское училище (сейчас в этом красивом здании расположен госпиталь инвалидов войны). Создал чудесный сад для отдыха горожан. Купец первой гильдии, он кроме торговых дел занимался общественными делами. Сейчас сад находится в плачевном состоянии.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Лабиринт».
- Читая названия улиц, мы словно перелистываем страницы нашего города. Рядом с Волжским мостом, виден глубокий овраг. Когда-то здесь протекал ручей Ерш и стояли деревни Старый Ерш и Новый Ерш. Ручья и деревень давно уже нет, зато на их месте появились улицы у моста - Староершовская и Новоершовская. Некоторые улицы расположены рядом с дорогами, ведущими к ним. Это - Мышкинская, Углическая, Мологская, Ивановская.
Мы говорили о некоторых улицах, которые носят названия селений. Такая практика существует во всех наших городах, но у Рыбинска в этом отношении есть и своеобразие.
В середине 30-х годов началось затопление зоны будущего Рыбинского водохранилища. До начала этой операции, жители были переселены. Частично на новые места перевезены и строения. Большая часть людей обосновалась в Заволжском районе. Селились люди кучно, так сказать землячествами и новообразованным улицам давали названия тех селений, в которых жили до затопления. Таких названий 13. Вот улицы, названные в память о селениях из зоны затопления: Большая и Малая Вольские, Мологская, Сырневская, Чегская, Переселенческая и др.
Вот и подходит концу путешествие по улицам нашего города.
Названия улиц - есть отражение жизни со всеми радостями и горестями, достижениями и неудачами. Это наша история. И относиться к ним надо, как к памятникам истории.
- А сейчас, я вам хочу предложить построить из строителя улицы и дать им свои названия. Постарайтесь обосновать свое название.
Домашнее задание: спросить родителей откуда произошли названия улиц на которых вы живете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект образовательной деятельности "город Безопасных дорог"
знакомить детей с правилами дорожного движения...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Я и мой город Рыбинска ». (средний дошкольный возраст)
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу....
Конспект образовательной деятельности "Мой город - Рыбинск"
Материал для родителей и педагогов...
Конспект образовательной деятельности «Город Экоград»
Конспект образовательной деятельности «Город Экоград»...
конспект образовательной ситуации "Город, где мы живем"
Расширять и систематизировать представления детей о своем городе....
Конспект образовательной деятельности "Город профессий"
Конспект образовательной деятельности Важные и нужные профессии: врач и медсестра...
Конспект образовательной деятельности "Город счастья" (права детей)
Конспект образовательной деятельности "Город счастья" (права детей) в старшей группе...