Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру в старшей группе.
Тема «Труд хлеборобов»
Задачи: Воспитывать положительное отношение к трудящемуся человеку бережно относиться к результатам труда, развивать любознательность, интерес к результатам труда: развивать любознательность, интерес к окружающему, познакомить с процессом выращивания хлеба ,расширять и углублять представление о содружестве человека и природы обобщать словарный запас.
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе, рассматривание иллюстраций к сказке «Колосок», рассматривание картинок «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов», сюжетно-ролевая игра «Булочная».
Материал: Сказка «Колосок» ,колосья пшеницы, слайды.
Словарная работа: хлеборобы, пахота, сев, жатва, янтарные зёрна, агроном помол, мукомол, бороздки.
В группу заходит Незнайка. У него за спиной колосья пшеницы. Незнайка читает четверостишье:
«Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна»
Воспитатель: О каких зёрнах прочёл Незнайка;
Дети: Это - пшеница.
Незнайка: -показ колосьев пшеницы,
Воспитатель: Незнайка пришёл к нам, чтобы узнать как выращивают хлеб. (Незнайка садится с детьми)
Дети, а кто выращивает пшеницу?
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель: Дети, давайте вместе с Незнайкой отправимся в путешествие, в поле где выращивают хлеб.
Хлеборобы выращивают много зерна на бескрайних полях, с помощью зерна можно накормить хлебом всю страну. В детском саду в школах, в хлебных магазинах каждый день пахнет свежим хлебом.
А давайте, вспомним люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.
Дети: Тракторист, комбайнёр, агроном, шофёр, мукомол.
Читает ребёнок.
Загадка
Человек его водит,
Бензином кормит,
А он землю пашет -
За собой плуги тащит. (Трактор)
Показ слайдов «Пахота»
Путь от зерна до каравая длинный и трудный .Надо вырастить зёрна прежде , чем на нашем столе окажется ароматный свежий хлеб.
Чтобы собрать хороший урожай , недостаточно бросить семена в землю. Поле перед посевом удобряют. Трактора пашут землю, но сначала к трактору прикрепляется плуг. Задача плуга перевернуть верхний слой земли ,чтобы земля стала мягкой, рыхлой, пригодной для сева. Семена в такой разрыхлённой земле быстро прорастут.
Чтобы не дать в «обиду» солнышку и ветру зёрнышки прикрывают землёй.
Воспитатель обращается к Незнайке: Наши дети знают пословицы и поговорки:
«Не удобришь рожь, соберёшь хлеба на грош.»
«Кладу не ищи, а землю паши - и найдёшь.»
«Кто не ленив пахать ,тот будет богат.»
Загадка
(загадывает ребёнок)
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели поливает,
Две недели подсыхает, (хлеб.)
Демонстрация слайдов 2 «Сев»
(читает ребёнок)
«Что посеешь-то и пожнёшь»
Семена готовят к посеву тщательно. Их перебирают. Семенем- не каждое зёрнышко может стать, а то которое соответствует определённому размеру, форме, на определённую глубину сажают семена.
Если посадишь слишком глубоко - не хватит сил у ростка выбраться наружу. Если не будут прикрыты семена достаточным количеством земли, то станут лёгкой добычей птиц. Семена высевают на определённом расстоянии друг от друга. Трактор остаётся надёжным помощником хлеборобов. К нему прикрепляется сеялка, в ней находятся ящички, в которых помещаются семена, они падают в бороздки на определённом расстоянии и ещё заделывающие устройства, которые засыпают бороздки землёй и выравнивают поверхность.
Воспитатель: Наши дети ещё знают пословицы и поговорки:
«Овёс не князь, любит грязь.» (сырую землю)
«Сей в добрую пору cоберёшь хлеба гору.»
Демонстрация слайдов 3 «Хлеб растёт»
С того момента, как зёрнышко попало в землю ,оно стремится выбраться наружу. Зёрнышку даёт тепло и свет- солнышко, оно светит и согревает землю. Зёрнышко в тепле прорастает. Нужно зёрнышку не только тепло, но ему нужно «поесть» и «попить», а кормит зёрнышко земля- матушка, потому, что в ней находятся необходимые питательные элементы для роста . Ещё для роста хлеба нужен дождь, но в меру. Слишком часто если идёт дождь ,он мешает созреванию урожая. И в старину говорили такую закличку : «Радуга-дуга перебей дождя, подай солнышка.»
(читает ребёнок)
За ростом пшеницы наблюдает агроном. Агроном-это человек, который знает, как растить хлеб, какие вредители могут помешать его росту ,какие болезни нападают на растения. Если нападают жуки –вредители, их надо уничтожить и тогда агроном зовёт на помощь лётчиков. Пилоты в специальные баки заливают «лекарство» для хлебного поля и вредителей уничтожают. Самолёт летит над полем и распыляет лекарство. Хлебное поле называют красивым словом «нива».
(читает ребёнок)
Хороша ты, нива,
Нивушка родная,
Ты блестишь красиво,
Нива золотая!
А в колосьях, знаем,
Летом зёрна зреют,
Добрым урожаем,
Наши души греют.
Демонстрация слайда 4 «Жатва»
(читает ребёнок)
«Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке .
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Жатва- это когда зёрна хлебов созрели и пора убирать урожай.
Жатву нужно начать вовремя, иначе все усилия хлеборобов окажутся напрасными. Трудоёмкий процесс- уборка зерна, он не обходится без комбайнёров. Комбайн сразу скашивает и обмолачивает растения. Зерно очищают после обмолачивания, перерабатывают и закладывают на хранение в зернохранилище, которые называют элеваторами и там его сушат и хранят.
Чтение стихотворения (читает ребёнок)
«Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки
Рожь поспела , пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят, взад- вперёд, из края в край.
Утром рожь стеной стояла ,к ночи ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зёрнышко.
Слайд5 «Помол зерна»
Из собранного на полях зерна делают муку. Зерно отправляют на мельницу. Прежде чем его будут молоть, его необходимо очистить. Зёрна просевают через сита, продувают сильным потоком воздуха, специальными приборами отделят семена более короткие и более длинные. Очищенные зёрна можно молоть .Так на мельнице получают муку.
Игра «Назови –Какой, какая, какое?»
Хлеб из ржи –ржаной.
Хлеб из пшеницы- пшеничный.
Каша из пшена- пшённая.
Каша из овса- овсяная.
Каша из ячменя- ячневая.
Каша из кукурузы- кукурузная.
Каша из гречихи- гречневая.
Поле с рожью- ржаное.
Поле с пшеницей- пшеничное.
Поле с овсом- овсяное.
Поле с ячменём- ячменное.
Поле с кукурузой- кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом- просяное.
Читает ребёнок стихотворение
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Стали зёрнышки мукою.
Рефлексия
Вместе с детьми составляем схему рассказа о процессе выращивания хлеба.
Незнайка угощает детей выпечкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
открытое занятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"
Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст
На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...