Методическая разработка образовательной деятельности по экспериментированию в младшей группе «Путешествие с капелькой в царство воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

 

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ml._gr.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в  младшей группе

«Путешествие с капелькой в царство воды»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде. 
Задачи:
образовательные: 
-формировать представление о свойствах воды с помощью опытнической деятельности;
-создать целостное представление о воде как о природном явлении;
-дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
- правилах обращения с водой в быту и в природе;
развивающие:
- развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение, умение самостоятельно делать выводы;
-обогащать и активизировать словарь;
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, природе, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, сообща.
Словарная работа: прозрачная, светлая, превращается, разноцветная, жидкость, бесцветная, безвкусная, опыт.
Методические приёмы: сюрпризный момент (появление капельки и превращение детей в капельки); практические: (опыты с водой); наглядные: рассматривание предметных картинок живых и неживых предметов,  словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование: капелька, хрюша (игрушки), пластиковые стаканчики по количеству детей, одноразовые трубочки по количеству детей, вода, сок, сахар, ложка,  гуашь разных цветов, бутылочки; шапочки капельки по количеству детей, магнитофон с записью  звуков воды, голубая ткань, мельницы, бумажные полотенца.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде).
2.Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом. 
3.Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»;
4.Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает». 

ХОД

1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Сядем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Звучит музыка: звук дождя.

Воспитатель: Ребята, чья это песенка звучит?

Ответы детей (это дождик)

Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть сюрприз (показывает пузырек с водой). Узнаем, что здесь внутри. Закройте глазки, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки).
Воспитатель: Открываем глазки, что у вас на ладошках?

Ответы детей: (капелька воды).

Воспитатель: Посмотрите. Сегодня к вам в гости пришла Капелька.

(Игрушка капельки):
Я водяная Капелька, 
Я очень всем нужна,
Покапаю, покапаю, 
Получится вода.
Воспитатель: Если собрать все капельки, то они превратятся, как вы думаете во что?

Ответы детей (в ручеёк!)

Капелька: -Ребята, а вы хотите стать капельками и отправиться со мной в Царство воды? Ответы детей.

 - Повторяйте за мной:
Глазки ручками закрыли, 
Тихо-тихо повторили:
Без меня не будет моря, океана и реки.
Раз, два, три…Стали капельками мы!
(присели, воспитатель одевает на голову шапочки капелек).
Воспитатель: - Капельки, наша капелька пригласила нас в Царство воды, чтобы мы узнали, какая вода, как она и где живет. Посмотрите, какой ручеёк течёт у нас, вот он нас и доведет в гости к капельке. Предлагаю Вам, отправиться в путь вдоль ручейка!

2. Содержательный этап

Капелька: Капельки! Слышите, как шумит вода, давайте вместе с водичкой споем её песенку «Ш-Ш-Ш». (Дети повторяют «ш-ш-ш»).

( Дети идут вдоль ручейка и подходят к столу, на котором сидит Хрюша и рядом стоят два кувшина с водой. В одном горячая вода,  а в другом холодная)

Капелька: Капельки, кто это?

Ответы детей: Хрюша. (воспитатель берет Хрюшу в руки и показывает его детям )

Воспитатель: Хрюша, очень спешил к нам в гости и по дороге упал в лужу и перепачкался! Капельки, как вы думаете, как мы можем помочь Хрюше, что мы можем сделать для него? Что для этого нам понадобится?

Ответы детей: (умыть, помыть, чтобы он стал чистым и опрятным), (вода, полотенце).

Опыт №1 теплая вода (смешивание)

Воспитатель: А какой водой мы умоем Хрюшу, горячей или холодной? Почему?

Ответы детей: (горячей водой обожжемся, а от холодной воды руки замерзнут)

Капелька: Что же нам делать?

Воспитатель: Вот  посмотрите! На столе стоит два кувшинчика: в одном горячая вода, а в другом - холодная. (Воспитатель дает потрогать кувшинчики с водой детям).  

Воспитатель: Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы умыть Хрюшу?

Ответы детей: (смешать горячую и холодную воду, чтобы получилась теплая вода)

Ход опыта: в таз выливают горячую воду, затем добавляют холодную воду. Получают теплую воду. Пробуют и вытирают руки полотенцем.

Воспитатель: Вода какая стала? Как мы получили теплую воду?

Ответы детей: (теплая, смешали горячую воду и холодную и получили теплую).

 Капелька: Ну, а теперь можно смело и умыть нашего Хрюшу!

(умывают Хрюшу, проговаривая потешку).

Потешка: «Вот у нас водица!»

«Вот у нас водица, умоем наши лица.

Щечки умываем, нос не забываем! 
Ручки намываем. Грязь не оставляем!» 
(воспитатель умывает Хрюшу и вытирает его полотенцем).

Воспитатель: Капельки, предлагаю дальше отправиться в путешествие  вдоль нашего ручейка!

Зрительная гимнастика

Подходят к другому столу, на котором стоит комплект для игр с водой водяные мельницы и стаканчики с водой.

Опыт №2 Вода – жидкая, течет.

Воспитатель: Капельки, перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите их и по очереди полейте на мельницу воду из стаканчика.

- Что с водой происходит? Что вода делает?  Почему?

Ответы детей: (вода льется, вода жидкая)

Капелька: Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы литься и вращать мельницу, не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вода жидкая!

Капелька: - Мы слышали, как шумит вода, давайте вместе с водичкой споем её еще раз «Ш-Ш-Ш». (Дети повторяют «ш-ш-ш»).
Капелька:  Предлагаю Вам, отправиться дальше, а по пути поиграть.

Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)

От дождя мы все укрылись присесть

Дети подходят к третьему столу, на котором стоят стаканчики с соком и водой, камушки.

Опыт №3 Вода прозрачная.

Воспитатель: Посмотрите, капельки, что у нас здесь?

Ответы детей: (стаканчики с соком и водой, камушки).

Воспитатель: Возьмите один камушек и опустите его в стакан с соком и  внимательно посмотрите, видно ли в стакане с соком камушек. Почему?

Ответы детей: (нет, сок оранжевый).

Воспитатель: А теперь отпустите камушки в стаканчик с водой, и посмотрите. Видны камушки в воде? А как вы думаете почему мы их видим?

Ответы детей: (да, видно, вода прозрачная, не имеет цвета).

Капелька: Капельки! Отправляемся дальше!

Дыхательная гимнастика.(капелька предлагает подышать свежим воздухом. Вдох-выдох)

Подходят к  столу, на котором стоят стаканы с водой, трубочки, сахар-рафинад, ложечки. Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Опыт №4 «У воды нет вкуса».

Воспитатель: Капельки, скажите, есть ли у воды вкус?

Ответы детей: (у воды нет вкуса.)
Воспитатель: Что будет, если мы в воду добавим сахар?

Ответы детей: (вода станет сладкой).

Капелька: А мы сейчас проверим! кладем в воду кусочек сахара, размешайте и попробуйте, какая вода на вкус? 
Капелька: Что будет, если мы в воду добавим соль, лимон? Какая станет вода?

Ответы детей:(вода станет соленая и кислая)

3. Заключительная часть: Рефлексия

Капелька: Дорогие мои капельки! Вот  вы и пришли в мое царство воды. Что же вы узнали интересного, пока добирались  ко мне в гости? Какая бывает вода?

Ответы детей: (вода жидкая, не имеет вкуса и запаха,  вода прозрачная, бывает холодной, теплой, горячей.) 
Капелька:  все капельки царства воды приготовили вам сюрприз, который находится в бутылочках.

Опыт: « Цветная вода»

Воспитатель: Ребята, какое интересное путешествие с Капелькой у нас получилось! Хотели бы вы, еще отправиться в такое путешествие. (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы."Путешествие в зимний лес"

Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей групыы, направленный на следующие цели:- Обогащение и актуализация словаря по теме "Зима", "Дикие животн...

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием метода сторителлинг в подготовительной к школе группе «Путешествие листочка» Образовательная область «Речевое ра...

Методическая разработка образовательной деятельности с элементами сторителлинга в старшей группе «Путешествие в мир сказок» Образовательная область «Речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с элементами сторителлинга в старшей группе «Путешествие в мир сказок» Образовательная область «Речевое развитие»...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в царство насекомых»

Формировать понимание  ребенком того, что Земля – наш общий дом, а все живущие на ней жители, часть природы, которую нужно беречь...

Методическая разработка образовательной деятельности «Путешествие в царство математики»

1.Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание в пределах 10.2.Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни н...

Методическая разработка Занятие по ФЭМП в средней группе «Путешествие в подводное царство»

Цель: закрепит прямой и обратный счет в пределах 5; закрепит умения сравнивать предметы по высоте, ширине, их месторасположение.Задачи:Социально - коммуникативное развитие задачи:восп...