Проект "Удивительный мир природы" для детей с задержкой психического развития
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Удивительный мир природы" позволит расширить кругозор детей, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnyy_mir_prirody.docx | 984.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ» для детей старшей группы с ЗПР |
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»
(летний период)
Вид проекта: информационный (практико-ориентированный)
По содержанию: "Ребёнок и природа".
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития, родители воспитанников, воспитатели).
Образовательные области: «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Актуальность проблемы:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройство мира, жизнь животных и птиц. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций. Ознакомление дошкольников с некоторыми видами живой и неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна. К тому же некоторые явления природы, такие как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по данной теме недостаточно.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая ребёнка в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (далее ЗПР), мы видим, что они имеют поверхностные представления о живой и неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР естественнонаучных представлений через экспериментирование с неживой природой (с песком, водой).
Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о живой и неживой природе мы использовали проектную деятельность. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная и продуктивная деятельность.
Важным моментом проекта «Удивительный мир природы» является взаимодействие воспитателя и родителей.
Проект позволит расширить кругозор детей, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.
Цель: экологическое образование детей, развитие у дошкольников познавательных способностей и интереса к живой и неживой природе.
Задачи:
- расширить, пополнить и уточнить знания детей о живой и неживой природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- обогащать словарь дошкольников;
- совершенствовать познавательные умения;
- способствовать развитию мышления, восприятия, эмоций ребенка.
Проект «Удивительный мир природы» направлен на решение следующих задач:
Образовательная область «Познание»: расширение представлений у детей о живой и неживой природе посредством наблюдений и выполнения экспериментальной деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; развитие умения работать в малых группах.
Образовательная область «Речевое развитие»: обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков, грамматического строя речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение детей к продуктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики рук.
Предполагаемые результаты:
- дети узнают, как появляются и из чего состоят облака, познакомятся с видами облаков; узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть, выучат цветовой спектр радуги;
- дошкольники знают свойства и качества воды; значение воды в жизни человека и природы, могут составить рассказ о воде;
- изучат строение цветов и условия для их роста;
-знают и называют насекомое божью коровку, имеют представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, ползает);
- изучат особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц;
- знают полезные свойства берёзы, её строение и отличительные признаки;
- имеют представление о свойствах песка, его добыче и применении;
- узнают об использовании ветра человеком;
-воспитанники активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире, у них сформировано бережное отношение к природе
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап:
- Разработка стратегии реализации проекта
- Подбор литературных произведений по тематике проекта
- Подбор картинного материала по изучаемым темам
- Подбор презентаций
- Подбор дидактических игр
- Составление плана основного этапа
- Определение цели и задач проектной деятельности.
Основной этап включает в себя:
- Рассматривание картинного материала
- Просмотр презентаций
- Сочинение коллективных сказок
- Продуктивная деятельность детей
- Чтение произведений с дальнейшим их анализом
- Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Экспериментальная деятельность
Заключительный этап:
- Выставка продуктивной деятельности детей
- Изготовление тематических папок с целью дальнейшего закрепления полученных знаний.
Ход основного этапа проекта
Изучению каждой темы отводился один день.
1- День облачка
2 - День дождика
3 - День радуги
4 - День воды
5 - День цветов
6 - День птиц
7 - День песка
8 - День ветра
9 - День берёзки
10 - День божьей коровки
Появляется солнышко и спрашивает детей о том, что они знают об окружающей природе.
Проблема каждого дня:
- Какие бывают облака?
- Почему идёт дождь?
- Какие цвета в радуге?
- Зачем нужна вода?
- Как устроены цветы?
- Как устроены птицы?
- Что можно сделать из песка?
- Чем полезен ветер?
- Какую пользу приносит берёза?
- Почему божью коровку назвали коровкой?
Формы работы: чтение художественной литературы, познавательные беседы, практические занятия, составление рассказов и сказок, просмотр презентаций, отгадывание загадок, заучивание стихов, подвижные игры, экспериментирование, создание тематических папок, наблюдение, изготовление продуктов детского творчества, дидактические игры.
Тема | Мероприятия | Задачи |
День облачка | Просмотр презентации об облаках. | Развитие детской компе-тентности, обогащение словаря. Познакомить с разными видами облаков. |
Рассказ воспитателя о том, как образуются облака. | ||
Игра-соревнование «Кто больше найдёт образов, на которые похожи облака». | Развивать воображение, внимание, образность. | |
Загадывание загадок о небе и облаках. | Развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений. | |
Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака» | Развивать воображение, связную речь, творческие проявления личности, умение слушать товарища и совместно сочинять историю. | |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Алябьевой «Облака». | Развивать чувство ритма, темпа, выразительность речи. | |
Пение песни «Облака, белогривые лошадки». | Развивать певческие умения, воображение, активизировать знания об облаках. | |
Подвижная игра «Облака и ветер». | Развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. | |
Чтение сказки Е. Алябьевой «Как небо собиралось в гости к Земле». | Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память. Формировать интерес к явлениям неживой природы. | |
Наблюдение за облаками. | Формировать интерес к явлениям неживой природы. Учить определять виды облаков. | |
Рисование облаков с использованием нетрадиционной техники (целлофановым пакетом). | Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику. | |
Проведение экспериментов с ватой и водой | Учить детей планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы. | |
День дождика | Просмотр презентации о дожде. | формировать представле-ние об особенностях летнего и осеннего дождя (ливневые, кратковремен-ные, тёплые, холодные, затяжные) |
Рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях. | ||
Заучивание стихотворения «Дождик» О. Масловой. | Воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом. | |
Чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча». | Формировать интерес к природному явлению. Совершенствовать осоз-нанное понимание взаимосвязей в природе. | |
Прослушивание песни «Дождик» музыка и слова М.М. Еремеевой. | Вызывать положительные эмоции от прослушивания музыкального произве-дения. Развивать чувство ритма и темпа. | |
Аппликация «Дождик». | Развитие творческих способностей, мелкой моторики. | |
Пословицы и поговорки о дожде. Заклички про дождь. | Развивать интерес к устному народному творчеству | |
Викторина «Что мы знаем о дожде?» | Активизировать знания детей о дожде. | |
День радуги | Просмотр презентации о радуге. | Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. |
Беседа о радуге. | ||
Чтение стихотворения «Радуга» С. Маршака. | Формировать интерес к природному явлению. Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память | |
Подвижная игра «Найди свой цвет» | Закреплять знания о порядке цветов в радуге. Формировать интерес к природному явлению. Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь к ней. | |
Дидактическая игра «Здравствуйте – я красный». | ||
Заучивание мнемонической фразы, используемой для запоминания основных цветов радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». | ||
Рисование «Радуга» | ||
День воды | Просмотр презентации о воде. Беседа о воде. «Зачем растению вода?» «Если б не было воды?» «Зачем опрыскивать листья?» «Что такое пресная вода?» «Какая в море вода?» «Как помочь речке?» «Где есть вода?» «Кому нужна вода?» | Формирование экологи-ческого сознания, береж-ного отношения к природным ресурсам. |
Рассказывание из личного опыта: «Как я научился плавать» «Как я отдыхал на море». | Развитие связной речи, активизация словаря. Обучать детей рассказывать по памяти. | |
Чтение стихов о воде. | Формировать. Развивать произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память. | |
Загадывание загадок о воде. | ||
Эксперименты с водой. «Куда делась вода?» «Что поможет сделать воду чистой?» «Вырастет ли семечко?», «Тонет – не тонет». | Познакомить детей со свойствами воды. | |
Дидактические игры: «Кому нужна вода? «Свет, звук, вода» «Где есть вода?» «Стань другом природы». | Развитие логического мышления, памяти, внимания. | |
Изготовление плаката «Берегите воду!» | Формирование экологи-ческого сознания, береж-ного отношения к природ-ным ресурсам. | |
День цветов | Наблюдение за цветами на участке ДОУ. Ответы на вопросы воспитателя о частях цветка, сравнение по высоте, форме листьев, запаху и т.д. | Учить детей сравнивать цветы по особенностям строения, окраске. Закрепить знания о строении цветка и о пользе которую приносят цветы. |
Пластический этюд «Цветок». | Развивать пластику, пантомимическую выразительность. | |
Изготовление цветка из цветной бумаги в техники оригами. | Развитие ориентировки на листе бумаге, мелкой моторики. | |
Чтение стихотворений о цветах. | Формировать умение выделять в стихах строчки, характери-зующие отличительные признаки цветка. Воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом. | |
Дидактическая игра «Расскажи о цветке». | Формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке, опираясь на схему. | |
Игра с мячом «Цветочные названия». | Закрепить названия цветов. Развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции. | |
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». | Познакомит детей с профессией флориста. Формировать представ-ление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты. Формировать умение исполнять роли продавца и покупателя. | |
Загадывание загадок о цветах. | Активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов. Развивать умение логически мыслить, выделять признаки, делать умозаключения. | |
Игра с мячом «Я знаю пять цветов». | Закреплять знания о луговых и садовых цветах. Формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов. | |
Хоровод «Мы на луг ходили». | Активизировать знания о луговых цветах. Развивать умение выполнять движения в соответствии со словами песни и музыкой. | |
День птиц | Просмотр презентации о птицах. | Формировать у детей представление о птицах как о живых существах, живущих в разных средах (на земле, на воде), которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Воспитывать поз-навательный интерес, любовь и бережное отношение к птицам. |
Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц. | ||
Игры на развитие мелкой моторики: «Птички», «Утка в камыше». | Развивать мелкую моторику, умение сочетать слово и движение, память. | |
Подвижные игры: «Журавли», «Вороны», «Летает – не летает». | Развивать физическую силу, воображение, внимание. | |
Прослушивание голосов птиц в природе. | Воспитывать любовь к птицам, бережное к ним отношение. | |
Рисование «Воробей». | Закреплять представления о внешнем виде птиц. Развивать изобразитель-ные умения. Чувство композиции, простран-ства. Формировать интерес к живой природе. | |
День песка | Просмотр презентации о песке. | Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. |
Беседа о песке. | ||
Эксперименты с песком: опыты с лупой «Свойства песка», «Сухой-мокрый», «Сыпучий-липкий», «Лёгкий-тяжёлый» | Закрепить представление детей о свойствах песка, развить любознатель-ность, наблюдательность. | |
Дидактические игры: упражнение «Рисование на песке», «Песочные прятки» | ||
Чтение стихотворения М. Ершова «Песочница». | Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. Развивать произ-вольное внимание, слуховое восприятие, воображение, память. | |
Игры с мокрым песком «Отпечатки», «Песочные строители», «Узоры на песке», «Кто к нам приходил?», «Куличи», «Песочные замки». | Развитие кинестетических ощущений, воображения. Активизировать речь детей, развить конструк-тивное умение. | |
Аппликация из песка по шаблону. | Развитие мелкой мото-рики, кинестетических ощущений, воображения. | |
День ветра | Наблюдение за тем, как ветер приводит в движение вертушки, флажки, султанчики. | Формировать интерес к явлениям неживой при-роды. Учить определять силу ветра. |
Загадывание загадок о ветре. | Развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерныеособенности явления. | |
Определение наличия и направления ветра по ряби на воде, налитой в таз или ванночку. | Развивать внимание, пространственную ориентировку. | |
Опыты: подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в ёмкости с водой; побегать с вертушкой; около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги; поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками. Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха. | Развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения. | |
Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о царе Салтане…» «Ветер. Ветер! Ты могуч…», «Ветер по морю гуляет…» | Формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству. | |
Дидактическое упражнение «Ветер –хорошо или плохо». | Формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, животных, растений. Объяснять свои умозаключения. | |
Логоритмическое упражнение «Ветер». | Развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание. Закреплять представления о ветре. | |
Дидактическое упражнение «Закончи предложение». | Активизировать глагольный словарь. | |
Подвижная игра «Два ветра». | Развивать физическую силу, воображение, внимание. Активизиро-вать знания о силе ветра. Формировать чувство коллективизма. | |
Рисование символов, отражающих разную силу ветра. | Развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения. | |
Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие». | Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сос-тавлять сложноподчинен-ные предложения. | |
Чтение сказки П. Воронько «Сказка про Суховей». | Дать представление о пагубном воздействии суховея (сухого горячего ветра, приносящего засуху) на рост и развитие растений, жизнь живот-ных и людей. Развивать память, произвольное внимание, умение уста-навливать причинно-следственные связи. | |
День берёзки | Рассматривание берёзы. | Закрепить знания оботличительных особен-ностях березы и о пользе которую она приносит. Вызывать интерес к родной природе. |
Чтение рассказов и стихотворений о березе. Т. Шорыгина «Берёза», «Хоровод берёз», «Берёзовый сок», «Моя берёзка». Г. Юнусова «Песня берёзки». | Формировать представ-ление о берёзовой роще. Развивать образное мыш-ление, воображение, речь. | |
Загадывание загадок о березе. | Развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева. | |
Мини-этюд «Берёзка». | Формировать умение представлять образ берёзки и передавать его выразительной панто-мимикой. Развивать воображение, пластику. Воспитывать интерес к живой природе через вхождение в образ. | |
Стихотворение с движениями «В Берёзовой роще». | Развивать чувство ритма и темпа, умение соотносить действия со словами текста. | |
Игра-перевоплощение «Ты маленькое деревце». | Развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение. Формировать экологическое сознание. | |
Рисование на тему «Берёзовая роща». | Закреплять представления о внешнем виде берёзы. Развивать изобразитель-ные умения. Чувство композиции, простран-ства. Формировать интерес к живой природе. | |
Хороводная игра «Солнечный хоровод у берёзки». | Активизировать знания о берёзе, её значении. Формировать интерес к природе, развивать песенные навыки. | |
День божьей коровки | Загадывание загадок о насекомых. | Развивать логическое мышление, доказатель-ную речь, умение выде-лять характерные призна-ки насекомого. |
Заучивание и использование в играх считалок о божьей коровке. | Развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение, память. Активизировать знания о насекомых. | |
Заучивание потешек о божьей коровке. | Развивать интерес к устному народному творчеству, жизни насеко-мых, память, выразитель-ность речи. | |
Просмотр презентации о божьих коровках. | Познакомить детей с разнообразием видов божьих коровок. | |
Беседа о пользе божьей коровки. | Формирование любви и бережного отношения к природе. | |
Чтение художественной литературы. Стихотворение Ф. Грубина «Божья коровка». | Формирование любви к природе. Развивать образ-ное мышление, вообра-жение, речь. | |
Рассматривание в природе божьей коровки. | Формирование любви и бережного отношения к природе. | |
Изготовление божьей коровки в технике оригами. | Развитие ориентировки на листе бумаге, мелкой моторики. | |
Настольные игры: «Разрезные картинки – насекомые», пазлы, лото «Насекомые», «Приключения божьей коровки», «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Закончи предложение». | Развитие зрительного внимания, логики, мышления. | |
Подвижные игры. «Найди свой домик», «Божья коровка», «Вот выходим мы на луг», «Летает – не летает». | Развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. |
Результаты проекта
В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы дошкольники рассматривали божью коровку, познакомились с особенностями ее внешнего вида, повадками, отмечали ее роль в природе. Воспитанники узнали занимательные факты из жизни птиц, полезные свойства берёзы, как устроены цветы, почему идёт дождь, зачем и кому нужна вода. Изготовили поделки: оригами "Божья коровка", оригами "Цветок", дождевое облако, рисунки берёзы, радуги, облаков. Это позволило, не покидая территории детского сада, познакомить детей с живой и неживой природой.
Итог всего проекта – совместное с детьми и родителями создание лепбуков (тематических папок) по теме дня.
Тематические папки могут использоваться в дальнейшем как дидактические пособия на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. – М.: Сфера, 2012
2. Чусовская А. Н. Лето красное - прекрасное! – М.: Сфера, 2013 г.
3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Волгоград: Учитель, 2014
4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2003
5 Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России. -2003.
6. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. М.: Линка-Пресс 2004
7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. М.: Союз, 2005 г.
8. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. СПб: Изд-ва РГПУ им. А.И. Герцена,2008 г.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб: Детство-прессс, 2009 г.
10. Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград: Учитель, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"
Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".
Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...
Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...
Консультация для родителей"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Показатели психического развития детей...
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...
Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...