РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_predmetnym_i_sotsialnym_okruzheniem_4-5.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ
И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
(в соответствии с ФГОС ДО)
МБДОУ «Вишенка»№13
Республика Адыгея, пгт Яблоновский
Зенина Марина Владимировна
Воспитатель средней группы
(от 3 до 4 лет)
Составители программы:
- Заведующая МБДОУ № 13 «Вишенка» - С.З.Тлехусеж
- Заместитель заведующей по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - Е.А. АбуАль-Нади
- Заместитель заведующей по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - З.М.Демичева.
- Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Р.Р.Хасинова.
- Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Г.И.Левченко.
- Воспитатель средней группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.Б.Ташу.
- Воспитатель средней группы №5 МБДОУ № 13 «Вишенка» - М.В.Зенина.
- Воспитатель старшей группы №3 МБДОУ № 13 «Вишенка» - З.С.Нарыкова.
- Воспитатель старшей группы №4 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Н.Г.Кудухты.
- Воспитатель подготовительной группы №6 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Л.М.Гайнияхметова.
Содержание
- Пояснительная записка
2. Формы реализации
3. Условия реализации рабочей программы
- Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни
- Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента
- Учебно-тематический план.
- Ппрогнозируемые результаты, мониторинг достижения целевых ориентиров дошкольного образования
- Паспорт функционального модуля «ознакомление с
предметным и социальным миром»
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ
№ 13 «Вишенка». ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
ООП ДО разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
Цели и задачи реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»
Ведущие цели ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» направлены на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологиическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы
К формированию ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»
В ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;
- всестороннее воспитание;
- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цели и задачи тематического блока «ознакомление с предметным и социальным миром»
Цели:
Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.
Задачи:
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Принципы
•соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В средней группе детского приобщение к социокультурным ценностям проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
ИГРОТЕКА
Цель:
- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;
- развитие любознательности и инициативности;
- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.
Задачи:
- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;
- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;
- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;
- актуализировать коммуникативные навыки.
ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Цель:
- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;
- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи:
- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;
- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;
- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;
- развивать эвристические способы познания окружающего;
- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.
«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»
Опосредованное обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.
Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.
Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация, а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:
- собирание великих идей;
- изучение истории научных открытий и изобретений;
- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.
Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.
В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети
- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;
- наблюдают за развитием человеческой мысли;
- анализируют;
- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;
- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.
КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ
Цель:
- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;
- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;
- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.
Задачи:
- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;
- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;
- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель:
- формирование предпосылок обще учебных и регулятивных универсальных учебных действий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.40 -10:00часов познавательно-исследовательская деятельность (2,4неделя). Продолжительность НОД в средней группе – 15-20 минут.
Возраст детей 4 -5 лет
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога
1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014
2. Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Среднняя группа(4-5 лет.) Мозайка-синтез Москва 2014
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Среднняя группа(4-5 лет.)
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
«Авиация»; « Автомобильный транспорт», «Морские обитатели»; «Рептилии и амфибии», «Музыкальные инструменты» «Инструменты домашнего мастера» «Бытовая техника». «Спортивный инвентарь» , «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные — домашние питомцы», «Собаки—друзья и помощники», «Школьные принадлежности», «День Победы.», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья.», «Посуда.», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Герои сказок», «Космос.»
Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Серия наглядно-дидактических пособий
«Рассказы по картинкам»
Времена года. — М.: МозаикаСинтез, 20052010.
«Зима», «Осень.» ,«Весна.» «Лето.» -М.: Мозаика-Синтез, 2012.
«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
«Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Распорядок дня», «Великая
Отечественная война в произведениях художников. — М.; Мозаика-Синтез, 2012.
«Защитники Отечества», «Кем быть», «Профессии», «Мой дом».
«Родная природа», «В деревне» — М.: Мозаика-Синтез,2012,
Плакаты большого формата
«Овощи» М.: Мозаика-Синтез, 2010.
«Фрукты» — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни
Характеристика особенностей развития детей
пятого года жизни
Основные достижения возраста:
-развитие игровой деятельности;
- появление ролевых и реальных взаимодействий;
- развитие изобразительной деятельности;
- конструирование по замыслу, планированием;
- совершенствование восприятия;
- развитие образного мышления и воображения;
- эгоцентричность познавательной позиции;;
- развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации;
- формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками;
- дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацией.
Игра
В игровой деятельности дети среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от приятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнять не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Изобразительная деятельность
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническаясторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Конструирование
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Интеллектуально развитие
К концу среднего дошкольного возраста детей восприятие детейстановится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложныхобъектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, ширина.
Совершенствуетсяориентация в пространстве.
Память
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу назапоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объёма и величины.
Воображение
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь
В среднем дошкольномвозрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическаяструктура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Мотивы
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со сторонывзрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками
Характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляютсяпостоянные партнеры по играм. В группах начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в ДГ при МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ
- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
- экскурсии;
- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
- театрализованная деятельность, народные праздники.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Средняя группа.4-5 лет.
Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД
на 2015-2016учебный год,
Утвержден приказом заведующего от 01.08.2015 год
№ | Дата проведения | Тема | Программное содержание | Прим. | ||
Сентябрь | ||||||
1 | 4.09.2015 | Расскажи о любимых предметах | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. | |||
2 | 18.09.15 | Моя семья | Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. | |||
Октябрь | ||||||
3 | 2.10.2015 | Петрушка идет трудиться | Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната. | |||
4 | 16.10.2015 | Мои друзья | Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. | |||
Ноябрь | ||||||
6.11.2015 | Петрушка идет рисовать | Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. | ||||
20.11.2015 | Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь | Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям.Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | ||||
Декабрь | ||||||
4.12.2015 | Петрушка – физкультур-ник | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. -Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению. -Побуждать детей группировать предметы по назначению. | ||||
18.12.2015 | Целевая прогулка «Что такое улица» | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес. | ||||
Январь | ||||||
15.01.2016 | Узнай все о себе, воздушный шарик | Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | ||||
29.01.2016 | Замечатель-ный врач | Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личных качествах. Развивать эмоциональное, доброжела –тельное отношение к ним | ||||
Февраль | ||||||
5.02.2016 | В мире стекла | Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); Воспитывать бережное отношение к вещами; Развивать любознательность. | ||||
19.02.2016 | Защитники Отечества | Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «Защитники Отечества» Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряк, танкисты, летчики, пограничники) | ||||
Март | ||||||
5.03.2016 | В мире пластмассы | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная.) Воспитывать бережное отношение к вещами; Развивать любознательность | ||||
19.03.2016 | В гостях у музыкального руководителя | Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему. | ||||
Апрель | ||||||
2.04.2016 | Путешествие в прошлое кресла | Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма) | ||||
16.04.2015 30.04.2016 | Мой город | Продолжать закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями . Воспитывать чувство гордости за свой город | ||||
Май | ||||||
21.05.2015 | Путешествие в прошлое одежды | Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды) | ||||
Наш любимый плотник | Познакомить детей с трудом плотник; С его деловыми и личными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:
- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой детей.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.
3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.
4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротко-вой и П. Г. Нежновым.
В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.
Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.
В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным
в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).
Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):
I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;
II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);
III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.
Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:
- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.
Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:
- доминирующий уровень развития детей в группе,
- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.
Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.
Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.
Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).
Карта заполняется воспитателем три раза в год:
первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;
второй раз – в середине года (в январе);
третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):
«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.
К концу года дети должны уметь:
- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
- Иметь элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
- Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
- Иметь элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
- Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
- Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.
- Называть Флаг, герб и гимн России.
- Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
- Иметь представления о родном крае, достопримечательностями региона, в котором живут дети.
- Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
- Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).
- Иметь элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
- Иметь представления о людях разных профессий.
- Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ПОЗНИНИЕ»
РАЗДЕЛ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
К концу года дети средней группы могут
Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знают их назначение.
Называть признаки и количество предметов.
Называть домашних животных и знают какую пользу они приносят человеку.
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года в правильной последовательности.
Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.Знают свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Могут рассказать о своем родном городе, назвать его.
Знают некоторые государственные праздники.
Имеют представление о Российской армии, ее роли в защите Родины.
Знают некоторые военные профессии.
Код | Сфера инициативы | ФИО | |||||||||||||||||
Т | Творческая инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Ц | Инициатива как целеполагание и волевое усилие | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
К | Коммуникативная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
П | Познавательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Д | Двигательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||
нет |
КАРТА РАЗВИТИЯ
КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ
Код | Составляющие психологического фона | Показатели благополучия | ФИО | ||||||||||||||||||
Б | Растущая независимость в бытовом плане | Уверенно справляется с бытовыми задачами | |||||||||||||||||||
стремиться к самообслуживанию | |||||||||||||||||||||
В | Контакты со взрослыми | Легко обращается за помощью | |||||||||||||||||||
Делится впечатлениями и эмоциями | |||||||||||||||||||||
С | Контакты со сверстниками | Легко вступает в контакты | |||||||||||||||||||
Имеет близких друзей | |||||||||||||||||||||
Я | Демонстрирует свои достижения | ||||||||||||||||||||
Защищает себя и свои права | |||||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||||
нет |
Дата заполнения___________________________________________
ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
Назначение функционального модуля | |||||||||||||||||
Для педагогов | Для родителей | ||||||||||||||||
- приобщение ребенка к игровому взаимодействию; - развитие любознательности и инициативности; - обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира | - приобщение к социокультурным ценностям; - беседы; - создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи | ||||||||||||||||
Источник требований по организации модуля | |||||||||||||||||
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды | |||||||||||||||||
Реализуемые образовательные области | |||||||||||||||||
Социально-коммуникативн | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическ | Физическое | |||||||||||||
х | х | х | х | ||||||||||||||
Реализуемые виды деятельности | |||||||||||||||||
игровая | коммуникативная | познавательно-исследовательская | изобразительная | музыкальная | двигательная активность | восприятие художеставенной литературы и фольклора | конструирование из различных материалов | трудовая | |||||||||
х | х | х | Х | ||||||||||||||
Целевой возраст детей | |||||||||||||||||
Возрастная группа | |||||||||||||||||
вторая группа раннего развития | младшая группа | средняя группа | старшая группа | Подготовительная группа | |||||||||||||
Возраст | |||||||||||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |||||||||||||
х |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Ведущие цели:
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;
- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Постоянное взаимоинфмормирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:
- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);
- опосредованно, при получении информации из различных источников:
стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),
семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),
переписки (в том числе электронной).
СТЕНДЫ
К стратегической относятся сведения:
- о целях и задачах детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,
- реализуемой образовательной программе,
- об инновационных проектах дошкольного учреждения;
- дополнительных образовательных услугах.
К тактической информации относятся сведения:
- педагогах и графиках их работы;
- режиме дня;
- задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д.
Информация (особенно оперативная) дублируется на сайте детского сада, а также в семейных календарях.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
Направления просвещенияродителей: правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское, научное, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
Просвещение ориентировано родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.
Основные формы просвещения: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.
Принципы разработки и реализации программ родительского образования:
- целенаправленность – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресность – учет образовательных потребностей родителей;
- доступность – учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; - индивидуализация – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.
Основные формы просвещения:
- родительские собрания;
- родительские и педагогические чтения.
Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:
- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресности – учета образовательных потребностей родителей;
- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;
- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей:
- лекции;
- семинары;
- мастер-классы;
- тренинги;
- проекты;
- игры.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ
Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Проектная деятельность
Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Образовательная деятельность
по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Работас семьей по тематическому блоку «познание»
- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;
- обращать их внимание на ценность детских вопросов;
- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;
- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);
- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;
- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;
- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нод в средней группе познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным окружением Мой город по ФГОС
Нод в средней группе познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным окружением Мой город Цель:Продолжать закреплять знания детей о названии родного города (поселка), знакомить с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017...
Конспект занятия НОД Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением/социальным миром в группе дошкольного возраста с 4-х до 5-ти лет. «23 февраля-день рождения Российской армии»
Дать детям представления об армии, о родах войск, о том, что 23 февраля - день рождения Российской армии....
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным и социальным миром) на тему: «Наши помощники – бытовые и электрические приборы»
Цель: Формировать у воспитанников представления об электричестве и правилах безопасного обращения с электрическими приборами.Образовательные задачи:- Закреплять представление о бытовых электроприборах...
Конспект ОД по «Познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным миром) в подготовительной группе «Ягодка» на тему: «Цветик - семицветик»
quot; Цветик-семицветик" занятие направлено на расширение и получение знаний детей по теме ПДД,Которая всегда является актуальной, интересной и поучительной....
ООД Познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным миром "Профессии"
ООД Познавательное развитие Ознакомление с предметным и социальным миром "Профессии" подготовительная группа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет по познавательному развитию (Ознакомление с предметным и социальным миром). Тема: «На чём люди летают»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 летпо познавательному развитию (Ознакомление с предметным и социальным миром).Т...