Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».
Задачи:
1)Образовательные:
1.Формировать понятия «Родина», «родной язык»
2.Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей
3.Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками
2)Развивающие:
1.Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка
2.Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения
3.Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, понимании смысла пословиц, разгадывании загадок
4.Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность
3)Воспитательные:
1.Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык
2.Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам
3.Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
Основные: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Дополнительные: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материалы:
=Костюмы для взрослых: Василиса Премудрая, Матрешка
=Музыкальный центр, аудиозаписи
= Глобус, географическая карта мира со странами,
= Карточки с картинками о празднике «Международный день родного языка», символы России
=Кузовок, платок
=Снежок
=3 бубна
=Карточки к игре «Многозначные слова»
= Карточки –пазлы к игре «Собери пословицу»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.
Ход развлечения
Под музыку 1 «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в группу и рассаживаются на стулья
Входит Василиса Премудрая, кланяется присутствующим:
«Низкий поклон, мои друзья! Рада встрече с вами я!
За высокими горами, за далёкими лесами в тереме своём живу и Премудрою слыву!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться -
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Смотрите, ребята, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Дети: Глобус!
Василиса: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Василиса: Ребята, посмотрите, планета, на которой мы живем, называется – …
Дети: Земля
Василиса: На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Например, вот здесь страна Франция (показ на глобусе) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на глобусе) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.
1 ребенок читает стихотворение «Много языков на свете разных» М. Крюкова читает Пересвет Ч
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим, и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Василиса: Языки существуют на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства. Послушайте, как звучит знакомая нам песня на разных языках мира
Звучит запись песни «Солнечный круг» на разных языках
Василиса: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Василиса: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?
Ответы детей
Василиса: Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь –это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия (из 2 и 3-х слов)
Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина. Я люблю Россию. Звучит отрывок из песни «Россия»
Василиса: У России, как и у других стран мира, есть свои символы. Какие символы нашего государства вы можете назвать?
Дети:
- гимн, герб, флаг
- русская национальная одежда
- русская еда
- русские народные сказки
- русские народные игры
- русские народные песни
Василиса: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы слышим от своих родных, на котором говорим, который изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, скоро научимся читать и писать. 21 февраля мы будем отмечать Международный день родного языка. В международный день родного языка все языки признаются равными. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык. Чтобы никогда не случилось так, как в стихотворении «Неграмотный пират» Алексея Ерошина
2 ребенок читает стихотворение «Неграмотный пират» А. Ерошина читает Глеб Г.
Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?
Василиса: Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша речь русская, богата не только словами, из простых слов люди русские слагали пестушки да потешки, колыбельные да сказки, а сколько есть замечательных рассказов, стихов…Послушайте, пожалуйста…
3 ребенок читает стихотворение «В день солнечный июльский...» А. Шибаева читает Милана Б
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Василиса: Действительно, мы с вами живем в России и русский язык для нас родной. Русский язык – один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская…
Дети: Матрёшка
Под народную музыку выходит печальная Матрешка
Матрешка: Так давно не была я на родимой сторонушке, не слышала речи родной. Наш народ со времен Руси - матушки любит шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Слышала я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Порадуйте меня, развеселите?
Тогда в круг скорей вставайте,
Да веселье начинайте!
Вот возьму я кузовок,
Положу в него платок…
А теперь слова за мной повторяйте,
Да окончание «ОК» прибавляйте.
1 игра «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу притопами, проговаривают:
«Положу я в кузовок (3 раза):
Матрешка: сахар
Дети (останавливаются и отвечают): сахарОК
Матрешка: гриб
Дети: грибОК,
Матрешка: пирог
Дети: пирожОК,
Матрешка: сыр
Дети: сырОК,
Матрешка: цвет
Дети: цветОК» Дети стоят в кругу
2 игра «Скороговорка»
Василиса: Чтобы родной язык знать и любить,
Нужно четко, правильно на нем говорить!
Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.
Сначала девочки постарайтесь!
= Везет на горку Саня за резинку сани
А теперь добры молодцы не подведите!
= На крыше у Шуры жил журавль Жура
А напоследок все вместе за мной повторите!
= Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.
3 игра «Слова наоборот»
Матрешка: Буду я снежок кидать,
Да слова вам называть.
А вы не зевайте,
Слова – наоборот отвечайте.
Дети называют назвать слова, противоположное по смыслу
=Большой -маленький,
=Грустный - веселый,
=Трусливый - смелый,
=Добрый - жадный
=Горячий - холодный
=Длинный – короткий и т.д. Дети стоят в кругу
4 игра «Веселый бубен»
Василиса: Не понять никак нам Глашу,
Ведь во рту у Глаши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов!
А вы слова все знаете?
Звуки четко выговариваете?
Вот сейчас мы это и проверим…
Под музыку, они по очереди передают 3 бубна по кругу, музыка прекращается.
У кого остаются бубны, те произносят чистоговорку
= К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
=Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
=Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! Дети садятся
5 игра «Какой? Какая? Какие?»
Матрешка: А теперь отдыхайте, но не зевайте
Слова правильно изменяйте!
- варенье из малины (какое?) малиновое
- салат из капусты (какой?) капустный
- кровать из дерева (какая?) – деревянная
- шапки из меха (какие?) – меховые
- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый
- каша из манки (какая?) – манная
- кольцо из золота (какое?) – золотое
- платки из пуха (какие?) – пуховые
- суп из картофеля (какой?)- картофельный
- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые
- конфета из шоколада (какая?) – шоколадная и т.д.
6 игра «Получи загадку, дай скорей отгадку»
Василиса: Издревле русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей. А уж как загадки любил…Отгадайте, о ком или, о чем идет речь (по мотивам детских песен).
1. Если с ним ты вышел в путь, веселей дорога. (Друг.)
2. Она все лежит, да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. От нее станет всем теплей. (Улыбка.)
4. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
5. А он бежит, качается. (Голубой вагон.)
6. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
И в песнях, и в стихах родные для нас, понятные слова. Но стоит прислушаться…
4 ребенок читает стихотворение «Игра в словечки» А. Ерошина читает Денис Св.
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в поЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
7 игра «Многозначные слова»
Матрешка: Вот теперь пришла пора
Разобрать многозначные слова…
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.
(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, норка-животное, норка- углубление в земле и т.д.)
8 игра «Пословицы»
Василиса: С рождения ребенок слышит звуки родного языка. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Предлагаю вам поиграть в игру на знание русских пословиц. Пока музыка звучит, все играйте. Когда музыка замолчит –пословицы собирайте!
Дети под музыкальное сопровождение танцуют. Когда музыка останавливается, нужно взять листок, с напечатанной на нем частью пословицы, найти пару /начало и конец пословицы /по условному знаку и соединению пазлов/
=Если дружба велика - будет Родина крепка.
=Береги землю родимую, как мать любимую.
=Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
=Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
=Красно поле пшеном, а беседа умом.
Молодцы, ребята!
5 ребенок читает стихотворение «Язык наш прекрасный» Н. Пикулева читает Кристина П
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Матрешка: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.
Василиса: В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Награждение участников памятными эмблемами «Знаток русского языка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям др...
Сценарий развлечения «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста 2020 - 2021 учебный год.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «День народного единства»2020 - 2021 учебный год....
Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...
Сценарий развлечения "День рождения Снеговика" для детей старшего дошкольного возраста
Для детей снеговик - один из любимых персонажей. Снеговик попал в наши любимые сказки и мультфильмы. 18 января весь мир отмечает Международный День снеговика.В России тоже есть День Снеговик...
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».Задачи:1)Образовательные:...
«День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню ...
Сценарий развлечения "День государственного флага" для детей старшего дошкольного возраста
Описание сценария развлечения, цели и задачи, игры и танцы....