Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста
материал по обучению грамоте (старшая группа)
закрепление полученных знаний на занятиях обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kvn_po_rodnomu_yazyku.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект КВН «Родной язык»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.
Задачи:
-закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); - формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;
-упражнять в образовании существительных с помощью суффикса: подвести итоги речевой подготовки детей к школе;
- развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно- логическое и образное мышление;
- обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Ход праздника
Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры- команды «Знайки» и «Умники» -входят в зал и встают друг напротив друга.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. А как вы понимаете, что такое родной язык? Какой наш родной язык?
В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,
Бранных слов, не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Итак, мы начинаем КВН «Наш родной язык». Русский язык- язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах! А сначала я представлю участников КВН. Слева- команда «Знайки»,
Логопед : Справа – команда «Умники».
Представление жюри.
Воспитатель: дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.
Внимание, внимание! Друзья!
Вот первый конкурс объявлю я.
Вы на вопросы смело отвечайте
И баллы для команды получайте!
Логопед : наша речь богата словами о временах года. Поговорим о зиме.
Объявляется аукцион «Кто больше назовет «зимних» слов».
Команды по очереди называют слова. Жюри дает оценку разминке.
Конкурс 1. «Загадка»
Воспитатель: Потренируем смекалку, сообразительность, ум. Каждая команда поочередно отгадывает загадки.
Первым загадывает команда Знайки.
1 Выпуча глаза сидит,
По–турецки говорит,
По-блошачьи прыгает,
По-человечьи плавает. (ЛЯГУШКА)
2 По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (БАРАН)
3 Золотое яблочко,
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбки — лучи очень горячи. (СОЛНЦЕ)
4 Хоть у нас 4 ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз. (СТУЛЬЯ)
6 Ежедневно в 7 утра
Он трещит вставай по-р-ра. (БУДИЛЬНИК)
7 Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (СОБАКА)
А теперь команда Умники.
1 На бочонок я похожий,
Громкий, звонкий, толстокожий.
На лысине — макушке
Пляшут две подружки.
Несмотря на пустоту
Голос слышен за версту… (БАРАБАН)
2 Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под горой-
Все равно он будет мой. (ДЯТЕЛ)
4 В ярком платье- модница
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает
Утомился- отдыхает. (БАБОЧКА)
5 Он и стройный и красивый
У него густая грива
Он копытами цок-цок
Покатай меня, дружок. (КОНЬ)
6 Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)
7 Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (ГРИБ)
Жюри дает оценку команд.
Конкурс 2. «Скороговорка»
Логопед : мы переходим к следующему конкурсу. Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.
Конкурс начинает команда «Знайки».
2У осы не усы, а усики.
А теперь команда «Умники».
Купил Ипат 5 лопат.
Конкурс 3. «Пословицы»
Воспитатель: Пословицы украшают нашу речь. Делают её выразительнее, ярче. Итак, команды готовы, собираем пословицы из двух картинок.
Конкурс 4. «Доскажи словечко»
Конкурс 5. Игра «Наоборот»
Воспитатель: Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. ( Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)
Конкурс 6. Игра многозначные слова:
На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
Конкурс 7. Команды должны выполнить звуковой анализ слов ЛИСА и ВАЗА.
Конкурс 8. «Украшение матрёшки»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.
Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
Оценка работ.
- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)
Оценивание жюри.
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Конспект занятия
«На родном языке говорю»
Тема: «На родном языке говорю»
(подготовительная группа)
Цель: - познакомить детей с днём родного языка;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к другим народам, поддерживать дружественные отношения среди различных национальностей.
Задачи:
1. Закреплять знания о дне родного языка; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.
2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.
3. Воспитывать любовь к своей родине, русскому языку нганасанскому долганскому языку, и другим языкам народов Севера.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного поселка, карточки с картинками разных народов
Ход занятия:
1. Прослушивание гимна России.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Дети: Глобус!
Воспитатель: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Воспитатель: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
Воспитатель: И в какой стране же мы с вами живем?
Дети: В России.
Воспитатель: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Дети: На русском.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят Русские (русском, Нганасаны (нганасанском,
Долганы (долганском) Ненцы (ненецком, и т. д
Молодцы!
Воспитатель: Для чего нам нужен язык?
Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.
Воспитатель: Правильно!
Международный день родного языка празднуют 21 февраля.
И сегодня, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык.
2. Пословицы
Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
- Язык острее бритвы.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой – враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.
3. Беседа:
Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.
И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.
Россия – многонациональное государство. Все народы, населяющие её, имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Крайнего Севера. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Наряду с долганским, нганасанским, языками на Севере свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на немецком, английском и других языках.
4. Игра «Наоборот»
- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу,
например:
большой – долг. – улакан. нганас. – аника,
маленький – долг - оччугуй. нганас – селааку.
широкий – долг. - кен. нганс – тонгойка.
толстый, - долг – hон. нганас – дярбайка.
горячий, - долг – ити, нганас – hекутэ,
длинный, - долг - уhун, нганас – найбагэ,
высокий, - долг - улакан, нганс – аника,
громкий, - долг – айдан, нганас – дяйсага.
5. Воспитатель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на разных языках для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.
6. Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир) Далее дети рассматривают карту мира, где воспитатель показывает разные страны.
Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать всем детям и вместе пропеть гимн России, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...
Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...
Сценарий мероприятия посвященного международному празднику - Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста
Развитие интереса воспитанников к родному русскому языку, языкам других народов России и мира...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...