"Времена года" экологический проект для детей второй младшей группы.
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Макарова Анна Алексеевна

Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания. К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений. Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой. В связи с этим данный проект поможет правильно спланировать и выполнить большую работу с детьми и родителями по знакомству и изучению времен года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_ml.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг

 муниципального образования Туапсинский район

                          Времена года

Проект

по экологическому воспитанию детей

  во второй  младшей группе

Воспитатель:

Макарова  Анна Алексеевна

                   

Небуг 2017г

Актуальность

Анализ внешней среды

- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы

- Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы

- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе

-Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры

Целесообразность реализации проекта

-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

-Развитие эстетического восприятия окружающего

- Развитие нравственности

- Развитие продуктивной деятельности

Анализ внутренней среды

- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания

- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений

- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой

Цель проекта: Формирование начальных представлений о временах года

Задачи:

-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года

- Формировать представления о труде взрослых в природе

- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

- Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

-  Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

-  Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид проекта: творческо-информационный

Срок реализации: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сентябрь)

-Определение целей и задач.

-Создание развивающей среды

- Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.

- Подборка Дидактических  игр и наглядного материала

-Подбор художественной литературы

-Картотека пальчиковых и подвижных игр

2. Практический (  октября –  май)

Организация деятельности детей

3. Заключительный ( май - июнь)

Определение результата практической деятельности с детьми

Презентация о проделанной работе.

Составление выставки работ

Формы работы:

- Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры

-Речевые игры, сюжетно-ролевые игры

-Наблюдения в природе

- Труд в природе

-Экспериментальная деятельность

-Продуктивная деятельность

-Чтение художественной литературы

- Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года»

Схема реализации проекта

Месяц, тема

Цель

Содержание и формы работы

Октябрь

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью, развивать память, внимание.

Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

 

Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада

Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи».

 

Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: Сбор листвы).

Просмотр презентаций «Чудо-овощи», « Дары-Осени»

ЧХЛ Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород»,

Н. Носов «Огурцы»,

К. Ушинский «История одной яблоньки».

Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек».

Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».

Ноябрь

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

\Познакомить детей с красотой осенней природы. Побуждать составлять описательные рассказы о явлениях природы, используя свои личные впечатления. Вызвать желание отразить услышанное и увиденное в рисунке.

Закрепить знания детей об осени. Продолжать вызывать у них эмоциональный отклик на прослушивание стихов об осени. Закрепить знания названий некоторых деревьев: рябина, берёза, осина, ель. Закрепить умение рисовать кистью, гуашью методом примакивания; развивать ритмичность в рисунке.

Развивать умение любоваться осенней красотой, обратить внимание на изменения, которые произошли с цветами, кустарниками, деревьями. Воспитывать чувство прекрасного; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания листьев.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

Развить творческую активность детей, закрепить знание содержания произведений, развить выразительную речь, воспитывать усидчивость, умение вступать в диалог.

Пальчиковый театр «Репка»

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением фруктов, муляжей.

Просмотр презентаций «Любимые красоты осени».

Художественное творчество Рисование «Осень».

Художественное творчество Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Дидактические игры «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».

Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

Декабрь

Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность.

Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре

Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.

Познакомить детей со стихотворением С.Маршака

Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание), воспитывать желание играть дружно и весело.

Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием(отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон).

Побуждать детей рассказывать о том, как их семья готовится к новому году. Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Формировать желание у детей радовать своих близких подарками, сделанными своими руками.

 Продолжать побуждать детей рассказывать о том, как их семья готовится к новому году; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать взрослым готовиться к празднику.

Беседа:« Здравствуй, Зимушка-зима!».

Дидактическая игра:

«Цветные варежки».

Беседа: «Не ешь снег – можешь заболеть!».

Чтение стихотворения С.Маршака

«Сыплет, сыплет снег».

Подвижные игры:

«Зайка беленький сидит», «Устроим снегопад».

Художественное творчество

(аппликация):

« Падают снежинки».

Беседа: «Скоро, скоро, Новый год!».

Изготовление открыток к Новому году для родителей.

Наблюдение: « Снег идет,снег идет! Значит скоро Новый год!».

Январь

Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело.

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Развивать умения собирать снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре.

Повторить основные приемы рисования. Закрепить умение рисовать красками; воспитывать желание любоваться красотой зимнего леса.

Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать интерес к различным видам игр. Воспитывать желание  объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; воспитывать любовь к животным.

Продолжать учить детей отщипывать комочки от большого куска пластилина. Раскатывать комочки глины между ладонями. Воспитывать интерес к лепке.

 Учить детей называть зимние забавы и развлечения; воспитывать интерес к зимним забавам.

Подвижная игра:

 «Прокати снежок».

Дидактическая игра:

 « Собери Снеговика».

Художественное творчество

(рисование):

« Зимний лес».

 Сюжетно-ролевая игра: « В магазин за подарками».

.

Инсценировка  сказки: «Заюшкина избушка».

Художественное творчество(лепка):

«Сосульки».

Словесная игра:

«Что нам нравится зимой?».

Февраль

Продолжать знакомить детей со свойствами снега; развивать любознательность; воспитывать интерес к опытам.

Вызвать интерес у детей к театрализованной игре.  Развивать  умение следить за развитием действий в играх-драматизациях и кукольных спектаклях. Воспитывать любовь к сказкам.

Познакомить с правилами поведения детей на дороге. Развивать разговорную речь, память. Воспитывать внимание.

Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения; развивать творческое воображение; воспитывать желание выполнять коллективную работу.

 Побуждать детей рассматривать сюжетные картинки о зиме. Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Продолжать знакомить детей со стихами о зиме; развивать желание слушать стихи внимательно; воспитывать любовь к зиме.

Познакомить детей с образом птиц зимой; развивать желание узнавать птицу, называть ее части тела; воспитывать бережное отношение к птицам.

Вызвать желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей; воспитывать

Интерес к зимним забавам.

Продолжать проводить опыты со снегом; знакомить со свойствами снега; воспитывать любознательность.

Учить детей по образцу выполнять аппликацию; закрепить знания основных цветов; воспитывать аккуратность в работе.

Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре.

 Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.

Продолжать знакомить с приемами лепки. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями. Воспитывать желание лепить из пластилина.

Уточнить  и расширить знания детей о животных зимой; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать животным зимой.

Познакомить детей с русской народной сказкой: «Снегурочка». Развивать желание слушать сказку. Воспитывать уважение к взрослым.

Систематизировать и обобщить знания о зиме; рассказать детям, что зима приносит нам много радости (игры на улице, праздники, красота зимней природы), времена года сменяют друг друга. Воспитывать положительные эмоции.

Опыты со снегом:

«Цветной снежок».

Игра-драматизация:

 «Рукавичка».

Беседа: «Скользкая дорога».

Аппликация коллективная: «Украсим елку».

Рассматривание сюжетных картинок о зиме.

Чтение стихотворений о зиме

(По выбору воспитателя

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

Беседа по картине: «Хорошо зимой».

Опыты со снегом:

«Тает – не тает».

Индивидуальная работа по аппликации: «Гирлянда из флажков».

 Настольно-печатные игры: Подбери по цвету»,

«Найди лишнее».

Беседа: « Когда на улице мороз отморозить можно нос».

 Коллективная работа по художественному творчеству(лепке): «Снеговик».

Беседа: «Как звери к зиме готовятся?».

Чтение русской народной сказки: «Снегурочка».

Беседа:«До свидание, Зимушка-зима!».

Март

Повторить правила безопасного поведения в природе, на улице. 

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей, определить форму частей

Развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

Формировать желание у детей радовать своих близких

Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту весенней природы.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение

Учить детей обращать внимание на то, как изменилась природа

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений

Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело.

Беседа «Опасный лёд»

Продуктивная деятельность Аппликация «Скворечники»

Пластелинография «Пора сажать деревья»

Развлечение «К нам спешит весна»

Чтение художественной литературы
 Заучивание стихотворений о весне. Загадывание загадок. Использование пословиц, поговорок о весне, объяснение их смысла.

Рассматривание иллюстраций, альбомов «Весна», «Птицы», «Животные».

 

Наблюдения за погодой


Уход за комнатными растениями, рассадой

П/и «Солнышко и дождик», «Через ручеёк»,

«Птички и птенчики», «Скворечники», «Поймай комара»,

Апрель

Повторить правила безопасного поведения в природе, на улице.

Формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду.

Рассказать детям о пробуждении жизни в лесу после зимы.

Учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Развитие мышления, внимания.

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Закрепить знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому и ли иному времени года.

формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого

Расширить знания детей об одежде

Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Развивать у детей творческое воображение.

Вызвать детей на разговор.

Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами,

Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело.

Беседа « «Ног не намочи – не становись в ручьи!».

 Посадка лука

Просмотр презентаций

«Прогулка в весеннем лесу»

 Д/и 

«Сложи картинку»,

 

Что перепутал художник?»,

«Чей малыш?»,

«Времена года»,

«Кто где живёт?»,

«Что такое хорошо и что такое плохо»,

«Одень куклу».

Коллективная аппликация «Встречаем весну»

Чтение художественной литературы
 Л. Толстой «Пришла весна…»Е. Карганова «Весна»К. Льдов «Ласточка»Л. Аграчёва «Весело аукнула»М. Борисова «Песенка капели»

Рассматривание картинок: «Ледоход», «Весна пришла»

П/и «По ровненькой дорожке».

Пальчиковые игры «Росточек», «Кораблик», «Весна»,«Насекомые», «Подснежник».

Май

Развивать художественные способности

Формирование интереса и потребности чтении книг.

Развивать у детей познавательный интерес.

Формировать у детей гордость за красоту родной природы; воспитывать культуру .

Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

Продуктивная деятельность

Рисование «Божья коровка», «Одуванчики в траве»

Чтение художественной литературы «Весна, весна красная!...»

Скребицкий Г. «Весна в лесу»

Познавательные рассказы «Для чего нужны скворечники», «Первоцветы»

Просмотр презентаций

«Путешествие на полянку»

Игры – забавы «Солнечные зайчики», «Плывут– плывут кораблики».

Июнь

Развитие умения понимать обобщающие слова.

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело.

Дать представление о состоянии погоды летом.

Упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения.

Формировать навыки аккуратной работы

Развитие контакта между родителями и детьми

Беседы 

«Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»

Дидактическая игра: «Цветочный магазин», « Сложи цветок», «Найди растения по описанию»

Пальчиковые игры: «Яблоня» «Цветочек распустился»

Подвижные игры «Смелые мышки»,«Весёлые ребята»,«Карусель»

Наблюдения в природе

Нужна ли цветам вода?

Любят ли растения солнышко?

Зачем мы рыхлим землю?

Как появляются цветы.

Творческая деятельность:

Рисуем цветы на песке во время прогулки

Собираем цветок из природного материала во время прогулки

Аппликация «Волшебный цветок»

Рисование «Ромашковое море»

Коллективная аппликация «Полевые цветы»

Лепка «Ах, цветы, цветочки»

Работа с родителями

Изготовление поделок по теме.

Сбор гербария «Полевые цветы».

Ожидаемые результаты

Дети

- Сформированы элементарные представления о временах года

-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

Родители

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания

- Повысился уровень экологической воспитанности родителей

- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы

- Привлекают детей к совместному труду в природе

Педагоги

- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми  младшей группы

- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей

- Используют современные педагогические технологии

- Распространяют и обобщают опыт

Литература

1. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»

2. Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе М. А. Васильевой»

3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»

4. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»

5. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

6. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»

7. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»

8. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»

9. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей второй младшей группы «А» на тему: «Домашние животные»

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными да...

Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Потешки – лучшие друзья».

Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальн...

Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам В.Сутеева»

     Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, об...

Игровой проект для детей второй младшей группы "Зайка, с нами поиграй-ка!"

Тема проекта: «Зайка, с нами поиграй ка!» Игровой, краткосрочный.Актуальность темы: возможность отвлечь детей от игр агрессивного характера и использованием персонажей травмирующих психику ребёнка: мо...

Проект здоровьесбережения детей второй младшей группы «Здоровый малыш – радость семьи»

Охрана жизни и укрепление физического и пситхического здоровья воспитанников - одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у воспитанн...

Проект для детей второй младшей группы «Правила дорожного движения глазами детей»

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте....