Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
В нашем детском саду достаточно много детей, принадлежащих к разным этническим группам и конфессиям (вероисповедание), поэтому нам - педагогам приходиться решать задачу воспитания уважение к людям разных национальностях и их обычаям . А это значит подготовить воспитанников к жизни, к общению со множеством других, очень разных людей.
Такая социальная потребность побудила нас к созданию проекта «День родного языка», посвятив его Международному дню толерантности, который празднуется 16 ноября
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_luchshiy_proekt.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 города Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
Проект
«День родного языка»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор проекта: Софронова Светлана Михайловна
Воспитатель II квалификационной категории
2016 год
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | Образовательный проект «День родного языка » |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта | Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста |
Цель проекта | Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. |
Задачи проекта | Задачи для педагога: 1.Создание условий в ДОУ для формирования толерантной культуры, первичных представлений у детей о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа 2.Организация системной работы в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, других народов РФ. 3. Содействие формированию толерантного поведения дошкольников, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке. Задачи для воспитанников: 1.Расширять представления о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа. 2. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности. 3 Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к людям разных национальностях и их обычаям.. 4. Формировать первичные представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, Задачи для родителей: 1.Организация системы взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры. 2.Повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения. |
Сроки реализации | Долгосрочный сентябрь 2016 - ноябрь 2016 |
Вид проекта | Творческий |
Особенности проекта | Опирается на личный опыт педагогов, родителей, детей |
Итоги проекта | Совместная интегрированная деятельность «Дружная семья» |
Содержание проекта
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе уважение к людям разных национальностях и их обычаям имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
ФГОС ДО в качестве одних из основных принципов дошкольного образования рассматривает « приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» , «учет этнокультурной ситуации развития детей» [2, гл.1, п.1.4]. И поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Проблема
В нашем детском саду достаточно много детей, принадлежащих к разным этническим группам и конфессиям (вероисповедание), поэтому нам - педагогам приходиться решать задачу воспитания уважение к людям разных национальностях и их обычаям . А это значит подготовить воспитанников к жизни, к общению со множеством других, очень разных людей.
Такая социальная потребность побудила нас к созданию проекта «День родного языка», посвятив его Международному дню толерантности, который празднуется 16 ноября.
Участники проекта Педагоги, специалисты, родители, воспитанники старшей и подготовительной группы.
Срок реализации проекта сентябрь 2016 – ноябрь 2016 гола
Место реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» г. Лениногорска «Лениногорского муниципального района» РТ.
Цель: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи для педагога:
1.Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей
2.Организация системной работы в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, других народов РФ.
3. Содействие формированию толерантного поведения дошкольников, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.
4. Поддерживать инициативу детей с целью получения новых знаний.
Задачи для воспитанников:
1.Расширять представления о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа.
2. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к людям разных национальностях и их обычаям..
4. Формировать первичные представления о своей принадлежности к человеческому сообществу.
Задачи для родителей:
1.Организация системы взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
2. Повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения.
Планируемые результаты реализации проекта
1.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства,
2. Понимание того, что все люди равны вне зависимости от их этнической принадлежности, религиозных и других верований.
3. Умение творчески применять полученные знания, умения, навыки в разных видах деятельности; владеющий исследовательскими умениями.
4. Усиление взаимосвязи в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный; Изучение, анализ, синтез методов и приемов, изучение научно-методической литературы по данному направлению и подборка необходимого программно-методического сопровождения, создание предметно-развивающей среды
2 этап – планирование; разработка проекта, составление плана мероприятий, создание временных творческих коллективов. Определение критериев эффективности проекта и планируемых результатов
3 этап – деятельностный; Реализация проекта
4 этап – заключительный. Обобщение результатов реализации проекта. Проведение совместной интегрированной деятельности «Дружная семья»
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Интеграция областей | Срок проведения | Ответственный |
Деятельность педагога | ||||
1. | Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта, разработка этапов проектной деятельности | сентябрь | Воспитатели, специалисты | |
2. | Разработка диагностики уровня знаний о малой родине, представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа. | сентябрь | Воспитатели, специалисты | |
3. | Изучение и отбор содержания научно-методической литературы, нормативно-правовых документов | сентябрь | Воспитатели, специалисты | |
4. | Определение основных направлений деятельности и сроков работы | сентябрь | Воспитатели, специалисты | |
5. | Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, специалистов . | сентябрь | Воспитатели, специалисты | |
6. | Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее | ноябрь | Воспитатели, специалисты | |
Деятельность с детьми | ||||
1. | Диагностирование детей уровня знаний о малой родине, представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа. | Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное | сентябрь | воспитатели |
2. | Тематические беседы: «Моя дружная семья», «Праздники в семье», «Мой родной город», «Моя республика», «Мы все разные , но мы все равны», «Народы России» | Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное | Октябрь, ноябрь | Воспитатели, специалисты |
3. | Экскурсия в краеведческий музей , в библиотеку, в мини-музей детского сада. | Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное | Октябрь | воспитатели |
4. | Целевые прогулки по городу | Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное | Октябрь | воспитатели |
5. | Проведение тематических дней: – День вежливости, – День прав ребенка, – День добрых дел и т.д. | Социально-коммуникативное. Речевое, познавательное | Октябрь | Воспитатели, специалисты |
6. | Ознакомление с социальным миром «По родным волжским просторам», «Мы живем в Татарстане», «Мое Отечество – Россия», «Символ дружбы» | познавательное | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
7. | Ознакомление с предметным миром «Национальные блюда» «Национальный костюм» | познавательное | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
8. | Ознакомление с миром природы «Животные и растения родного края», «Красная книга» | познавательное | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
9. | Изобразительная деятельность «Моя дружная семья», «Мой родной город», «Природа родного края», «Символ дружбы», «Орнамент родного края», «Национальный костюм моего народа» | Художественно- эстетическое | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
10. | Музыкальная деятельность Слушание музыкальных произведений композиторов разных народов, знакомство с национальными плясками, национальными музыкальными инструментами, разучивание песен на родном языке. | Художественно- эстетическое | Октябрь, ноябрь | Воспитатели, специалисты |
11. | Приобщение к художественной литературе Чтение произведений поэтов и писателей народов Поволжья, фольклор народов России | Речевое | Октябрь, ноябрь | Воспитатели, специалисты |
12 | Заучивание приветствий на родном языке, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, о семье, о равноправии. | Речевое | Октябрь, ноябрь | Воспитатели, специалисты |
13. | Развитие речи Рассматривание картин, составление рассказов о дружбе, семье, стране, пересказы | Речевое | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
14 | Физическая культура Разучивание подвижных игр народов России | Физическое | Октябрь, ноябрь | воспитатели |
15 | Игровая деятельность Организация сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление норм поведения в социуме . | В течение всего проекта | воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
1. | Ознакомление с семьями воспитанников, проведение анкетирования. |
| Сентябрь | воспитатели |
2 | Консультация для родителей на тему: «Родной язык в семье», «Как сохранить языковую среду», «Преимущество двуязычия в семье» и др “ | Октябрь, ноябрь | воспитатели | |
3. | Конкурс рисунков «Национальный костюм». |
| октябрь | воспитатели |
4. | Совместная деятельность детей и родителей по разучиванию приветствий, выступлений на родном языке. | В течение всего проекта | воспитатели | |
5. | Встречи за круглым столом. | октябрь | воспитатели | |
6. | Родительское собрание «Родное слово» в рамках Недели толерантности | ноябрь | воспитатели | |
7. | Изготовление буклетов и памяток по теме проекта | воспитатели | ||
8. | Сбор информации, наглядного материала, национальных костюмов | В течение всего проекта | воспитатели | |
9. | Проведение совместной интегрированной деятельности детей и родителей “Дружная семья” | . | апрель | Воспитатели, специалисты |
Выводы
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники, имеют представление о социокультурных ценностях, традициях и праздниках своего народа, знакомы с национальными играми, сказками народов Поволжья. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в разных видах деятельности, способны организовать свою деятельность. Дети нашей группы владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, могут выступать перед аудиторией, уважительно относятся культуре разных народов.
Реализация данного проекта повысила ответственность родителей за толерантное воспитание своих детей.
Все вышеперечисленное внесет значительное изменение в психологический климат детского коллектива и повлияет на повышение качества образовательного процесса.
Мы успешно решили поставленные задачи.
Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
У детей появился особый интерес к традициям и обычаям разных народов нашей страны. Дети решили больше узнать о многообразии народов на нашей планете Земля.
Литература
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» » / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3 изд-е, испр. и доп. 2016 .– с.368.
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир: методическое пособие/О.Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез,2010.- 164с
3..Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 136 с.
4. Синова И.В.« Народы России. История и культура, обычаи и традиции». – Издательский дом «Литера», 2010 г.
5. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – Москва, 2010 г..
6. “Воспитание детей на традициях народной культуры” Программа, разработки занятий и мероприятий, П.В.Ватаман. Волгоград. 2008 г.
7. Строгонова В.Г. “Воспитание толерантности” М. 2007
8. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
9. Савченко В.И.. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2013 г..
10. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет» М.: Мозаика-Синтез,2010.- 164с
11.«Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников., 2012 г.
12. Маханева Н.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Методическое пособие, 2009 г
13. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры», 2010 год.
14.Э. Алиева, О. Радионова. «История Карапушек. Как жить в мире с собой и другими». Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантности, 2015 г.
15.Материалы сети Интернет.
Детский портал "Интернетёнок" http://internetenok.narod.ru/
Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/
Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
Детский портал "Теремок" http://teremoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...
Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...
Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста
закрепление полученных знаний на занятиях обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме....
Сценарий мероприятия посвященного международному празднику - Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста
Развитие интереса воспитанников к родному русскому языку, языкам других народов России и мира...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...
- Мне нравится (1)