Консультация для воспитателей «Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 25.83 КБ |
ikt-prezentacija_gsv3t.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».
Подготовила воспитатель Юрасова Т.О.
ДОУ № 14, г. Рыбинск.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение?
Слайд 1.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Поэтому необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
Для этого очень важно с детского сада познакомить ребенка с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая профессиями редкими, необычными и не менее значимыми для людей, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.
Слайд 2.
Задачи, стоящие перед современным образованием, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время вопрос организации жизнедеятельности ребенка в условиях дошкольного учреждения требует привлечения дополнительных ресурсов, к которым относятся ИКТ.
Слайд 3.
Использование в процессе обучения дошкольников ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из способов сделать занятие современным и нетрадиционным и позволяет существенно повысить качество предлагаемой детям информации. Информатизация системы образования постепенно предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Слайд 4.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования(администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
На сегодняшний день нам доступен довольно обширный выбор ИКТ . Это:
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Видеомагнитофон
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Видеокамера
Слайд 5.
Основные формы работы по ознакомлению старших дошкольников с профессиями это: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно – досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.
Слайд 6.
Основными формами использования ИКТ по ознакомлению старших дошкольников с профессиями являются:
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессиям
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций о профессиях в программе Microsoft Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций.
-создание электронного каталога презентаций по ознакомлению детей с профессиями.
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов) по ознакомлению детей с профессиями.
- использование фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
-оформление буклетов, наглядной информации для родителей по данной теме.
- ведение группы в социальной сети Контакт, где размещаются интересные статьи для родителей, фотографии, конкурсы, игры для детей.
- видео экскурсии для детей.
Слайд 7.
Преимущества использования ИКТ
Использование компьютерных технологий при ознакомлении старших дошкольников с профессиями помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Преимущества интерактивной доски
- помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
- при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; (Интерактивное обучение)
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т.д.);
- использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
- занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с педагогом;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Слайд 8.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
Не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Слайд 9.
Таким образом, ознакомление детей с профессиями посредством ИКТ делает совместную организованную деятельность педагога с детьми яркой, насыщенной, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, что насыщает сознание ребенка разнообразными представлениями о мире профессий и выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Слайд 10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Стратегия развития информационного общества ИКТ как средство проведения современных за нят ий изменение требований к управлению ДОУ к педагогам
Использование в процессе обучения дошкольников ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из способов сделать занятие современным и нетрадиционным и позволяет существенно повысить качество предлагаемой детям информации. Только педагог, который с радостью познает сам что-то новое и привносит это в свою работу, умело сочетает традиционные и современные методы обучения, может стать по-настоящему интересным детям и проводить занятия не только познавательно, но и с увлечением.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Использование ИКТ Дидактические игры Встречи с людьми разных профессий Сюжетно-ролевые игры Беседы Экскурсии Компьютерные игры, презентации
использование интерактивной доски ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям создание электронного каталога презентаций создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint использование фотоаппарату-ры и программ редактирова-ния фото-графий. создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов) использование показа видео-фрагментов ведение группы в социальной сети оформление буклетов, наглядной информации для родителей
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; - делать занятия более наглядными и интенсивными; - формировать информационную культуру у детей; - активизировать познавательный интерес; - реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; - дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; - снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»; - активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ: «Общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени , при этом использование экрана не более 7-10 минут Не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз
Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение современных технологий, в том числе и информационных, является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности в ОУ созд...
Консультация для воспитателей "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"
Консультация помогает воспитателм поэтапно ознакомить детей с творческими профессиями....
Консультация для воспитателей: "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"
Материал для воспитателей детских садов. Поможет педагогу поэтапно познакомить детей с творческими профессиями....
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством информационно-коммуникационных технологий"
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений....
Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"
Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...
Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»
В свете последних событий происходящих по всему миру, когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...
Детско-взрослый проект по теме: «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационных технологий»
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...