Конспект КВН «Родной язык» для детей старшего дошкольного возраста
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Елена Васильевна Юрченко

закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvn_po_rodnomu_yazyku.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект КВН «Родной язык»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.

Задачи:

-закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении); - формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;

-упражнять в образовании существительных с помощью суффикса: подвести итоги речевой подготовки детей к школе;

- развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно- логическое и образное мышление;

- обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход праздника

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры- команды «Знайки» и «Умники» -входят в зал и встают друг напротив друга.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. А как вы понимаете, что такое родной язык? Какой наш родной язык?

В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,

Бранных слов, не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Итак, мы начинаем КВН «Наш родной язык». Русский язык- язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах! А сначала я представлю участников КВН. Слева- команда «Знайки»,

Логопед : Справа – команда «Умники».

Представление жюри.

Воспитатель: дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый конкурс объявлю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Логопед : наша речь богата словами о временах года. Поговорим о зиме.

Объявляется аукцион «Кто больше назовет «зимних» слов».

Команды по очереди называют слова. Жюри дает оценку разминке.

Конкурс 1. «Загадка»

Воспитатель: Потренируем смекалку, сообразительность, ум. Каждая команда поочередно отгадывает загадки.

Первым загадывает команда Знайки.

1 Выпуча глаза сидит,

По–турецки говорит,

По-блошачьи прыгает,

По-человечьи плавает. (ЛЯГУШКА)

2 По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (БАРАН)

3 Золотое яблочко,

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбки — лучи очень горячи. (СОЛНЦЕ)

4 Хоть у нас 4 ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз. (СТУЛЬЯ)

6 Ежедневно в 7 утра

Он трещит вставай по-р-ра. (БУДИЛЬНИК)

7 Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (СОБАКА)

А теперь команда Умники.

1 На бочонок я похожий,

Громкий, звонкий, толстокожий.

На лысине — макушке

Пляшут две подружки.

Несмотря на пустоту

Голос слышен за версту… (БАРАБАН)

2 Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под горой-

Все равно он будет мой. (ДЯТЕЛ)

4 В ярком платье- модница

Полетать охотница.

От цветка к цветку порхает

Утомился- отдыхает. (БАБОЧКА)

5 Он и стройный и красивый

У него густая грива

Он копытами цок-цок

Покатай меня, дружок. (КОНЬ)

6 Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)

7 Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы. (ГРИБ)

Жюри дает оценку команд.

Конкурс 2. «Скороговорка»

Логопед : мы переходим к следующему конкурсу. Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.

Конкурс начинает команда «Знайки».

2У осы не усы, а усики.

А теперь команда «Умники».

Купил Ипат 5 лопат.

Конкурс 3. «Пословицы»

Воспитатель: Пословицы украшают нашу речь. Делают её выразительнее, ярче. Итак, команды готовы, собираем пословицы из двух картинок.

Конкурс 4. «Доскажи словечко»

Конкурс 5. Игра «Наоборот»

Воспитатель: Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. ( Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

Конкурс 6. Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

Конкурс 7. Команды должны выполнить звуковой анализ слов ЛИСА и ВАЗА.

Конкурс 8. «Украшение матрёшки»

ВоспитательОтгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

Оценка работ.

- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

Оценивание жюри.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Конспект занятия

 «На родном языке говорю»

Тема«На родном языке говорю»

(подготовительная группа)

Цель: - познакомить детей с днём родного языка;

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к другим народам, поддерживать дружественные отношения среди различных национальностей.

Задачи:

1. Закреплять знания о дне родного языка; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.

2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Воспитывать любовь к своей родине, русскому языку нганасанскому долганскому языку, и другим языкам народов Севера.

Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного поселка, карточки с картинками разных народов

Ход занятия:

1. Прослушивание гимна России.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Воспитатель: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Воспитатель: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

Воспитатель: И в какой стране же мы с вами живем?

Дети: В России.

Воспитатель: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Дети: На русском.

Воспитатель: Давайте с вами подумаем, на каком языке говорят Русские (русском, Нганасаны (нганасанском,

Долганы (долганском) Ненцы (ненецком, и т. д

Молодцы!

Воспитатель: Для чего нам нужен язык?

Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.

Воспитатель: Правильно!

Международный день родного языка празднуют 21 февраля.

И сегодня, мы с вами поговорим о нашем родном языкеРодной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык.

2. Пословицы

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой – враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

3. Беседа:

Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми.

И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

Россия – многонациональное государство. Все народы, населяющие её, имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Крайнего Севера. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Наряду с долганским, нганасанским, языками на Севере свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на немецком, английском и других языках.

4. Игра «Наоборот»

- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу,

например:

большой – долг. – улакан. нганас. – аника,

маленький – долг - оччугуй. нганас – селааку.

широкий – долг. - кен. нганс – тонгойка.

толстый, - долг – hон. нганас – дярбайка.

горячий, - долг – ити, нганас – hекутэ,

длинный, - долг - уhун, нганас – найбагэ,

высокий, - долг - улакан, нганс – аника,

громкий, - долг – айдан, нганас – дяйсага.

5. Воспитатель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на разных языках для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.

6. Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир) Далее дети рассматривают карту мира, где воспитатель показывает разные страны.

Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мирЯзык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать всем детям и вместе пропеть гимн России, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Сценарий мероприятия посвященного международному празднику - Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Развитие интереса воспитанников к родному русскому языку, языкам других народов России и мира...

Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...

Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...