Конспект занятия в старшей группе «Дарьюшкин сарафан» (ознакомление с окружающим, ручной труд)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с русским народным женским костюмом, его характерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
daryushkin_sarafan.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Дарьюшкин сарафан»
(ознакомление с окружающим, ручной труд)
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с русским народным женским костюмом, его характерными особенностями. Закрепить в речи названия составляющих частей костюма (сарафан, понева, душегрея, кокошник, рязы, поднизы). Развивать творческие способности детей, эстетические чувства. Способствовать развитию навыков продуктивной деятельности, мелкой моторики. Воспитывать интерес к русской культуре.
Организационный момент:
Утром солнышко проснулось,
Всем на свете улыбнулось,
Громко «Здравствуйте» сказало,
И по небу побежало.
Всех обогрело
И тихонько село.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости должна придти девочка Дашенька. (Стук в дверь). А вот и она.
Дашенька:
Простите за то, что я задержалась,
Но дело все в том,
Что я наряжалась.
Одела такой вот красивый наряд -
Хотела порадовать милых ребят!
В: Правда, Дашенька, ты очень красиво нарядилась. Дети, а вы знаете, как называется Дашенькин наряд? (Сарафан). Сарафан – женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Сарафаны делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях, сказках женщин называли «лебедушками». В сарафанах женщинам было удобно трудиться, и отдыхать, веселиться, играть в народные игры и забавы. Дашенька, а что ты с собой принесла?
Д: Я принесла сундучок. Я нашла у бабушки и хочу с ребятами открыть этот сундучок. Чтобы открыть бабушки сундучок, нужно сказать волшебные слова:
«Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка,
Открывай свои замки,
Покажи нам, что внутри»
Давайте повторим хором. (Дети повторяют, сундучок открывается).
В: Ой, да в сундучке хранится русский женский костюм. Давайте его рассмотрим.
-Мы знаем, что женщины всегда носили под сарафаном рубашки. Они были длинные и короткие. Короткая рубаха называется - панева. Повторим это слово хором - панева.
-Что же еще есть в сундучке? Что это? (Сарафан).
-Чем сарафан отличается от платья? (Это длинная одежда без рукавов).
-Это праздничный сарафан. Он сшит из дорогой ткани. Эта ткань называется – парча.
-Давайте повторим хором, как называется эта ткань – (парча).
-Потрогайте, какая это ткань (блестящая, хрустящая, шершавая, серебристая).
-Да, сразу видно, что это дорогая ткань.
-Из такой ткани шили сарафаны только зажиточные люди для праздников.
-Чем украшен сарафан? (Красными лентами, золотой ниточкой, бисером, пайетками, узором на ткани).
-Но это еще не все. Для тепла поверх сарафан надевали - душегрею
-Давайте произнесем это слово хором. (Душегрея).
-Как образовалось это слов? («Душу грей»)
-Душегрея – это короткая одежда на лямках с застежкой впереди. Душегрею оторачивали мехом.
-Чем украшена душегрея? (Мехом, тесьмой, бисером).
-Теперь рассмотрим головной убор?
-Кто знает, как он называется? (Кокошник).
-И называется он так, потому что похож на гребень у курицы.
-Посмотрите, сбоку к кокошнику слева и справа подвешивали - рязы. Это нитки бус, которые спускались вдоль щек, а на лоб надевались сетки из жемчуга, они назывались – поднизы.
-Как назывались нитки бус, которые спускались вдоль щек? (Рязы).
-А как называлась сетка из жемчуга на лбу? (Поднизы).
-Посмотрите еще раз на этот головной убор и скажите, чем он украшен? (Бусами, дорогими каменьями, вышивкой , рязами, поднизами).
-Давайте еще раз полюбуемся нарядом, который носили русские женщины в старину. Повторим, из каких предметов одежды он состоял? (Панева, сарафан, душегрея, кокошник).
-Ну что, ребята, пришло время и отдохнуть. Давайте поиграем, встанем в круг.
Зрительная гимнастика:
Солнце свети высоко,
Весною дышится легко,
Слева ручеек бежит,
Справа реченька шумит,
Девицы идут по кругу,
В хороводе друг за другом.
Мы зажмуримся сильнее,
Поморгаем побыстрее.
Физминутка «Заря-заряница»:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю гуляла,
Ключи потеряла.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
1, 2, 3 - не воронь,
Беги, как огонь.
-Ну что же «Делу время – потехе час».
-Ребята, обратите внимание какой красивый головной убор у Дашеньки. Нравиться вам? Иногда девушки надевали на голову ленту. Ее украшали вышивкой или бисером.
Д: Я хочу вам на память подарить ленточки, потому что мне у вас очень понравилось.
-Давайте украсим эти ленточки. Девочки оставят их себе, а мальчики подарят своим сестричкам или мамам.
-А украшать мы будем вот этими стразами. Возьмите, какие вам нравятся и приступайте к работе. Узор придумайте самостоятельно .
-Но для начала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
-А теперь приступайте к работе.
-Работаем правой рукой, слева направо
-Ну что ж, ребята, потрудились мы на славу!
-Теперь пора и наряд показать. (Помочь надеть ленты девочкам).
-А работами мальчиков полюбуемся. (Воспитатель отмечает ритмичность, ровность, необычность узора).
-Какие новые слова вы запомнили? (Душегрея, рязы, поднизы, кокошник).
Рефлексия:
-Дашенька, ты подарила нам ленточки. А мы тебе хотим подарить бусы.
-Ребята, если вам было интересно, и вы хотите еще поговорить о русском народном костюме – возьмите зеленую бусинку, а если вы немного затруднялись - возьмите красную бусинку.
-Давайте оденем бусинки на шнурочек и подарим Даше. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
Путешествие - беседа о происхождении часов....
Непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд» Тема: «Сказочные ежики»
Цель: Научить детей создавать поделку ежа нетрадиционным способом из гречки и пшена . Задачи : Образовательные: - учить детей с помощью гречки и пшена передавать образ ежа;- закрепить...
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку» с презентацией
Конспект НОД с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (конструирование, ручной труд) «Как лоскуток скрутился в куклу Столбушку»Цель: Приобщение к традициям и ценност...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Музыкальный инструмент «Маракас» ручной труд
Закреплять и расширять знания детей о музыкальных инструментах, о маракасах...
Конспект занятия в старшей группе по ручному труду на тему: "Божья коровка"
Задачи: 1.Продолжать расширять знания детей об окружающем мире; способствовать развитию воображения, речи, памяти ; 2.Продолжить знакомить детей с оригами - конструировать поделку «бо...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Красавица картошка»
Познакомить детей с Родиной картофеля; его появления на Руси.Расширять представление о значении этого овоща в жизни человека Формировать у детей зн...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Тема: «Ты мой друг и я твой друг».Цель: Продолжать формировать нравственные основы личности дошкольника.Задачи:-Закреплять представления о понятиях "дружба", "друг".-Ра...