Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Приключения Буратино"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Данный материал можно использователь в работе с детьми средней группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozduh.docx | 59.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи:
- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, веер, упругий, легкий;
Материалы и оборудование:
- пакеты по количеству детей,
- резиновые игрушки,
- таз с водой,
- мяч и воздушный шар,
- стеклянный стакан,
- пластмассовые стаканчики с водой,
- трубочки для коктейля,
- горох,
- бумажные салфетки по количеству детей,
- по 2 одинаковых листа бумаги на каждого ребёнка,
- мыльные пузыри,
- баночки в которых лежал апельсин, кофе, духи, чеснок;
- схема – подсказка для закрепления знаний детей
- кукла Буратино.
Содержание:
(Напоминаю детям правила безопасности: дети берут предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые назову.)
- Ой, ребята, вы не слышите, кто-то стучит. Да это же Буратино! Что случилось?
- Ребята, он говорит, очень торопился, чуть не опоздал, ведь он помогал мне к занятию готовиться, и хочет тоже с вами позаниматься? Что это у тебя в руках, Буратино? Он говорит, что приготовил для вас загадку. Вы любите отгадывать загадки?
«Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом),
И обратный держит путь (выдох ртом),
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем» (воздух)
Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе:
- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (нет)
- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).
- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).
- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.
ОПЫТ 1.
- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Раздаю детям пакеты.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).
- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, шарик).
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД 1. Воздух невидимый, прозрачный.
(Дети садятся за столы)
- Воздух вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит? (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).
Вывод 2: Воздух есть внутри нас.
- Почему пузырьки не тонут? (потому что воздух легче воды). А сейчас я брошу мяч и воздушный шар в воду, почему они не тонут? (В них есть воздух, воздух легче воды)
- А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные) (Пустить мыльные пузыри).
- Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Предположения детей) - Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вывод 3: Воздух лёгкий, поэтому в воде он поднимается вверх в виде пузырьков, а мыльные пузыри парят в воздухе.
- А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы? Бросьте аккуратно горох в воду. Подуйте в трубочку и посмотрите как пляшут горошины, а потом скажите, может ли воздух двигать предметы в воде.
Вывод 4: Воздух может двигать предметы в воде.
Предлагаю взять бумажные салфеточки, подуть на них.
- Салфетки колышутся. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Ответы детей). Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Вывод 5: Ветер – это перемещение воздуха.
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает
чужие запахи.
- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод 11: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка « Воздушный шар».
- Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?
- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона? А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?
Вывод 6: Воздух не имеет вкуса.
- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).
- Почему? (Человеку нужно дышать).
- Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)
- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).
- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).
Вывод 7: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.
Ребята, а Буратино принёс для вас интересную картинку, давайте посмотрим, что это? Глядя на неё мы можем подвести итог нашим исследования: Что же мы знаем о воздухе?
Воздух бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим;
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух есть везде; внутри пустых предметов; и даже внутри людей;
Воздух не имеет своего запаха, только переносит чужие запахи.
Воздух легче воды.
Воздух не имеет вкуса;
Без воздуха ничто живое не может жить; он нужен для жизни людям, животным и растениям.
Физкультминутки
Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок… | потянулись делаем движение руками - берем шарик надуваем шарик, постепенно разводим руки разводим руки шире разводим шире хлопок руками опустили руки вниз |
Дует ветер с высоты Гнутся травы и цветы Вправо-влево, влево вправо Клонятся цветы и травы. Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг Вот и кончилась игра, Заниматься нам пора! | руки вверх-вниз наклоны вперёд-назад наклоны влево-вправо прыжки ходьба на месте садятся за столы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.
Конспект открытого занятия познавательноэкспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...
Конспект НОД по познавательно – экспериментальной деятельности " Магнитные игры со смешариками"
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:Образовательные1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.2. Расширять з...
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Игры с губкой»
Цель занятия- создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста....
Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он польз...
Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»
Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»...
Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...