Конспект занятия в старшей группе «Я – Человек». Ознакомление с окружающим.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Я – Человек».
Ознакомление с окружающим.
Выполнила воспитатель
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Гладкина М.А.
Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности.
Задачи:
Формировать у детей осознание собственной значимости среди людей; уметь видеть сходство и различие людей, совершенствовать знания о гендерном отличии, отличие человека от животного.
Совершенствовать представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок – дошкольник, подросток, взрослый человек и старый человек); развивать навыки само обследования.
Упражнять в умении выстраивать сериативный ряд.
Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы и оборудование: маленькое солнышко; мягкая игрушка кошка; картинки по теме; кукла Катя и Ваня; схемы развития человека.
Ход занятия
Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко)
- Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом.
Давайте с ним поздороваемся.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!»
Игра «Солнышко». Передаем солнышко по кругу.
«Ходит солнышко по кругу.
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы – солнечный привет.»
- Вот мы и познакомились с солнышком. а сейчас давайте улыбнёмся друг другу, посмотрите, какие вы все красивые и добрые.
Загадка.
«На земле он всех сильней. Потому что всех умней. (Человек).
- Ребята, а мы можем Никиту назвать человеком? Как можно назвать Дашу? Кто она? (Человек), а Артём кто? Тоже – человек. И я человек. А все вместе мы кто? (Люди).
- Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!
Дети рассматривают картинки и повторяют понятия.
Объяснение.
- Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. А кто скажет, чем люди похожи друг на друга? (ответы детей)
- У всех людей есть голова, туловище, две верхних конечности – это руки, и две нижних конечности – это ноги. У каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.
Дети встают, смотрят друг на друга, повторяют названия частей тела и показывают руками.
- Посмотрите, наши с вами тела похожи, потому что мы – люди!
- А для чего нужны нам глаза? (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды, все, что нас окружает).
- Для чего нам нужен нос? (Чтобы улавливать запахи, дышать).
- Для чего нужен рот? (Чтобы есть, дышать, говорить).
- Для чего нужны уши? (Чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит).
Правильно, молодцы!
Игра малой подвижности «Это я».
Это глазки – вот, вот,
Это ушки – вот, вот,
Это нос, это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки – хлоп, хлоп,
Это ножки – топ, топ,
Ох, устали, вытрем лоб.
- Ребята, все люди похожи друг на друга, у нас одинаковое тело.
- А на животных мы похожи?
-У них есть тело, как у человека? (ответы детей)
За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель заносит ее, дети гладят кошку, рассматривают. (Можно внести картинку кошки)
- У кошки – лапы, а у человека? (руки и ноги).
- Кошка ходит на четырех лапах, а человек? (на двух).
- У кошки есть хвост, а у человека? (нет).
- Ребята, а какое самое главное отличие человека от животного? (человек умеет думать, мыслить, делать разные предметы).
Вывод: человек не похож на животное.
- Ребята, посмотрите, у вас в игровом уголке есть кукла Катя и ее младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте позовём их к себе.
- Изучая свое тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки, ноги (показать на кукле, дети называют). Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших Катю и Ваню.
- Чем они отличаются? (ответы детей). Наши гости отличаются по полу: Катя - девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки) - Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?
- Мальчики и девочки отличаются одеждой.
- Что носят мальчики? (шорты, рубашки, у них другая обувь).
- Что носят девочки? (платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли». Еще Ваня и Катя отличаются прической.
- Какие волосы у мальчиков? (короткие).
- А у девочек? (длинные косы с бантиками).
- Еще девочки или ваши мамы носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. а мальчики и папы не носят таких украшений. Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (красит губы, глаза, щеки). А папы этого никогда не делают.
Картинка с изображением мужчины и женщины. Дети рассматривают ее и сравнивают.
- Чем же еще различаются наши куклы? (ответы детей).
- Катя и Ваня – разные по росту. Катя – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький.
Воспитатель по очереди сравнивает детей с собой. Я высокая, а Лера низкая. Дети выстраивают подгруппу сверстников по росту и выясняют, кто выше, а кто ниже.
- Ребята, но еще люди отличаются между собой по весу. Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки). И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самые красивые, и мы их любим.
Речевая игра «Найдём хозяина».
Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит начало предложения:
Ресницы нужны… (глазам)
Локти нужны… (рукам)
Пятки нужны… (ногам)
Волосы нужны… (голове)
Лопатки нужны… (спине)
Колени нужны… (ногам)
- Дидактическая игра «Кто это?»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображен. (Дедушка, бабушка, девочка и т.д.)
- Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту.
- Я – бабушка, мне … лет, а Артем – мальчик, ему 5 лет, Оксана Владимировна, молодая женщина.
Работа со схемами развития человека. Детям предлагаются рассмотреть схемы развития человека.
- Как вы думаете, могут ли эти рисунки быть изображением одного и того же человека? (дети обсуждают и доказывают).
Дидактическая игра «Развитие человека». Детям предлагаются рассмотреть картинки с изображением людей разного возраста и составить схему развития человека (на столах лежат схематичные изображения человека), и определить, какими они себя считают – взрослыми, большими, маленькими или очень маленькими.
Молодцы, вы справились с заданием.
Итог занятия.
О ком мы сегодня говорили на занятии?
Чем похожи все люди?
Чем люди отличаются от животных?
Как развивается человек, что происходит с ним со временем?
В конце занятия дети рисуют свой портрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»
занятие направленно на закрепление осенних признаков, развитие коммуникативных умений...
Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»
Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
Путешествие - беседа о происхождении часов....
Конспект занятия в старшей группе «Дарьюшкин сарафан» (ознакомление с окружающим, ручной труд)
Знакомство детей с русским народным женским костюмом, его характерными особенностями....
Интегрированное занятие в старшей группе по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи. Тема :Волшебница –вода
значение воды в жизни человека, животных, растений...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Тема: «Ты мой друг и я твой друг».Цель: Продолжать формировать нравственные основы личности дошкольника.Задачи:-Закреплять представления о понятиях "дружба", "друг".-Ра...
Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) "Путешествие по экологии с элементами математики" (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)
Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) "Путешествие по экологии с элементами математики" (с использованием игровых и здоровьесбере...