Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кондратенко (Францева) Любовь Александровна

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».

Задачи:

1)Образовательные:

   1.Формировать понятия «Родина», «родной язык»

   2.Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей

2)Развивающие:

    1.Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка

    2.Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения

    3.Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, разгадывании загадок

    4.Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность  

3)Воспитательные:

   1.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык

   2.Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам

   3.Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_rodnogo_yazyka_ds_no23_21.02.2024.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».

Задачи:

1)Образовательные:

   1.Формировать понятия «Родина», «родной язык»

   2.Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей

2)Развивающие:

    1.Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка

    2.Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения

    3.Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, разгадывании загадок

    4.Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность  

3)Воспитательные:

   1.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык

   2.Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам

   3.Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы:

Костюмы для взрослых: Василиса Премудрая, Матрешка; Музыкальный центр, аудиозаписи; Глобус, интерактивная доска, географическая карта мира со странами, Картинки о празднике «Международный день родного языка», символы России, портрет К.Д.Ушинского; лента; стол, тетрадь, книги, ободки «Солнышко», «Птичка»;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.

Ход развлечения

Под музыку 1 «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в группу и рассаживаются на стулья

Входит Василиса Премудрая, кланяется присутствующим:

«Низкий поклон, мои друзья! Рада встрече с вами я!

За высокими горами, за далёкими лесами в тереме своём живу и Премудрою слыву!

                   Придумано кем-то

                   Просто и мудро

                   При встрече здороваться -

                   Доброе утро!

                   Доброе утро солнцу и птицам.

                   Доброе утро улыбчивым лицам.

                   И каждый становится добрым, доверчивым,

                   Пусть доброе утро длится до вечера.

Смотрите, ребята, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Василиса: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Василиса: Ребята, посмотрите, планета, на которой мы живем, называется?

Дети: Земля

Василиса: На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. Например, вот здесь страна Франция (показ на глобусе) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на глобусе) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

1 ребенок читает стихотворение «Много языков на свете разных» М. Крюкова

Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Василиса: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Василиса: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. В России живут: русские, татары, башкиры, таджики и др. Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?

Ответы детей

Василиса: Один известный писатель Ушинский К.Д. говорил так – «Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь – это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия  (из 2 и 3-х слов) Какая наша Родина и Россия, скажите?

Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина.  Я люблю Россию.        Звучит отрывок из песни «Россия»

Василиса: У России, как и у других стран мира, есть свои символы. Какие символы нашего государства вы можете назвать?

Дети:

- гимн, герб, флаг

- русская национальная одежда

- русская еда

- русские народные сказки

- русские народные игры

- русские народные песни

Василиса: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы слышим от своих родных, на котором говорим, который изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, скоро научимся читать и писать. Сегодня 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка.  В международный день родного языка все языки признаются равными. Равными – это значит, что люди могут говорить в России не только на русском языке, но и на своём в зависимости от национальности. Например, татарин в этот день может говорить на татарском языке, башкиры – на башкирском. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык.

Василиса: 

Отгадайте мою загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… 

Дети: Матрёшка

Волшебная музыка

Василиса: Вокруг себя я обернусь и в Матрёшку превращусь.

1 игра «Скороговорка»

Матрешка: А любите ли вы играть? А скороговорки проговаривать?

Чтобы родной язык знать и любить,

Нужно четко, правильно на нем говорить!

Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку всем вместе.

          = На крыше у Шуры жил журавль Жура 

2 игра «Слова наоборот»

Матрешка: На кого рукой я покажу

Тот пусть не зевает

А слово моё наоборот называет.

Дети называют назвать слова, противоположные по смыслу

=Большой -маленький,

=Грустный - веселый,

=Трусливый - смелый,

=Добрый - жадный

=Горячий - холодный

=Длинный – короткий

=Толстый – худой

=Громкий – тихий

=Широкий – узкий

=Хороший – плохой

=Холодный – теплый

Матрёшка: Слышала я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Порадуйте меня, развеселите?

3 игра «Положу в кузов – ОК»

Тогда в круг скорей вставайте,

Да веселье начинайте!

Вот возьму я кузовок,

Положу в него платок…

А теперь слова за мной повторяйте,

Да окончание «ОК» прибавляйте.

Дети встают со стульчиков и двигаются по кругу притопами, проговаривают (Под музыку ….):

«Положу я в кузовок (3 раза):

Матрешка: сахар

Дети (останавливаются и отвечают): сахарОК

Матрешка: гриб

Дети: грибОК,

Матрешка: пирог

Дети: пирожОК,

Матрешка: сыр

Дети: сырОК,

Матрешка: цвет

Дети: цветОК»

Дети присаживаются

4 игра «Какой? Какая? Какие?» 

Матрешка: А теперь отдыхайте, но не зевайте

                     Слова правильно изменяйте!

- варенье из малины (какое?) малиновое

- салат из капусты (какой?) капустный

- кровать из дерева (какая?) – деревянная

- шапки из меха (какие?) – меховые

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый

- каша из манки (какая?) – манная

- кольцо из золота (какое?) – золотое

- платки из пуха (какие?) – пуховые

- суп из картофеля (какой?)- картофельный

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые

- конфета из шоколада (какая?) – шоколадная и т.д.

5 игра «Заря»

Матрёшка: А теперь встаём в кружок, поиграть со мной в игру.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

Матрёшка: Молодцы присаживайтесь. Есть у меня история про девочку, которая очень любила учится. Давайте её послушаем.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Действующие лица:
Девочка—ученик
Солнышко
Птичка

Девочка сидит за столом. Она делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.
Солнышко.
 Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Девочка. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

В окно залетает птичка.
Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Девочка. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Наконец урок окончен. Девочка убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

2 Ребенок читает стихотворение «Язык наш прекрасный» Н. Пикулева

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык
!           

Матрешка: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

Награждение участников памятными эмблемами «Знаток русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...

Сценарий развлечения «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста 2020 - 2021 учебный год.

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «День народного единства»2020 - 2021 учебный год....

Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Сценарий развлечения "День рождения Снеговика" для детей старшего дошкольного возраста

Для детей снеговик - один из любимых персонажей. Снеговик попал в наши любимые сказки и мультфильмы. 18 января весь мир отмечает Международный День снеговика.В России тоже есть День Снеговик...

«День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню ...